Педагогические идеи С. Шацкого

В 20-е годы широко развернул свою педагогическую и научную деятельность Ш а ц к и й. Им была создана Первая опытная станция по народному образованию, которая решала ряд важнейших практических и теоретических задач молодой советской педагогики. Особое внимание Шацкий уделял трудовому воспитанию детей, соединению обучения с трудом, с общественно полезной работой.

В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С.Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда ("мы не должны рассматривать ребенка самого по себе..., а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды"). Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись в педагогике без опытных и экспериментальных исследований обречены на неудачу. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математизированных методов. Одновременно Шацкий отвергал примитивно-социологизаторский подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения - не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

Станислав Теофилович Шацкий (1887-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, основоположник внешкольных учреждений России. Педагогическую деятельность начал в 1905 г. с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин. Совместно с А.И. Зеленко организовал под Москвой летнюю колонию для детей и подростков, в основу деятельности которой положил коллективный труд и самоуправление.

В 1906 г. вместе с единомышленниками создал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышение культурного уровня населения. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. В обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

В 1909 г. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». В своей статье «Задачи общества Детский труд и отдых» (l909). Шацкий сформулировал особенности ребенка, которые необходимо учитывать в организации работы с детьми:

У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом - игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;

Дети - настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
- дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;

Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения - это инстинкт детского творчества;

Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности.

В 1911 г. общество «Детский труд и отдых» открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду и т.д. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Опыт организации внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребенка, содержание и методы работы с детьми, работу мастерских, клубные занятия педагог описал в книге «Бодрая жизнь» (1914), выпущенной в соавторстве с женой В.Н. Шацкой.

Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей. В мае 1919 г. Шацкий организует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию, состоявшую из двух отделений: городского - в Москве и сельского - в Калужской области (1919-1932). Станция представляла собой комплекс научно-исследовательских учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой программы разрабатывались и проверялись на практике новые формы и методы воспитания. В основу работы станции легла идея «открытой» школы как центра воспитания детей в социальной среде. Школьники вели работу с населением (ликбез, политпросвещение, библиотечное обслуживание), участвовали в театральных постановках, в работе музыкальных и хоровых коллективов.

Педагогический процесс на опытной станции строился как взаимодействие педагога и воспитанника, воспитание было призвано охватить духовный мир ребенка и сферу практической реализации его способностей, Новаторство Шацкого заключалось в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, но и определял взаимосвязи между его участниками, так и между отдельными элементами: умственным и физическим трудом, искусством и игрой, Нарушение связей между компонентами воспитания, считал Шацкий, приведет к одностороннему развитию ребенка. По Шацкому материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд, организует детей деловое самоуправление, эстетические чувства формируются искусством и игрой. Труд, игра, искусства - три элемента детской жизни, неотделимые друг от друга и являющиеся обязательным условием социализации и развития личности ребенка. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного, и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих способностей ЛИЧНОC"IИ в коллективе.

К началу 1920 г. Станция уже объединяла 15 школ. С начала 20-х г.: колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, Решая задачи организации учебного процесса с детьми, Шацкий внес значимый вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы.

Советская школа 1920-х п; остро нуждалась в педагогической теории формирования личности в социальной среде. Исследования, проводившиеся сотрудниками Первой опытной станции, стали первыми шагами в области социальной педагогики в России. Под руководством Шацкого были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В области дошкольного воспитания под руководством Шацкого были разработаны принципы организации занятий с детьми в детском саду по видам деятельности.

На всех этапах своей деятельности Шацкий занимался вопросами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и участвовать в научно-исследовательской деятельности. Учительский коллектив рассматривался педагогом как творческая организация коллег-единомышленников. «Реформа работы школы должна начинаться с реформы подготовки учителя».

Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней работы станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих В состав станции. Приезжали и учителя из отдаленных селений. Шацкий обучал своих курсантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения.

В 20-е гг. XX в. Шацкий был привлечен Н.К Крупской к участию в работе учебно-педагогической секции Государственного ученого совета по составлению новых комплексных программ для школ l-й ступени. Педагог считал, что эти программы должны обеспечивать воспитание в детях понимания соотношения природы, труда и общества в условиях советской действительности.

Педагогические взгляды С.Т. Шацкого были оригинальными и не сочетались с общепринятыми идеологическими установками. Интерес к его личности и педагогическим взглядам возродился в СССР в 60-е гг. ХХ в.

Встречаются иногда люди, которые становятся признанными руководителями не потому, что их кто-то назначил или выбрал, а в силу своих личных качеств и дарований. Таким был, несомненно, и Станислав Теофилович Шацкий . Он был настоящим «властителем дум» учительства. Его умение пробуждать и развивать творческие начала в людях влекло к нему молодых учителей. Их он вдохновлял своими идеями и примером непосредственной работы с детьми. Кто знает, может быть многие из современников Шацкого потому и связали навсегда свою будущую судьбу с судьбою школы, что им посчастливилось в молодые годы испытать на себе обаяние этого удивительно талантливого человека и педагога .

Труды шацкого

Шацкий говорил: «Мы живем в изумительную эпоху социального творчества. Жить и работать в эту эпоху - величайшее счастье». Пожалуй, это был лейтмотив всей его жизни и деятельности.

Основные труды Шацкого собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Эти названия символичны, они как бы определяют содержание всей жизни Станислава Теофиловича.

Люди порой припоминаются лишь по их речам. А С. Т. Шацкий речей но произносил, он всегда беседовал. В беседах же были не красивые фразы, а большие мысли. Ими он и покорял слушателей, поэтому современникам он и вспоминался не по речам, а по мыслям.

Первая опытно-показательная трудовая школа по Вадковскому переулку в Москве, возглавляемая К. В. Полтавской - страстной поборницей идей Шацкого, входила тогда в состав первой опытной станции. Это было ее московское отделение. Вот это отделение и являлось своеобразным «педагогическим университетом», в котором под руководством С. Т. Шацкого прошли замечательную школу многие учителя. Надо заметить при этом, что Станислав Теофилович ценил критические замечания, высказываемые учителями, не боялся критики, казалось, сознательно вызывал ее, исходя из принципа, что только педагогический опыт дает действительно ценные реальные результаты.

Очень большое значение придавал он эмоциональному началу в занятиях с детьми. И сам вносил его в свои занятия с учителями. Из воспоминаний современника: Вечером, собравшись в зале школы, педагоги вы докладывали К. В. Полтавской, в присутствии Станислава Теофиловича о своих наблюдениях и о результатах работы с населением. Тогда это была излюбленная тема не только этой школы, но и всей опытной станции. Станислав Теофилович внимательно слушал, старался подбодрить волнующихся, иногда задавал вопросы, что-то уточнял, потом высказывал свои задушевные мысли и суждения, рекомендации. А в заключение - подходил к роялю, просил Валентину Николаевну Шацкую поаккомпанировать ему, и небольшой зал заполнялся удивительного звучания голосом. Обладал Станислав Теофилович редчайшим драматическим тенором, волновавшим и покорявшим любого слушателя.

К слову надо заметить, что многие в то время недоумевали, почему человек с таким исключительным музыкальным дарованием не избрал себе карьеру певца? Как-то на подобное недоумение, вспоминает А. А. Фортунатов. Станислав Теофилович ответил: «А вы думаете, это легко? Чтобы стать профессиональным певцом, надо немножко поглупеть, начать целыми неделями расстраиваться из-за того, что, скажем, верхнее соль не выходит, а я этого не могу».

Вообще, Станислав Теофилович был многосторонне одаренным человеком. Он мог, пожалуй, стать и художником. Его рисунки, возможно, и грешили чем-то, с точки зрения профессионального мастерства, но были поэтичны и очень оригинально отражали то, что хотел он передать. Наверное, именно потому Станислав Теофилович удивительно легко мог читать и детские рисунки. Современником-педагогов покоряла многогранность и щедрость его таланта.

Педагогика Шацкого

Станислав Теофилович был человек неустанного поиска. А. А. Фортунатов находил какое-то внутреннее родство между величайшим деятелем искусства Станиславским и деятелем педагогики Шацким . Действительно, и тот и другой выступали прежде всего как искатели, и тот и другой не хотели повторять уже готовых форм и знакомых приемов, и тот и другой пускались в самую гущу исканий. И как Станиславский создал свою, покорившую всех систему в области театрального искусства, так и Шацкий сказал свое собственное слово в области педагогики.

Его взгляд на педагогическую работу не просто как на определенную профессию или службу, а как на постоянное совместное творчество учащих и учащихся не потерял своей значимости - и значительности - и в каши дни. Тезис: педагогическая наука может твориться только в контакте воспитателя и воспитуемого, приходится еще доказывать и поныне, беря на вооружение парадоксальное, на первый взгляд, суждение Шацкого, что «педагог создается как таковой только в процессе непосредственной творческой работы и в известной степени ученик может быть назван его учителем».

Педагогические идеи

Педагогика, как наука, - часто говорил Станислав Теофилович Шацкий,- строится на основе непосредственного изучения самого педагогического процесса. Тот, кто действительно знает практически этот процесс, может теоретически рассуждать о педагогике. Иначе получается абстрактная игра теми или другими понятиями. Даже только эти педагогические идеи , высказанные в свое время Шацким, дают основание не соглашаться с утверждением, что Шацкий занимался лишь практической стороной дела, как ошибочно считают иногда. Нет! Занимаясь практической деятельностью, он внес и большой вклад в педагогическую теорию. Говоря точнее, именно практика Шацкого и двигала вперед его педагогическую теорию. Может быть, он только не успел при жизни достаточно обстоятельно высказать свои идеи.

Станислав Теофилович всегда ценил живую, постоянно идущую вперед педагогическую деятельность . Пусть, говорил он, она ошибается, ищет, пусть будет сложной и трудной, лишь бы жила и двигалась. Без этого все мертво. Тем и дорог нам Станислав Теофилович, что для него теория и практика были едины. Он подтвердил это всей своей жизнью. То, что он проповедовал, - делал сам. Именно этому надо прежде всего учиться у Шацкого.

Стремление к педагогической деятельности и начало ее вызваны размышлениями молодого Шацкого об отрицательных сторонах учения в старой дореволюционной школе, которые он испытал на себе, размышлениями о том, что «так не надо ни учиться, ни учить». Поиски новых путей, личный опыт работы с детьми привели Шацкого «к взгляду на педагогическое дело, как на организацию детской жизни». Если педагог хочет успешно воспитывать детей, он должен уметь организовывать их жизнь, а это, в свою очередь, означает организацию их деятельности.

Основным же началом организации деятельности детей Шацкий считал физический труд. «Отнимая физический труд от ребенка, мы лишаем его могучего жизненного приспособления». Иначе говоря - нарушаем процесс его нормального развития. С этой точки зрения становится понятной и логически оправданной вся последующая педагогическая деятельность Станислава Теофиловича, нашедшая свое практическое выражение в организации клубов для детей, летних колоний, школ-колоний, детских садов, где основой была трудовая деятельность детей в разных ее проявлениях.

Большой вклад внос Шацкий и в строительство новой, советской трудовой школы. Ему были особенно дороги ее принципы, так как к тому времени у Станислава Теофиловича был уже накоплен определенный опыт трудового воспитания детей, что особенно ценила Надежда Константиновна Крупская. В работе с детьми он ставил своей задачей организовать трудовое воспитание и детское самоуправление, стремился всемерно учитывать детские интересы, которые в старой школе не только не поощрялись, но и подавлялись. Этим, видимо, и объясняется большая любовь детей к Шацкому.

Почему мы так льнули к нему в детские годы? - вспоминает один из его воспитанников, А. Лушин. - Мы чувствовали, что Шацкий признавал право ребенка на творчество, признавал личное мнение ребенка. Он считал, что до сознания детей надо всегда доводить цель обучения. Дети должны знать, чему и для чего они учатся.

С. Т. Шацкий: вклад в педагогику

Разумеется, были в педагогической деятельности С. Т. Шацкого и ошибки, да и не может быть иначе у человека в постоянном поиске. Но отдельные ошибочные представления его были искренними, честными и продиктованы были горячим стремлением строить действительно новую школу.

В первые годы ее строительства Шацкий сумел широко раскрыть и поднять на принципиальную высоту требование теснейшей связи учительской деятельности с политикой партии, с общественной жизнью народа. Это основа его общепедагогических воззрений. С. Т. Шацкий считал, что «советская дидактика будет прежде всего отличаться от дидактики старой своей жизненностью и широтой взглядов. Таким образом, советское искусство обучения, неразрывно связанное с задачами социалистического воспитания, будет искусством новым, требующим живого человека и живого мастера своего дела». Школе необходимо, по мнению Шацкого, тесно связать обучение с жизнью, удовлетворять разносторонние запросы учащихся, воспитывать умение работать.

Оставил Шацкий немало полезных советов и касательно возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Любопытно его пожелание учителям: Выработать в себе способность представлять жизнь и ее отдельные моменты такими, какими они преломляются в сознании ребят определенного возраста, получше помнить себя маленькими.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что связь обучения и воспитания с жизнью мыслилась Шацким как основа создания новой педагогической системы. «Надо работать над такой педагогической системой,- писал он, - которая являлась бы жизненно нужной для широких масс трудящихся, открывающих с колоссальной силой новые пути в жизни человечества. Это есть одна из самых благородных и благодарных задач, которые только можно себе представить».

Еще в досоветский период Станислав Теофилович пытался развернуть культурно-просветительную работу среди взрослых, стремясь создать единую систему воспитания - школьного, внешкольного и семейного. Но в то время это была лишь попытка оказания педагогической помощи семьям рабочих и крестьян. Широкие возможности для этого возникли лишь в советских условиях. Естественно поэтому, что уже в ранний период строительства советской школы Станислав Теофилович через систему учреждений опытной станции развертывает самую широкую работу с населением, стремясь, как он говорил, к «педагогизации среды».

Школа, по мысли Шацкого, не может обойтись без совместной работы не только с отдельными семьями и объединенными вокруг школы родителями, но и со всей массой окружающего школу населения и теми учреждениями, которые ее организуют. Он рекомендовал школам «нащупать» правильный, деловой подход к совместной работе с общественными организациями деревни, а в городах - с заводскими комитетами, жилищными товариществами и т. д. , вклад в педагогику Шацкого.

Кто-то сказал: «Новое - это хорошо забытое старое». Это, пожалуй, верно, но вряд ли закономерно. Не можем мы не помнить родства и не ценить наследства. Потому и чтим мы память тех, кто сделал в свое время первые посевы на ниве просвещения.

Цитаты из педагогических трудов Шацкого

«Вся наша общая педагогика построена на идее подготовки. А между тем передовыми мыслителями-педагогами всегда, кого из них ни возьмите - Коменский, Руссо, Песталоцци, Толстой, - утверждалось нечто другое — осуществление возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее. »

«Экспериментальная педагогика толкает нас на изучение и наблюдение над детьми. Она ставит перед нами бесконечное число вопросов, намечает законы детского развития, тщательно стремясь определить границы возрастных ступеней ребенка. В самом деле, становится несносным работать и знать, что ты не понимаешь тех детей, которых так любишь, что забыл самого себя, что у тебя нет никакой собственной истории, никаких корней, на которые ты мог бы опереться. А это все нужно, если только желать от своей работы разумного сознания».

«Часто бывает, что случайные посетители детских учреждений (великое общественное зло, сказать откровенно) считают себя в праве помогать детям, давать советы или даже самим делать за них - пилить, клеить,-поднимать тяжелые вещи и т. д. Они проявляют ту воспитательную торопливость, которая свойственна всем нам, соединенную с очень малой сознательностью, своего рода манию воспитания».

«Причина наших ошибок и нашей нетактичности заключается в том, что мы не понимаем смысла детской работы. А для ребенка, чем он меньше, тем более его работа, рисунок, движение есть игра, в которую он должен играть; есть символ, в котором он видит целую цепь своих, сначала туманных, а после все более и более проясняющихся впечатлений».

«Самый элементарный анализ детской жизни может нас привести к признанию существенной разницы между детьми и нами. Основное отличие состоит в том, что детство, отрочество и юность растут, развиваются - у нас же рост закончен. Неустойчивость является законом у детей и недостатком у взрослых. Мы имеем две психологии - организма растущего и остановившегося в росте. Поэтому для нас трудно понять детей. Отсюда наши ошибки».

«Можно убедиться, что в области и умственной жизни дети могут заставить нас прийти к любопытным заключениям. В самом деле, дети с поразительной настойчивостью исследуют, рассматривают, подвергают всяким пробам и испытаниям все попадающие на глаза предметы. В чем же корень этой настойчивости, равной неодолимому их стремлению двигаться, играть и выражать себя разнообразными средствами? Очевидно, в духе исследования».

«К исследованию ребенка побуждает жизненная необходимость, могучий инстинкт, доставшийся ему по наследству от предыдущих поколений: если ребенок не будет всего ощупывать, осматривать, лизать, нюхать, то ведь он погибнет среди этих острых, твердых, горячих, высоких, тяжелых предметов, которые грозят ребенку ежеминутной опасностью. Но у него есть реальное оружие самозащиты и приспособления - это его инстинкт исследования».

«Самая важная работа наша должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. И это, очевидно, невероятно трудно по самой природе своей».

«Мы, взрослые люди, часто не подозреваем, как много страха дети испытывают в своей жизни… Мы сами того не замечаем, как часто наполняем детскую жизнь страхом. Это происходит потому, что мы весьма много детям угрожаем с самых маленьких лет; мы действуем на них при помощи страха».

«Дети верят нашим угрозам всерьез, и это наполняет душу ребенка такими настроениями, которые в дальнейшем будут мешать ему жить и работать, которые сделают его нерешительным, робким и неуверенным в своих силах. Казалось, нужно было бы поступать совершенно на-оборот: приучать к темной комнате, внушать ребенку, что никакой чужой дядя не может быть страшен, приучать его к тому, что вообще ничего страшного нет».

«Нет, не надо пугать детей, это слишком дорого им обходится, нужно их воспитывать смелыми, жизнерадостными и бодрыми».

По метериалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934) родился 13 июня в г. Смоленске в многодетной семье военного делопроизводителя. Сам он сформулирует в последствии свою цель следующим образом: «…дело, которое меня привлекло,…носило, общественный характер, давало простор творчеству каждого участника, избрало для своей деятельности бедные рабочие слои населения, имело своим заданием провести в жизнь трудовое воспитание, детское самоуправление и удовлетворение детских интересов». В мае 1905 г. В Сущёвско-Марьинском районе Москвы по инициативе С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко организовано культурно-просветительское общество и детская летняя колония в Щёлково, которая продолжала работу в городских детских клубах зимой. Вся структура получила название «Сетлмент» (от англ. - комплекс) и вскоре переросла в сеть культурно-воспитательных учреждений. Несмотря на английское название, общество культивировало исконно русские ценности, было самобытным и оригинальным. Руководители «Сетлмента» стремились, чтобы его члены были не просто посетителями, а инициативными и активными участниками общего дела.Кружок педагогов открывает детский сад на двадцать мест, где женщины-работницы могли оставить своих ребятишек. В квартире одной из сотрудниц организовали амбулаторию и зубоврачебный кабинет для детей. Шацкий и его коллеги убеждены, что трудовое воспитание как важное дополнение к интеллектуальному обучению; самодеятельность детей и свобода выбора ими занятий по интересам, это главная задача всей их воспитательно-образовательной работы. В этот период Шацкий решает, что в системе воспитания должна присутствовать народная основа и семейные ценности: трудолюбие, взаимопомощь, доброта. За три года работы комплекса педагоги разработали свою оригинальную систему воспитания детей, получившую блестящее практическое воплощение. Эта система базировалась на постоянном творчестве учителей и учащихся, причём в процессе творческой работы учителя отмечали, что они сами развивались под влиянием творчества детского коллектива. В 1908 году клуб был закрыт полицией за проведение в нём «социализма для детей», а Шацкий на некоторое время уехал за границу.

Но вскоре Шацкий меняет свою позицию, так как новая власть даёт ему возможность реализовать свои планы относительно опытной станции. В 1919 году Наркомпрос одобрил его проект о создании «Первой опытной станции по народному образованию Народного комиссариата просвещения». Первая опытная станция включала в себя два отделения: 1. Калужское, куда входили школа-колония «Бодрая жизнь» (головное учебное заведение), 14 школ 1-й ступени, 1 школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка. 2. Московское – район Марьиной Рощи, включало: детский сад, Первую трудовую школу, педагогическую выставку, педагогическую библиотеку, педагогический техникум. Школа-колония «Бодрая жизнь» стала культурным центром, объединившим её воспитанников и молодёжь района, они занимались в ее клубах, мастерских, библиотеки, в детской производственной кооперации. Первая опытная станция была автономной и получила право самостоятельно определять содержание своей работы. Сам С.Т. Шацкий продолжал развивать свои, еще дореволюционные идеи, связанные с проблемами организации жизни детей во всей ее многообразности, придания общественно-полезной направленности деятельности детей, значимой для них самих. Он полагал, что построение всего воспитательно-образовательного процесса должно учитывать личный опыт детей. «Настоящее воспитание дает сама жизнь», - утверждал Шацкий. Школа же создает социальную среду, организует жизнь детей, развивая в них потребности и способности, создает условия для разумной жизни детей.

В основу деятельности «Станции» был положен главный принцип советской педагогики 20-х гг. – связь школы и воспитания с жизнью, боевой, наступательный характер педагогической деятельности. Он понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знанием более осмысленным. На станции осуществлялась интересная идея: воспитывая детей, одновременно воздействовать на взрослое население. Детский коллектив и жителей района находились в постоянном сотрудничестве. Дети активно участвовали в работе по улучшению жизни в окружающей социальной среде. Опыт такого участия изложен Шацким в его работе «Деревенские дети и работа с ними». В работе с детьми он предлагал идти от того, что рядом с ними, от семьи, дома, школы к более широким и дальним перспективам, к обществу, в конечном счете, участвуя в его преобразовании. Организацией трудового воспитания вместе с Шацкими занимаются А.У. Зеленко, М.Н. Скаткин, А.А. Миленчук. Все осуществлялось под лозунгом: «Жизнь должна быть деятельной!». Виды труда детей: самообслуживание, общественно-пропагандистская работа среди населения, занятия по труду в школе, мастерской, сельскохозяйственный труд и др. Опыт трудового воспитания, проводимого Шацким, и его коллегами представляет исключительную ценность. Успешная попытка организации общественно полезного труда соединения его с потребностями жизни разительно отличает трудовую деятельность школьников тех лет, от системы трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе всех последующих десятилетий. Важной составной частью воспитательной работы в детских учреждениях супруги Шацкие считали развитие у детей эстетического начала. Особое направление деятельности – музыкальное образование было в ведомстве В.Н. Шацкой (1882–1978 гг.), в последствии действительного члена Академии Педагогических Наук РСФСР, разработчика курсов по музыкальному воспитанию, эстетическому воспитанию, учебного пособия для педучилищ, которое используется до сих пор. Воспитанники колонии учились любить и понимать творения величайших музыкантов – Глинки, Чайковского, Бетховена, Моцарта, а так же русскую народную музыку и песни. Красочные театральные зрелища: инсценировки событий жизни, пьес, массовые праздничные действия осуществлялись в «Первой опытной станции» педагогами и детьми совместно, основываясь на их творчестве и выдумке. Театральные постановки способствовали как общему развитию детей, так и повышению культуры местного населения. Высказав идею, что педагогика – это синтез науки и искусства Шацкий воплощал ее в действительность. «…Лучшее средство в деле воспитания – это дать проявиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на память о пережитом, которая направляет волю пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны…Воспитание человека должно быть воспитанием его самодеятельности, и в этом стремлении не нужно останавливаться на полдороги.» - писал Шацкий в своей книге «Годы исканий» в 1924 году. Первая опытная станция была широко известна в стране и за рубежом, ее посели многочисленные экскурсии, иностранные педагоги оставляли неизменно восторженные отзывы.

На сколько же актуальны взгляды Шацкого в сегодняшней педагогике? Самоуправление, самодеятельность, творческая активность детей. Ненасилие в воспитании, гуманизм, признание самоценности каждой личности. Прочная опора учебной и воспитательной работы на потребности социальной жизни. Трудовое воспитание, развитие самостоятельной исследовательской работы в детях, нравственная чистота в помыслах и деятельности учителя. А так же модель школы, организующей деятельность детей, ставшей центром воспитания в микросреде, координатором всех воспитательных действий, учитывающей специфику местных условий, культуры и традиций народа. Несомненно, все выше обозначенные идеи имеют право на существование в XXI веке. А реализовывать их комплексно, или же применять их частично это зависит от позиции и задач, которые ставятся перед образовательным учреждением в каждом конкретном случае.

Виктор Николаевич Сорока-Росинский - российский педагог. Виктор Николаевич Сорока-Росинский родился 13 ноября 1882 года в городе Новгород-Северский, Черниговская область, Россия.

Педагогическая система Сорока-Росинского основывалась на умственном воспитании и организации богатой духовной жизни учащегося. Сорока-Росинский разработал принципы так называемой суворовской педагогики - преодоление противостояния воспитанников и педагогов, развитие интереса к знаниям, воспитание умений быстро ориентироваться и находчиво отвечать на любые вопросы и др. Учебный процесс сочетался с активным познавательным отдыхом, играми, состязаниями, инсценировками и т. п.

Принципы воспитательной системы

Национальные школы и национальная психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы. Принципы суворовской педагогики, положенные В. Н. Сорока-Росинским в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою».

Проблемы воспитания трудных детей

Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 20-х по 30-е гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым».

Предложил Классификацию учителей : учителя-теоретисты; педагоги-реалисты; учителя-утилитаристы; педагоги-артисты или интуитивисты. Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создать специальные уединённые помещения для индивидуального творчества и размышления.

Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека, Радищев говорил: «Мы не унижаем человека, находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ними законам.» Он указывал на связь между физическим и умственным развитием человека; по его словам, «развержение сил умственных в человеке следует во всем силам телесным».

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. «О солнце, - восклицал Радищев, - лучами щедрот своих озаряющее, призри на сих несчастных». Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное». Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой.» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.

Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.

Радищев высоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подверг обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом. Возражая Руссо, который утверждал, что потеря человеком свободы и возникновение неравенства людей есть результат их общественного объединения, он указывал, что в первобытном состоянии люди были «немощны, дебелы, расслаблены» и, только объединившись в общество, стали сильными. Радищев категорически заявлял: «Человек рожден для общежития.» «Да, человеки не разыдутся, как звери». Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми.

Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему способствовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».

Пистрак Школа-коммуна

В государстве это было время суровой регламентации всей общественной жизни, и коммуна пыталась создать в школе один общий порыв, один ум, одну волю и сердце. И путь к этому - убеждение и подчинение общей воле. И когда, после горячих речей или споров, поднимался лес рук, свидетельствующий о единой воле, казалось, цель достигнута.

…Занятия наши не были отвлеченными. Учебный материал переплетался с практически жизненными вопросами. Часто занятия строились на базе фабричного материала (я имею ввиду подшефную текстильную фабрику).

Помню, например, на занятиях по физике мы измеряли поглощение света в цехах из-за запыленности окон, изучая развитие капитализма в России, собирали материал по истории фабрики.

Исключительно практический характер носили наши занятия по математике, геометрии, тригонометрии. Решались задачи не с «круглыми ответами», а зачастую сочиненные тут же на уроке, причем брались совершенно реальные случаи, имевшие практическое значение…».

Из воспоминаний С.Букаловой 1922-1927 гг.

Московская опытно-показательная школа-коммуна в годы, когда мы учились, была, прежде всего, «опытно-показательной». Одной из основных ее задач была проверка различных методов обучения с тем, чтобы отобрать лучшее для реформы старой дореволюционной гимназии и школы. Поэтому каждый год, а то и полугодие мы занимались по новому методу. Иногда мы называли себя «кроликами», на которых проводят опыты. МОПШК, как и другие средние школы того времени, была девятилеткой.

Был и «бригадный метод», когда учили и сдавали группками – бригадами. Преподаватель спрашивал одного, двух из бригады. Если они плохо отвечали, отсылали всю бригаду. Поэтому мы старались, чтобы все члены нашей бригады хорошо знали материал. С бригадным методом я позже, в 30-31 годах, столкнулась на химфаке МГУ. Красной нитью во всех наших занятиях проходило стремление научить нас самостоятельно работать, изучать.

В задачу нашей школы входило, по-видимому, и выяснение объема знаний, достаточного для большого число школ, возникших в стране. Это отразилось на том объеме знаний, который преподавался нам.

Русский язык наш поток не изучал. Считалось, что правописание мы освоим, когда будем много читать. Для меня это не оправдалось. Правописание постиг благодаря папе… Много упражнений и диктантов пришлось мне исписать.

Литературу мы изучали вначале с Ольгой Спиридовной Лейтнекер, а затем с Василием Григорьевичем Совсуном. От нас требовали, чтобы мы читали подлинники. Первая книга, которую прочли в школе была «Виринея» Сейфулиной, опубликованная незадолго. Книг на каждого не хватало и мы, разбившись на три группки, читали книгу вслух в кабинете по литературе. Не случайно из МОПШК вышло так много писателей. Писателем стал Нюренберг, на группу старше нас, Наташа Лойко – моя соученица и, … несколько писателей моложе меня.

Математику мы проходили своеобразно. Изучали не все разделы, но те, что проходили, изучали основательно. Алгебра была тесно связана с графическими построениями, геометрией. Затронули основы бесконечно малых, начатки дифференциального исчисления, что во многом помогло мне на первом курсе. Но для поступления в Университет мне, как сыну служащего, которых в те годы принимали с ограничением, пришлось проштудировать дореволюционные издания Киселева и учебник для реальных училищ.

Перед окончание школы мы выполняли выпускные, своего рода дипломные работы в разных местах. Несколько месяцев я работал в лаборатории Научно-исследовательского института органических полупродуктов и красителей (НИИОПИК), где на практике познакомился с разными красителями, способами окраски разных материалов, знакомился с литературой и написал выпускную работу на тему: «Получение анилиновых красителей»…

Из воспоминаний М.И.Розенгарта (1923-1927).

«Каждая такая тема представляла маленькую научную задачу, маленькое исследование по силам учащегося, для выполнения которого он должен был научиться овладеть материалом, применить научные методы к его разработке и зафиксировать свои результаты. Такой метод работы должен был приучить к самостоятельности, самодеятельности; он показывал с самого начала учащемся цель, к которой они должны были стремиться, близкую их интересам и тем самым побуждал их к определенной творческой работе».

М. М. Пистрак, заведующий МОПШ

МОПШ ставила перед собой задачу не выучить, а научить, то есть не только дать оговоренную программой сумму знаний, а научить подростка, юношу, девушку самостоятельно изучать, анализировать, критически мыслить, работать творчески. Школа готовила специалистов не для какой-то области, а для всех направлений деятельности человека. В МОПШе это называлось «фуркацией»

государстве это было время суровой регламентации всей общественной жизни, и коммуна пыталась создать в школе один общий порыв, один ум, одну волю и сердце. И путь к этому - убеждение и подчинение общей воле. И когда, после горячих речей или споров, поднимался лес рук, свидетельствующий о единой воле, казалось, цель достигнута.

М. М. Пистрак «Школа-коммуна Наркомпроса»

Руководил всей работой… «Учком», а иногда его называли «Исполком». Этот орган ученической власти был не только исполнительным, но и как бы законадательным.

Из воспоминаний Д. Исаевой

Мы были настолько самостоятельны, что нам казалось, что наши преподаватели даже как-то стоят в стороне, ибо все делали, а главное, решали сами ребята, а преподаватели только советовали, убеждали нас, высказывали свои соображения. Теперь я, конечно,понимаю, что это было умное, очень тонкое руководство и организация нашего коллектива.

Из воспоминаний Шашковой

Исполком работал неровно, с большими затруднениями. В него входило пять человек:

1) трудком, на обязанности которого лежало составление трудовых артелей ребят,

организация работ, назначение на работы и общее ответственное наблюдение за ними;

2) санком, отвечавший за своевременную и доброкачественную уборку помещений и

соблюдение правил гигиены;

3) политпросвет, ведающий культурно-просветительной работой;

4) учетстат, ведущий учет занятий и работ артелей;

5) секретарь-протоколист и хранитель исполкомовских материалов.

Пистрак «Школа-коммуна НАРКОМПРОСА»

На уроках истории Р.М. Кабо рассказал нам о восстании германских крестьян, вошедших в историю «под знаком башмака». Рассказ произвел впечатление и при первом недоразумении мы решили воспользоваться историческим примером: на щетку водрузили драный башмак (целые в школе были слишком большой ценностью) и пошли с демонстрацией по лестницам, коридорам и этажам.

Из воспоминаний Р. Лебединского

На собраниях обсуждали каждого – как учится, как работает, как ведет общественную работу.

Из воспоминаний И. Окуловой

Трудовое начало станет мощным педагогическим средством.., труд в школе будет творчески радостным, свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной , тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.

Вопрос 38 Автор книги - Сергей Иосифович Гессен (1887 - 1950) - к моменту издания своей книги уже был известен в России и за рубежом своими выступлениями в печати как ученый-педагог, философ, публицист и переводчик. Особенно плодотворными для С. И. Гессена были 20-е годы, прежде всего в организаторской его деятельности. Он был одним из инициаторов издания, а затем и одним из редакторов журнала «Русская школа за рубежом», выходившем в Праге с 1923 по 1931 год.

Идея единства национального и общечеловеческого (по И. С. Гессену - «сверхнационального») была одной из стержневых идей его педагогической концепции, как и общей его социальной позиции. Еще в 1910 году, в редакционной статье первого номера международного ежегодника по вопросам культуры «Логос» (написанной совместно с Ф. А. Стенуном), С. И. Гессен подчеркивал недопустимость узкого национализма и космополитизма в решении вопросов духовной культуры. В редакционной статье отмечалось, что сверхнационализм нисколько не умаляет национального, но, наоборот, требует его многообразия. В книге «Основы педагогики» С. И. Гессен убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования. Как часть, оторванная от целого, сама распадается затем на множество между собой не связанных частей, так и национальное, становясь самодовлеющим, начинает дробиться, переставая вообще быть национальным. Национализм германский, пишет С. И. Гессен, в этом случае вырождается в прусский, этот последний - в гогенцоллерно-бранденбургский; российский национализм, переходя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суздальского. «В этом раздроблении и измельчении нации как бы продолжается движение распада и раздробления, усвоенное нацией через отрыв ее от целостности человечества. Нация… распадается… И это измельчение нации в национализме приводит к тому, что все своеобразие нации утрачивается». Подлинное «национальное образование» не исключает ни «сверхнационального» (общечеловеческого), ни «федерального» (или «областного») образования. «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным, и наоборот, подлинно национальным образованием, действительно созидающим, а не разрушающим нацию, будет только хорошо поставленное нравственное, научное и художественное образование». Проблемы «областной педагогики», учитывающей диалектические особенности языка, природу и историю местного края И т. п., должны быть тесно связаны с проблемами национального образования. «Приобщение к мировой культуре отдельных ветвей русского народа гораздо легче, конечно, будет осуществляться через посредство общерусской культуры, охватывающей областные разветвления и ими питаемой, чем при самодовлеющем существовании областных национальностей в их неприступной и враждебной целому обособленности».

Подобно тому, как при организации системы образования необходимо свободное состязание наций, предоставление широкого простора частной и общественной инициативе (в том числе на уровне «областной педагогики»), так и во взаимоотношениях учителя и ученика ведущим нужно иметь принцип свободы, не отвергающий ни понятия авторитета, ни понятия долга, принуждения, но трансформирующий их в моменты свободной воли ученика. Дисциплина возможна через свободу, а свобода - через закон долга.

Свобода индивида, по С. И. Гессену, не есть только познание необходимости, как не есть даже выбор возможности. «Свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего… Свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода».

Понимание сути свободы как творчества применительно к дидактике проявляется, в частности, в том, что учитель в своей работе с учениками делает акцент на методе и его самостоятельном применении. Задача обучения, указывает С. И. Гессен, - овладение методом. Всякое отдельное знание передается здесь не ради себя, а ради некоего более глубокого начала, лежащего позади того, что преподается, и его порождающего. Так, можно чисто формально изложить теорему о равенстве треугольников. Но эту же теорему можно преподать ученику так, что позади нее ученик почувствует тот метод, которым она была найдена и доказана. Увидев путь, которым была построена эта геометрическая теорема, ученик сможет уже сам продолжить полученное движение мысли, самостоятельно прийти к нахождению и доказательству новых теорем аналогичного рода.

Второй тип обучения формирует в ученике способность к творчеству, к порождению нового. Сила слова учителя - не только в том, что оно говорит, но и в том, что оно подразумевает. «Слово, которое сполна высказало все, что оно хотело сказать, за которым слушатель не чувствует ничего невысказанного, есть поверхностное и мелкое, мало говорящее слово… Отдельное знание как знание возможно… тоже через нечто высшее, чем оно, - через порождающий его метод, просвечивающий в нем как в своем явлении».

Незаменимость учителя, однако, не только в искусстве передачи знаний, но и в примере - как применять метод. Задача учителя - мыслить научно, применять метод как орудие мысли. «Только постоянная напряженность мысли, с которой учитель использует на деле, в живой работе метод научного познания, ставит перед учениками проблему, разрешая с его помощью вставшие перед классом вопросы, встречая им неожиданные затруднения, указывая путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоумений, только такая бдительность мысли способна приобщить ученика к методу знания… Руководить этой совместной работой класса, указывать ей направление, отзываться на всякий обнаруженный в течение работы вопрос и вариант в его решении, ободрять ищущих своего решения - вот подлинная задача учителя». Целью образования, по С. И. Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе научным, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в ее духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал С. И. Гессен, коренится не в природной мощи ее психофизического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается ее душа. Личность «обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этих заданий культуры».

Вся его книга «Основы педагогики» пронизана философским содержанием. Саму педагогику, что видно уже из подзаголовка книги («…Введение в прикладную философию»), он считал философской по своему существу. Он писал, что его «привлекала возможность явить в этой книге практическую мощь философии, показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, и что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы». С этой позиции С. И. Гессен рассмотрел в своей книге теорию нравственного и правового образования, теорию научного образования (включая теорию университета), искажения концепции трудовой школы и др. Он многосторонне осветил вопросы соотношения школы и государства, проблемы эффективного учебного плана, многопредметности, вопросы самоуправления в школе, соотношения свободы и авторитета, урока и игры, проблемы поощрения и наказания, проблемы школьной традиции и многие другие вопросы. Педагогические идеи С. И. Гессена во многом лежат в русле недавно лишь заявившего о себе нового направления в западной, да и в российской науке и называемого ныне «философией образования».

http://azbyka.ru/deti/images/stories/zenkovski_vv.jpgРусскоезарубежье, включившие в себя цвет интеллигенции, эмигрировавшей из нашей страны в годы революции, оставило большое наследие в виде научных трудов, которые так долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика.

В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы. Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – В.В. Зеньковский, протоиерей, профессор.

Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя.

Для нас наиболее интересным в его работах является вопрос о цели воспитания, который для педагогики как искусства является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания». По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» .

В.В. Зеньковский в своей книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни» .В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое - это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой». Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.

Не менее важным является второе направление - «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь - так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность». Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода - это самое ценное и самое основное в нас» .

Зеньковский убеждает нас, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе». Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине - «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви» Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое.

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.