Родник, святой источник иконы божией матери страстная и во имя святого пророка илии село верхнее мячково. Церковь рождества божией матери Храм в мячково расписание богослужений май

Фото: Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Верхнем Мячково

Фото и описание

Каменная Богородицерождественская церковь в Верхнем Мячково впервые упоминается в документах, датированных 80-ми годами XVII столетия. Точную дату возведения этого храма историкам установить не удалось.

До конца XIX века на территории церковного кладбища находилась белокаменная часовня, построенная в 20-е годы XVII столетия (дата постройки была указана на стене здания). В настоящее время этой часовни не существует.

Во второй половине XVIII века Богородицерождественский храм был отремонтирован, к нему был пристроен новый придел. Позже была возведена колокольня. В храме находился сосновый иконостас, состоявший из пяти ярусов, украшенный резьбой и позолотой.

В период Отечественной войны 1812 года церковь была разграблена французским войском (в частности, исчезли драгоценные ризы образов и антиминсы). В 40-е годы XIX века была перестроена трапезная. Проект перестройки был разработан И. П. Лутохиным.

Вскоре после революции 1917 года новыми властями была предпринята попытка закрыть церковь. Жители села отстояли храм, но был арестован настоятель. Благодаря ходатайству местных жителей он вскоре был отпущен на свободу и продолжил служение в церкви. В 30-е годы XX века власти вновь попытались закрыть храм. Было принято решение использовать церковный придел в качестве зернохранилища, туда даже начали ссыпать зерно, но местные жители вновь отстояли церковь.

В середине 80-х годов XX века в здании, пришедшем в упадок, были начаты ремонтно-восстановительные работы. В 90-е годы оно было возвращено верующим.

Село Верхнее Мячково.

Название села пошло по прозвищу первого владельца, Ивана Яковлевича Мячко (середина XV в.) - внука Олбуги, знатного человека, выехавшего из Теврижского государства (Армении) к великому князю Дмитрию Донскому . Иван Яковлевич продал село княгине Софье Витовтовне (оно упомянуто в её завещании). Затем оно перешло к её внуку Юрию Васильевичу.

С XIV в. здесь производилась разработка белого камня. Село всегда наводилось в Дворцовом ведомстве, кроме 1709-1728 г., когда принадлежало Д. Меншикову.

Церковь в 1680 г. была уже каменной.

В 1731 г. Дан указ о починке ветхого храма и пристройке придала Святителя Николая.

Храм построен заново в 1767 г. В 1847 г. перестроена трапезная (в которой освящены престолы Святителя Николая и Пророка Илии) и колокольня . Иконостас - первой четверти XIX в. При церкви на приходском кладбище с давних времен существовала каменная, но ветхая часовня.

Причт церковный издавна: священник, диакон, дьячек, пономарь. В середине XIX в. настоятелем храма был священник Феодор Климентович Сахаров (род. 1800), сын дьячка. По окончании Московской Духовной семинарии в 1824 г. со званием студента (т.е. был из лучших учеников своего выпуска) определен учителем обоих классов Перервинского Духовного училища. По увольнении от училищной службы рукоположен во священника в храм с. Верхнее Мячково. Позднее определен благочинным, награжден набедренником и скуфьей. Определен, по приглашению удельного начальства, с утверждением начальством духовным, преподавать первоначальные наставления в вере поселянским детям в Мячковском сельском Удельном училище. Получил от Архипастыря разрешение обучать безмездно детей прихожан в домашнем церковном училище (закрыто в 1843 г.). Со времени поступления на должность о. Феодором Сахаровым присоединено ко Святой Церкви 34 раскольника и крещено 2 еврея.

В 1885,1889 и 1891 г. в семье Николая Петровича Миневрина, священника церкви с. Мячково, родились сыновья Пётр, Василий и Сергей, окончившие, соответственно в 1898,1904 и 1906 г. Донское училище, и в 1904,1910 и 1913 г. - Московскую семинарию.

В 1892 и 1895 г в семье диакона церкви с. Каменное-Мячково Михаила Васильевича Любимова родились сыновья Василий и Николай окончившие Перервинское училище (1909) и Московскую семинарию (в 191Я и 1917).

В престольный праздник Рождества Божией Матери у церкви собиралась ярмарка. В 1912 г. в селе имелись двухклассное училище, земское женское училище (1885), приходская богадельня, больница, 3 чайные, 6 лавок, пекарня.

Богадельня при Богородицерождественской церкви села Мячком Бронницкого уезда построена на средства умершего крестьянина с Нижнего Мячкова Павла Торопова, деревянная, 12 на 14, крыта железом. В ней проживаете престарелых женщин, содержатся на свои средства и на доброхотные подаяния от прихожан.

Настоятель священник Николай Минервин.

В семье диакона церкви с. Мячкого Владимира Георгиевича Розанова в 1885 г. родился сын Павел, окончивший Заиконоспасское Духовное училище в 1901 г., и Московскую семинарию в 1907.

В 1890-х гг. священником церкви с. Нижнего Мячково был Василий Иванович Смирнов. В 1890 г. у него родился сын Василий в 1904 г. окончивший Донское Духовное училище, и в 1910 г. - Московскую Духовную семинарию. В с. Нижнем Мячкове, в 1904 г., местным священником Василием Ивановичем Смирновым, была открыта церковноприходская школа. Отец Василий и состоял её заведующим. Поводом к открытию школы послужило переполнение школы Верхне-Мячковской, вследствие чего не все дети с. Нижнего-Мячкова могли попасть туда, и неудобство сообщения с Верхним-Мячковым, отделенным от Нижнего-Мячкова рекою Москвою, почему и поступившие в названную школу не могли исправно посещать её. Школа помещалась в собственном, очень просторном здании, построенном на средства церкви, попечителя и пожертвования прихожан. Чисто учащихся было около 100 человек. Школа-двухкомплектная. Попечителем школы состоял местный крестьянин И. Т. Пенкин.

29 ноября 1918 г. настоятель Богородице-Рождественского храма о. Василий Смирнов был арестован. У о. Василия дома нашли брошюру Совета объединенных приходов г. Москвы , и это послужило для Бронницкого ЧК достаточным основанием для его ареста. Отец Василий был одной из первых жертв декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Следователь Барышников, через 4 с половиной месяца после ареста о. Василия требовал для него суда трибунала: «15 апреля 1919 г. Расследование этого дела установило, что священник Смирнов пытался на почве религиозных воззрений восстановить наиболее темные массы крестьян против Советской власти, чему служит ряд доказательств, имеющихся в деле в виде переписки и воззваний к верующим, чтобы они отстаивали церковь от всяких посягательств, которые на нее в настоящее время обрушиваются. Священник Смирнов, безусловно, имел в виду декрет СНК об отделении церкви от государства и неправильно истолковывал его содержание... я закачаю: что священник Смирнов является виновным в неправильном Толковании крестьянам декрета СНК об отделении церкви от государева с целью восстановления их против Советской власти, а потому полагаю дело священника Смирнова передать в Московский губернский революционный трибунал...»

Допрошенный в следственной комиссии 30 июня 1919 г. священник Смирной показал, что доклад был дан ему благочинным священником Тузовым для сведения, что доклада этого он, Смирнов, не распространял, в проповедях ничего по поводу этого доклада не говорил, а также не касался темы отделения церкви от государства. Автора доклада Полозова на знает...Дело же против священника В.И. Смирнова, за недоказанностью преступления, следствием прекратить».

Арест священника вызвал ходатайства прихожан и родственников.

Прошение В.В. Смирнова в следственную комиссию при Московском ревтрибунале об ускорении рассмотрения дела его отца священника В.И. Смирнова: «19 июня 1919 г. В настоящее время в Бутырской тюрьме заключен мой отец Василий Иванович Смирнов. Он был арестован 29 ноября 1918 г. по предписанию Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии и содержался в Бронницкой тюрьме до 6 мая с.г, когда был переведен в Таганскую тюрьму и оттуда 16 мая с.г. в Бутырскую. За все долгое время пребывания в Бронницкой тюрьме заключенный ни разу не был вызван на допрос, тогда как арестованный вместе с ним по подозрению в совместной контрреволюционной деятельности гр. деревни Титовой Королев по прошествии месяца со дня ареста был допрошен и освобожден из тюрьмы.

При неоднократных справках в Бронницкой уездной чрезвычайной комиссии о причинах ареста и содержания в тюрьме В.И. Смирнова давался один ответ, что содержится в тюрьме потому, что контрреволюционер; и вопрос - где основания к такому утверждению - всегда оставался без ответа. Прошлое В.И. Смирнова вовсе не свидетельствует о его контрреволюционности. Ни в каких монархических организациях он не принимал участия.

Стараясь оградить интересы населения от кулаков, он был постоянным поборником кооперации. По его инициативе и благодаря его трудам в 1909 г. в с. Мячкове открыта потребительская лавка; он же принимал деятельное участие при организации в с. Мячкове молочной артели и кредитного товарищества.

Считая ненормальным явлением в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике содержание в тюрьме более 6 месяцев человека, виновность которого не установлена, прошу возможно скоро разобрать дело. Мое желание, чтобы дело было закончено скорее, обуславливается еще следующим обстоятельством. Кроме меня, у заключенного есть один только сын - Иван Васильевич Смирнов, который взят на военную службу в октябре 1918 г. и теперь находится на фронте, состоя красным офицером в 6-й роте 220-го Иваново-Вознесенского полка; я, будучи учителем в Константиновской советской школе вблизи Мячково, имел возможность следить за домом и Хозяйством, но в недалеком будущем я тоже могу быть призванным на военную службу как рядовой старой армии, вернувшийся из германского плена, и тогда дом и хозяйство останутся на попечение неработоспособной 65-летней тетки моей гр. К.В. Григорьевой, что, конечно, не может меня не беспокоить.

Ввиду всего вышеизложенного еще раз прошу ускорить расследование дела В.И. Смирнова. Гражданин с. Мячкова В. Смирнов».

До революции рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково находился святой источник. В советское источник был осквернен, забросан мусором, на месте источника была устроена свалка. Силами прихода с 1999 года начались первые работы по расчистке источника от мусора. Прихожанами был расчищен и восстановлен родник. Его Высокопреосвященство Высопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий торжественно освятил святой источник 26 августа 2001 года в день празднования иконы Божией Матери «Страстная». Родник был освящен в честь иконы Божией Матери «Страстная» и Святого пророка Илии.

Случаи исцеления на этом святом источники продолжаются до сих пор, о чем свидетельствуют прихожане и паломники. Местность вокруг источника очень живописная: бревенчатые постройки, беседка, грот, аккуратно выложенный из серых камней, деревья, кусты и цветы, словно в сказке. Всегда на Руси считалось, источник у храма – это особая благодать и милость Божия и Царицы Небесной.

Святая вода, к которой припадают люди, так же благодатна, как и Слово Божие. Ежегодно паломничество к святому источнику рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково неуклонно растет. Ежегодно совершается крестный ход на святой источник в день празднования святого пророка Илии, в праздник иконы Пресвяятой Богородицы «Страстная», на праздник Крещения Господне.

По многочисленным свидетельствам верующих, после омовения в купальне источника происходили исцеления от различных заболеваний.

В комплекс источника входят: декоративный шар из искусственного и природного камня, внутри которого по деревянному лотку сливается железистая вода, часовня-купальня с купелью, стела с распятием Христа, два колодца с куполами, крытыми деревянной «чешуей», беседка. Колодцы накапливают воду, которая по трубам попадает в лоток шара. От бетонной дороги через калитку вниз к роднику ведут ступени, выложенные тротуарной плиткой. у первого колодца площадка для отдыха со скамейкой. К источнику и купальне спускается дорожка из искусственной плитки. Вход на территорию закрывается на замок, ключи в храме. Территория огорожена и благоустроена благодаря трудам протоиерея Александра Шередекина и прихожан храма Рождества Пресвятой Богородицы. Источник находится справа от храма (нужно спуститься метров 200 вниз по дороге). Ключи от источника находятся в почтовом ящике в калитке (с левой стороны от храма).

Как добраться:

на общественном транспорте из Москвы от метро «Кузьминки» автобусами №№ 348, 348э до автостанции Лыткарино, далее автобусом № 3 до села Верхнее Мячково.

на личном транспорте из Москвы выезжаем по Новорязанскому шоссе (М5), расстояние от МКАД 22 км. В деревне Островцы направо на Лыткарино, у Тураевской промзоны левый поворот по дороге мимо Лыткарино. От поворота у базы 2 км до храма Рождества Пресвятой Богородицы, перед которым поворачиваем вправо на дорогу из бетонных плит к дачным домам. По ней 150 м вниз до благоустроенной территории святого источника.

Координаты:

N55° 32"43.80"
E37° 58"56.59"

Рассказ о людях, которые в самые трудные для страны годы сохранили силу духа и веру в Промысел Божий

71 год назад закончилась Великая Отечественная война. Многие не вернулись с фронта.Вернувшиеся с войны хранили память о военных событиях всю свою жизнь, передав эти драгоценные воспоминания своим детям, внукам и правнукам.

Верхнее Мячково – любимое и родное для многих село в Раменском районе Московской области. Это древнее село всегда было в центре важных исторических событий. В XIV веке великий московский князь Дмитрий Иванович Донской из мячковского камня – белого известняка – начал строительство белокаменного Московского Кремля. События Отечественной войны 1812 года также связаны с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково. Осенью 1812 года русская армия совершала Тарутинский маневр, а преследовавшая ее французская армия ворвалась в село Верхнее Мячково, опустошила дома, разорила и ограбила церковь.
Первые годы советской власти были трудными для села и для церкви. Но прихожане и селяне отстояли ее, не допустив закрытия и поругания своего любимого храма.
В годы Великой Отечественной войны жители села Верхнее Мячково встали на защиту Родины от врага. Все соседние села и деревни объединились вокруг Верхнего Мячково, в котором осталась единственная на всю ближайшую округу действующая церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Это был духовный маячок, освещавший и направлявший жизненные пути селян Верхнего Мячково и соседних деревень: Нижнего Мячково, Щеголево, Орлово, Ямчинихи, Куприянихи, Лукино, Зеленой Слободы, Еганово. В церковь стекались верующие за духовной помощью, советом и поддержкой, здесь возносилась соборная молитва за веру, Отечество и народ.
Село Верхнее Мячково всегда славилось людьми трудолюбивыми, заботливыми, стойкими и преданными. Под стать мужчинам – труженикам и воинам – были женщины, которые на своих плечах смогли вынести все тяготы революционного и военного времени. В селе есть много известных фамилий – Пантюшины, Зименковы, Постновы, Соленовы, Пузановы, Смирновы, Чечулины, Чугорины, Стуловы и другие. Все эти семьи напрямую связали свою жизнь с храмом Рождества Пресвятой Богородицы.

Чугорины


Клавдия Васильевна Чугорина с детьми, 1943 год

Большая и дружная семья Чугориных издавна проживала в Верхнем Мячково. Один из ее представителей – Алексей Иванович Чугорин – родился и вырос в Верхнем Мячково, крестился и венчался в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Избранницей его и верной супругой стала уроженка села Зеленая Слобода Анна Петровна Ляпунова, которая также родилась и выросла в верующей семье.

Алексей Иванович был участником Первой мировой войны, на войне получил ранение и был комиссован. После революции Алексей Иванович был портным и некоторое время проживал с семьей в Москве, в Сокольниках, там, на улице Короленко, в 1910 году у него родился сын Владимир.
В 1925 году из Москвы семья переехала в Верхнее Мячково. Алексей Иванович начал строить дом, в котором он прожил до самой смерти.
Жена его Анна Петровна еще до войны была избрана председателем ревизионной комиссии в храме. Родственник Анны Петровны, у которого был фотоаппарат, смог снять исторический момент в судьбе храма и села, когда в 1936 году с церковной колокольни был варварски сброшен самый большой колокол, на протяжении ста лет созывавший на службу в храм и сельские сходы, извещавший жителей о пожарах.


Владимир Алексеевич Чугорин, 1942 год

Сын Владимир рос верующим, скромным и умным мальчиком. Сразу после окончания школы пошел работать на каменоломни, которые были открыты в Верхнем Мячково с давних времен. В 1930 году в возрасте двадцати лет Владимир ушел в армию, служил матросом на флоте в Севастополе. В 1935 году демобилизовался и в этом же году познакомился со своей будущей супругой Клавдией Васильевной Маркачевой. Молодые люди впервые увидели друг друга в церкви на венчании своих друзей. В те годы совсем небезопасно было не только венчаться и креститься, но даже посещать богослужения в храме, поэтому Владимир Алексеевич и Клавдия Васильевна всегда говорили, что Промыслом Божиим они встретили друг друга.
Клавдия Васильевна Чугорина, в девичестве Маркачева, родилась в 1912 году в селе Щеголево, что на другом берегу Москвы-реки, за Нижним Мячково. В семье родилось 14 детей, но выжили только три девочки, Клавдия была старшей. Мать Дарья Дмитриевна была верующей, женщиной строгих нравов, воспитывала своих дочерей в вере и благочестии. Клавдия Васильевна до замужества работала в Мещерино молочным мастером на даче М.И. Калинина.
19 января 1936 года, в праздник Крещения, Клавдия Васильевна и Владимир Алексеевич поженились, в этом же году у них родился сын Николай. Владимир Алексеевич работал шофером в Детгородке ЗИЛ. Он был заботливым и внимательным отцом. В 1939 году в семье родилась дочь Ольга.
22 июня 1940 года, ровно за год до начала Великой Отечественной войны, умерла мать Владимира Алексеевича Анна Петровна, которая всю свою жизнь в Мячково связала со службой в храме. В этой церкви ее и отпевали, похоронена она на кладбище в Мячково.
В те годы священником был отец Калинник. При нем со всей округи свозили в церковь иконы и утварь. Батюшка все это бережно принимал и хранил.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Владимир Алексеевич был призван на фронт. В 1941 году он отправился служить на Северный флот, в Мурманск. В 1945 году продолжил свой боевой путь на Дальнем Востоке в войне с фашистской Японией.
Дома в Верхнем Мячково его ждала жена Клавдия Васильевна с двумя детьми. Жили в войну на карточки, которые ей выдавали на ЗИЛе как жене военнослужащего.

Их дочь Ольга Владимировна Чугорина (Гостевская) вспоминает:
«В нашем доме всегда были иконы, горела лампадка. Мама каждый день молилась Богу за мужа, и всегда говорила нам, детям, чтобы тоже молились и просили Господа уберечь их папу. Мы всегда повторяли за ней молитвы, так и выстояли всю войну. Отец постоянно писал письма с фронта и высылал фотографии, и мама писала в ответ письма на фронт и высылала фотографии с детьми».

В годы войны в селе был свой фотограф по фамилии Рожков, который делал отличные фотографии. Они до сих пор хранятся в семейных альбомах.

Спасение иконы


Иерусалимская Икона Божией Матери в Кресто- воздвиженском Иерусалимском женском монастыре

С Клавдией Васильевной Чугориной связано еще одно важное событие в жизни храма. Накануне войны ее сестра Лидия вышла замуж в деревню Лукино, рядом с которой находился Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.
Судьба монастыря после революции – это еще одна трагическая страница нашей истории.
В уединении, молитве и трудах протекала монастырская жизнь вплоть до октября 1917 года. После революции хорошо развитое и налаженное хозяйство обители было национализировано, ценную утварь изъяли, библиотеку сожгли. В стенах монастыря разместили беспризорных детей. Самих монахинь определили рабочими сначала сельскохозяйственной коммуны, а затем совхоза «Лукино». Через некоторое время земли совхоза передали фармацевтическому заводу «Ферейн». Образцовое монастырское хозяйство постепенно приходило в упадок. В начале 20-х годов в монастыре организовали Дом отдыха № 10 ВЦСПС. Тогда еще были сохранены фруктовый сад, кленовый парк и пасека. Но уже были сняты купола и кресты Вознесенского собора, которые так мешали новым хозяевам. 27 апреля 1924 года в 10 часов вечера состоялось собрание, на котором постановили храм закрыть. Внутри сделали перекрытия для второго этажа и открыли клуб.
Единственным утешением верующих в те годы была Крестовоздвиженская церковь, куда перенесли Иерусалимскую икону Божией Матери. Там еще продолжалась богослужебная жизнь.
В 1937 году на Бутовском полигоне расстреляли священника Крестовоздвиженского храма Козьму Коротких. Погасла последняя свеча монастырской молитвы. В церкви устроили склад для хранения угля и торфа, а
Иерусалимскую икону Божией Матери положили на пол как настил.
Из воспоминаний Зинаиды Ильиничны, жительницы села Лукино:
«Местночтимая икона Иерусалимской Божией Матери находилась в Крестовоздвиженском храме, превращенном в склад, где лежали запасы дров, угля, торфа.
А икона, большая по размеру, написанная на кипарисовой доске, служила поддоном для складирования дров, угля и торфа. Ликом ее положили вниз, на тыльную сторону накидывали материал для топки.
Я в молодости работала истопником в санатории ВЦСПС, в который переоборудовали монастырь. Старшим истопником в тот период была баба Настя – ее все так называли. Однажды она мне сказала:
– Зинка, ты посмотри, по какой доске ходишь!
А я беззаботно ответила:
– Доска и доска. Что в ней такого?
– Да не доска это, – строго произнесла баба Настя. – Это икона Божией Матери.
Когда во время расчистки Крестовоздвиженского храма Иерусалимскую икону Божией Матери подняли с пола и по приказу комиссара понесли в костер, старший истопник баба Настя встала на пути военных с распростертыми руками:
– И меня вместе с ней туда бросьте!
По законам военного времени ее могли бы расстрелять на месте без суда и следствия, однако она не побоялась встать на защиту святыни. И мужество одной женщины, может, необразованной, может, не столь сильной физически, помогло спасти святыню.
Комиссар сказал:
– Делайте, что хотите, но чтобы я больше не видел икону.
Баба Настя тут же позвала свою сноху и внучонка. Они втроем волоком потащили икону в деревню Лукино и спрятали в стогу сена, а уже ночью стали смывать с нее грязь, принося в ведрах воду из деревенского колодца. При этом строго-настрого запретили мальчику рассказывать о месте нахождения иконы кому-то из своих товарищей или взрослых односельчан. Не сразу смогли найти священника, готового принять святыню в свой храм, затем нашли – километрах в пятидесяти от села Лукино, за Москвой-рекой. Тайком ночью на подводе повезли икону в Верхнее Мячково. И она там пробыла пятьдесят лет».

Здесь прерывается монастырский рассказ о дальнейшей судьбе Иерусалимской иконы Божией Матери и начинается история, связанная с перевозом святого образа в Верхнее Мячково.
Из воспоминаний Ольги Гостевской, дочери Клавдии Васильевны Чугориной, председателя ревизионной комиссии:
«В начале Великой Отечественной войны монастырь в Лукино Ленинского района Московской области был закрыт и переоборудован в военный госпиталь. Верующие из Лукино стали приходить в наш храм Рождества Пресвятой Богородицы, так как поблизости все церкви были закрыты. Монахиня Крестовоздвиженского монастыря Анастасия и жительница Лукино Анастасия Михайловна Захарова (свекровь сестры Клавдии Васильевны Чугориной) приходили на службы в храм в село Верхнее Мячково, а после службы шли к Чугориной на чаепитие и отдохнуть. Однажды они обратились с просьбой: «Можно ли в ваш храм передать икону Иерусалимской Божией Матери, так как она вынесена из монастыря и находится в сарае, где сыро, грязно и холодно». Чугорина сразу, не задумываясь, ответила, что они ее заберут.
Через несколько дней староста храма Мария Петровна Пузанова, дьячок Иван Васильевич Смирнов и председатель ревизионной комиссии Клавдия Васильевна Чугорина взяли двухколесную тележку, на лодке переплыли Москву-реку и пошли пешком в Лукино, где их уже ждали люди, чтобы передать икону. Икону аккуратно положили на тележку, предварительно завернув в простыню и покрывало. Жители села Лукино проводили икону, а жители деревни Куприяниха встретили ее, проводив за деревню. Затем жители деревни Ямчиниха (ныне Григорчиково) встретили икону и проводили за деревню. То же самое сделали жители деревень Щеголево, Нижнее Мячково, а верующие села Верхнее Мячково и прихожане нашего храма встретили икону Иерусалимской Божией Матери на переправе реки, сопроводив ее до церкви. Икону обтерли, почистили и внесли в храм, совершили молитву и установили в храме с южной стороны. Верующие храма Рождества Пресвятой Богородицы села Верхнее Мячково с любовью и трепетом встретили чудотворный образ. 50 лет пред образом совершались молебны и пелись акафисты. Святой образ Богородицы «Иерусалимская» молитвенно поддерживал всех верующих в годы войны и в послевоенное время».

В 1991 году Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. В этом же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II образ передали монастырю. Когда в монастыре был восстановлен храм в честь Иерусалимской Иконы Божией Матери, возвращенная икона была водворена на свое историческое место.
Вот такой духовный подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили наши мужественные и сильные духом прихожанки. Все родственники Клавдии Васильевны Чугориной приходили на воскресные и праздничные службы в наш храм. Родители Дарья Дмитриевна и Василий Евдокимович Маркачевы шли пешком в церковь из Щеголево, сестра Лидия, ее свекровь Анастасия Михайловна Захарова и монахиня Анастасия приходили пешком из Лукино. Соборно молились в храме о даровании Победы, исповедовались, причащались.
В нашем храме есть чтимый образ Божией Матери Боголюбской, с которым в годы войны ходили крестным ходом по всей деревне и, заходя в каждый дом, совершали молебен. Селяне открывали двери своих домов с радостью и трепетом, все, и особенно маленькие дети, ждали, когда батюшка, дьячок и певчие зайдут в дом и помолятся об окончании войны, о возвращении с фронта родных. Вот так и выстояли – молитвой и верой, пережив все беды и невзгоды.
В военное время верно хранили память и традиции своих отцов простые женщины, которые все эти годы были при храме: пели на клиросе, помогали на службах. Это Екатерина Григорьевна Зименкова, Мария Васильевна Постнова, Татьяна Ивановна Соленова, Клавдия Вахранева, Ксения Еремичева, Мария Николаевна Чечулина и другие.


Мемориал в поселке Колюбакино, где похоронен Алексей Сергеевич Зименков

Материал подготовила Ольга ГОРСКИНА. Продолжение следует.
Фото предоставлены прихожанами храма