Кришна – это что за божество? Кто такие кришнаиты. Кришнаиты - кто они? Звезды кришнаиты

Кто такие кришнаиты? Политический проект? Провокация?
На улицах многих городов России можно видеть необычные процессии: молодые люди, за­вернутые в желтые балахоны, идут и в экстазе скандируют: "Харе Кришна!" Появляются они и на телевидении, есть у них и радиопрограмма "Кришналока". Есть в Москве два храма. И наше общество уже вроде привыкло к ним как к части город­ского пейзажа. Да, на первый взгляд, ничего плохого они не делают. Ну, "Кришна (в смысле крыша) у них поехала". Так мало ли людей кину­лись сегодня в те или иные религиоз­ные секты! И чем они хуже каких-нибудь рокеров-металлистов? Да и проповедь у них мирная: поют себе свою мантру и мяса не едят. Но так ли все просто и безобидно? Хочу рас­сказать об одной встрече с бывшим кришнаитом, которая произошла два месяца назад. Имени своего собесед­ника по его просьбе я называть не буду. В начале лета довелось мне со­вершить дневным поездом путешест­вие из Петербурга в Москву. Купе было чисто мужским: моими попут­чиками оказались двое молодых лю­дей лет двадцати, а также мужчина за тридцать с ранней седи­ной в волосах. Мой попутчик молчал, и я от нечего делать стал просматривать газету. Внимание при­влекла заметка Марка Дейча о кришнаитах, где автор в свойственной ему развязной манере перебрасывал иде­ологический мостик от "Сознания Кришны" к Гитлеру и - к "русскому фашизму". О кришнаитах я знал по­наслышке, тем не менее выводы Дей­ча показались мне притянутыми за уши. Я вслух высказал сомнение о правомерности дейчевой аналогии:

Мой попутчик в ответ на мои рассуждения как-то горько улыбнулся и, внимательно посмотрев на меня, спросил:

А среди ваших знакомых есть кришнаиты?

Я ответил, что нет, а о самом движении знаю только по газетным публикациям.

Тогда вам было бы интересно и полезно узнать, как выглядит секта кришнаитов, что называется, "изнутри". Вам ведь известно, что тотали­тарные секты с целью привлечения молодежи проникают в учебные заве­дения, в том числе и в средние шко­лы?

Да. Я знаю об этом.

Но ведь надо же и знать, как они улавливают души людей. Так вот, я один из бывших кришнаитов, кому удалось вырваться из лап секты. А это случается редко, очень редко. Как правило, человек, попавший в нее, бывает не способен вернутся к нормальной жизни. Если вы пове­даете читателю о том, что со мной произошло, то сделаете большое доб­рое дело...

А почему бы вам самому об этом не написать?

Боюсь

Чего? Мести?

И ее тоже. А вам это ничем не грозит: пересказали исповедь случай­ного попутчика... Вы же не можете отвечать за чужие слова. Да и вряд ли получится: по натуре я ленив, и мне трудно выражать свои мысли на бу­маге. Рассказать - это другое дело, а писать...
И дальше была исповедь, лишь из­редка прерываемая моими вопросами или репликами. Воспроизвожу ее главные моменты так, как они сохра­нились в моей памяти.
- Мне повезло. Мне очень повезло. Я коснулся этой секты только краем, был кришнаитом всего два месяца. И по случаю, узнал, как я думаю, одну из главных тайн этого движения. Это мне помогло и выжить, и сохранить свою душу. Какая тайна? А такая. Вы что думаете, это Кришна помог дви­жению за тридцать лет существова­ния вне Индии захватить десять мил­лионов душ? Построить по всему ми­ру храмы, стать одним из богатейших и быстрорастущих движений нашего времени?

Кришнаитский "просад" после при­готовления обычно выносится в отдельную комнату (в храме - алтарь) и предлагается Кришне. Как это про­исходит, не видит никто, кроме "гу­ру". Так вот, я заметил, что после этого действа пища приобретает осо­бый вкус. Я никак не мог понять, почему после предложения Кришне "просад" начинает пахнуть корицей. Вначале я думал, что это пустяки: наверное, "просад" там просто посы­пают этой безобидной специей. И только недоумевал, зачем это дела­ют в таких больших количествах? Ведь это же портит вкус. Но потом случилось так, что, решив немного отъесться, я тайно съел пять порций, только что "предложенных Кришне", чем, кстати, тоже нарушил одно кришнаитское правило. Таким образом, я принял пятикратную дозу "корицы Кришны" (так буду называть этот препарат, который подмешивают в "просад"). И после этого мне стало худо. Я почувствовал себя отравлен­ным, хотя прекрасно знал, что этого не могло произойти от той пищи, ко­торую я сам же и готовил. Сознание мое затуманилось, давление подско­чило (а я и без того гипертоник), весь мир для меня стал рассыпаться и как будто пропитался запахом корицы. Недели две я отлеживался и едва не умер. Глянув в зеркало, я увидел, что под глазами образовались черные мешки (вены работали на выбрасыва­ние этого вещества из организма), а кожа приобрела типичный кришнаитский желтый цвет: печень тоже бо­ролась с "корицей Кришны". Некото­рое время после этого я обходил "штаб-квартиру" секты стороной. Од­нако чувство голода снова привело меня к кришнаитам. На сей раз я был более осторожен: то, что до этого предлагалось Кришне, я какое-то вре­мя в рот не брал. Потом решил проверить свое подозрение второй раз - тот же результат! Теперь я понял, почему у всех кришнаитов, кроме "гу­ру", темные мешки под глазами и желтый цвет кожи, прыщи. Почему многие из них чешутся. Мне стало все ясно. Понял я и то, почему ос­нователем движения был Свами Прабхупада, который много лет прорабо­тал химиком-фармацевтом до того, как стал "гуру". Думаю, что он прос­то-напросто научился синтезировать этот препарат, причем в большом ко­личестве и дешево в отличие от тра­диционного аналога - какой-то ин­дийской травки, и потом использовал его в своих целях. Возможно, он ис­ходил из благих, по его мнению, побуждений, но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. С другой стороны, известно о связи Прабхупады с ЦРУ. Так вот, в этом препарате, а отнюдь не в ведической философии, и состоит, на мой взгляд, главная тайна движения.

Каково же действие этого препарата?

В малых дозах он почти незаме­тен, и нужно дней десять-двадцать, чтобы организм был захвачен "кори­цей Кришны", а потом стал ее требо­вать. Человек, принимающий этот препарат, слабеет и тупеет, плохо пе­реносит жару, у него падает иммуни­тет и чисто физически (можно, на­пример, простудиться от малейшего ветерка), и психически (уровень вну­шаемости многократно возрастает). По своему действию это относитель­но слабый наркотик, он не столь быс­тро разрушает организм, как кокаин или морфий. Мне повезло, что я при­нял его сразу и много. Поэтому ор­ганизм отторг зелье, и я не смог при­выкнуть. Повезло мне и в том, что я не подвергся в это время массиро­ванному психическому воздействию. Другим повезло меньше. Обычно человек, попадающий в секту, под влиянием "просада" и специального психотехнического воздействия (мантры, ритмической музыки и танцев, проповедей "гуру" и т.д.) быстро теряет себя как личность и становится аб­солютно управляемым. Для него ни­чего не остается, кроме Кришны и желания везде и всегда его прослав­лять. Правда, действие препарата не на всех одинаково. Кое-кто все же сохраняет часть своей личности. Не буду скрывать и того, что на некото­рых людей, по моему мнению, препа­рат действует благотворно. Именно на тех, чья личность (пока она была) вмещала в себя много активного зла. Например, я видел бывших преступников, воров, наркоманов и прочее отребье, которые после вхождения в "Сознание Кришны" стали безопас­ны для общества. Немало видел я и тех, кто до вхождения в секту имел психические отклонения разной степени тяжести, так что много они от своей новой деятельности не поте­ряли, как, впрочем, и не приобрели.

Но было бы, наверное, совершенно наивным видеть в движении "Созна­ние Кришны" этакий психоделический отстойник, который очищает общес­тво от преступников?

Разумеется. Я видел множество попавших в кришнаитские сети лю­дей, которые прежде были нормаль­ными членами общества. Видел отца, который бросил двоих детей и жену, оставив их без средств к существова­нию. Видел детей, которые бросили своих родителей. И таких, к сожале­нию, в секте очень много. Главное же состоит в полном подчинении созна­ния и воли кришнаитов руководителям секты. Людей лишают собствен­ной личности, а затем попросту про­граммируют. Причем запрограммиро­ван кришнаит может быть на любой поступок, в том числе на убийство и даже самоубийство.

Но ради каких целей все это дела­ется?

Об этом мне трудно судить. Я могу лишь догадываться. Но я убежден в том, что секта кришна­итов занимает вполне определенную и очень важную нишу в той войне, которая ведется сегодня против Рос­сии и ее народа.

Ну а для тех, кто будет продолжать травить людей "просадом", нужно применять закон. Таких людей в движении немного, и их легко узнать по двум признакам - у них ненормальный цвет кожи, и нет темных мешков под глазами. Правда, в последнее время после целого ряда громких скандалов и уголовных дел за рубежом, связанных с сектой, многие "гуру" опасаются применять "корицу Кришны". Но это временно - пока не успокоится общественное мнение. Ведь без этого препарата (или ему подобного) им будет трудно достигать своих целей.

Мне хотелось еще о многом pаспросить своего собеседника, но в купе вернулись наши юные попутчики. А в Твери ему нужно было выходить. Я вышел проводить его. Своих координат он мне не оставил, объяснив это тем, что больше не хочет ни прямо, ни опосредованно иметь отношение к тому, что так так иначе связано с кришнаитами.

Я рассказал вам все, что знаю или о чем могу догадываться, - ска­зал он на прощание.

Владимир ГОРЯЧЕВ // Русь Державная - №10 (65) 1999.

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «...смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

Чтобы понять адептов нового для Европы (и России, в частности) религиозного движения, необходимо узнать, кто такой Кришна. Это Бог, пророк или один из многочисленных идолов индуистского пантеона? Давайте в этом разбираться. Являются ли кришнаиты приверженцами монотеизма или они исповедуют многобожие? Говорят, культ родом из Индии. Но сами кришнаиты заявляют, что веруют в единого Бога. Мало того, они уверяют, что между их религией и христианством нет принципиальной разницы. Ведь даже имена у Мессии были одинаковые. Кришна и Христос, по мнению некоторых сторонников две ипостаси одного и того же Бога. Какого? Узнаем из этой статьи.

Кто такой Кришна?

Фото, напечатанные в религиозной литературе, часто представляют нашему взору фигуру человека со странным цветом кожи. В переводе с санскрита «кришна» означает тёмно-синий. А в религиозных текстах цвет кожи этого Бога описывается как «сходный с голубыми облаками». Таким его и изображают на страницах «Бхагавад-Гиты», книги, которую, без сомнения, можно назвать «Библией кришнаизма».

Но Бог также является персонажем других религиозных текстов. Это «Бхагавата-пурана», «Вишну-пурана», «Махабхарата» и «Харивамша». И тут для европейца возникает путаница. В одних текстах Кришна - это очаровательный малыш, шаловливо крадущий у своей матери масло, в других - пастушок коров и идеальный возлюбленный или мужественный воин, дающий наставления своему другу Арджуне. Но прежде всего, он является восьмой аватарой Вишну. А этот последний - один из ключевых богов индуистского пантеона.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям - пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна - это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну - множество рук, голов или чакра.

От многобожия к монотеизму

Наиболее ранние свидетельства существования культа этого персонажа индуистского Олимпа относятся к пятому столетию до нашей эры. Но постепенно качества Кришны стали выделять его среди других богов. В девятом веке нашей эры его культ стал чрезвычайно популярным в Южной Индии. А ещё через триста лет сформировались и выкристаллизовались такие религиозные школы, как Шринатхджи (Раджастан), Витхоба (Махараштра) и Джаганнатха (Орисса). Кришну наделяли такими качествами, как «вечная юность», «излучающий сияние», «правда». И, наконец, в последнем изводе - гаудии-вайшнавизме - ему приписывается атрибут единого Бога - так называемая Абсолютная истина.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову - не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» - лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад - ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

На всем протяжении своего существования Святая Церковь не раз отстаивала Истину Евангелия, полноту и чистоту евангельской веры, не раз защищала себя от всевозможных религиозных доктрин, существующих близ церковных стен. Основанная Самим Спасителем, поддерживаемая Святым Духом, проповеданная апостолами Святая Церковь, свидетельствуя о себе и борясь за свое существование, старалась даже в периоды жесточайших гонений сохранить целостность библейского учения, несмотря на влияние разного рода противодействующих религиозных идей.

Апостолам приходилось отстаивать Евангельскую Истину от оккультных интерпретаций Благой вести, мужам апостольским, апологетам, первым учителям Церкви надо было противостоять усилиям языческого мира, не желающего принять Спасителя. Вера во Христа - живоносное наследие, полученное нами от предков, передававшееся из поколения в поколение, выстраданное подвигом тысяч и миллионов людей, которые в течение всей истории христианства отдавали свою жизнь за Христа и его Святую Церковь.

Сущность свидетельства Православия в мире заключается в том, что Иисус Христос является Сыном и Словом единого истинного Бога и что только Он является Путем, Истиной и Жизнью всех людей, Божией мудростью и властью в мире. Он является Богом, который есть Любовь (1 Ин.4,16).

Живя по Евангелию Иисуса Христа, православные христиане не должны позволять себе превратить православие в некую идеологию среди других идеологий, но должны говорить о самой жизни и действительности с точки зрения Евангелия и православной традиции.

Чтобы быть верным тому, для чего мы, православные христиане, призваны и избраны, мы должны быть свободны и уважать свободу других людей, доказывая то, что истинная свобода обнаруживается только в освобождении от греха. Свобода - это Божественный дар. Никакой идеал или идол не является более явным и властным в современных обществах, чем свобода, и, возможно, ничто не понимается и не употребляется более неправильно, чем она. В условиях свободы вырастают возможности Церкви для ее миссии в мире, но возрастает и активность ее противников, а значит и увеличивается опасность, с которой приходится встречаться каждому из верных чад Святой Церкви.

Сегодня в условиях демократических свобод и плюрализма, весьма оживились те, кто толкает верующих на путь заблуждений "учениями различными и чуждыми" (Евр.13, 9), кто проповедует образ жизни, несовместимый с нравственными нормами христианства. К числу проповедников таких учений относятся и кришнаиты.

Новейшее светское плюралистическое мировоззрение поддерживает убеждение, что разнообразие религий, движений и культур может и должно производить для себя свои собственные истины и жить в соответствии со своими собственными интересами и целями. Кришнаитам выгодно такое мнение светского общества, ведь в индуизме каждый гуру в своем гордом превозношении над другими считает себя представителем Бога на земле. Нам же, православным христианам, заповедано особое внимание, требование и умение отличать Духа Божия от духа заблуждения. Апостол Иоанн, обращаясь к христианам, пишет: "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4,1).

Церковь с любовью и терпением относится ко всем согрешающим и призывает их к покаянию, но когда укоренившийся в грехе не внимает этому призыву, Церковь вынуждена принимать строгие меры и со всей твердостью заявлять, что христианство и неоязычество несовместимы. Стремясь помочь людям в обретении истинно свободного образа действия и видя попытки использовать авторитет Православия для проповеди языческих доктрин, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, следуя апостольской традиции, засвидетельствовал, что "новые религиозные движения" с христианством несовместимы, а "люди, разделяющие учения этих движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви".

В наши дни невозможно не заметить увлечения многих людей теософскими системами и восточными учениями всех видов. Смысл этих систем и учений состоит в том, чтобы сделать божественную реальность предметом исследования, а это в действительности означает отвержение веры в Бога или непонимание сути Божественного бытия и смысла человеческой жизни.

Не трудно заметить, что учение "Бхагавадгиты" абсолютно расходится с христианским Откровением, а вероучение ИСККОН является не столько вероучением классического индуизма, сколько неким модернистическим суррогатом, рассчитанным в основном на европейцев.

Подробно читая комментарии Прабхупады к “Бхагавад-гите” нельзя не заметить, что многие свои религиозные построения он выводит не из классического индуизма, а руководствуясь знаниями, полученными при обучении в шотландской англиканской школе, используя онтологию англикан, создает некую собственную религиозную систему, адаптированную для современных жителей Запада.

Кришна, как учат кришнаиты, является верховным божеством, из которого происходят все другие боги и полубоги (в том числе и Вишну). Кришна, по "Бхагавадгите", не тварное существо, а творец твари. Однако космос творит Кришна не из "ничего", как Бог в Библии, а как бы выдыхает космос из себя.

Кришнаиты верят, что Кришна - "жизнь" всех живых существ и что "энергия Кришны включает в себя все живые существа" (; 358), в том числе и многочисленных полубогов.

Называя себя монотеистами, кришнаиты тем не менее признают существование полубогов, являющихся порождением энергии самого Кришны, поклоняются им и приносят им в своих храмах жервоприношения. В "Бхагавадгите" Кришна вовсе не возражает против поклонения другим божествам и полубонам. Наборот, он говорит: "Я первопричина полубогов... Я трансцедентальный слог Ом, из жертвоприношений Я - воспевание святых имен (джапа)" (; 514).

Таким образом, называя себя монотеистами, кришнаиты-вайшнавы придерживаются традиционного для индуизма монистического пантеизма. Воплощением Кришны считаются у кришнаитов даже боги индуистской триады.

Человеческая душа, по учению "Бхагавадгиты", соприродна Кришне, но так как она состоит из его низшей энергии, то не может самостоятельно обрести спасения. Спасение души происходит тогда, когда высшая энергия Кришны изливается в мир. Кришна в "Бхагавадгите" является личным божеством (Бхагаваном), а не аватарой Вишну, как учит об этом классический индуизм. Наоборот, Вишну является аватарой Кришны. В Кришне энергия божества получает свое полное развитие. Он наделен тремя видами энергии: первая порождает и разрушает материальные миры; вторая является основой живых существ; третья - высшая энергия (пара-шакти) включает в себя обе предыдущие. Пара-шакти имеет в свою очередь три аспекта: бытия, сознания и блаженства. Стремление к наслаждению привязывает всесильного Кришну к душам, а роль связующего звена между Кришной и человеческими душами выполняют дживы (души) из ближайшего окружения Кришны, которые время от времени приходят в мир, чтобы стать гуру. В "Бхагавадгите" говорится, что самым лучшим методом духовного совершенствования является преданное служение Кришне (бхакти-йога). Успех в таком служении определяется не только "милостью" Кришны, но и наличием гуру, за которым признается возможность поддерживать постоянную связь с самим Кришной и способность вести "преданного" через "скверны" материального мира. Кришнаитам предписано почитать своих гуру, как самого Кришну, а принятие посвящения от гуру считается началом духовной жизни и необходимым условием успеха в служении Кришне. Прабхупада в комментарии к пятой главе "Бхагавадгиты" пишет: "Представитель Господа никогда не утверждает, что он сам Господь, и тем не менее ему необходимо оказывать то же почитание, что и Господу, ибо он обладает знанием о Господе".

Согласно учению кришнаизма, душа, попав в материальный мир, оказывается во власти различных форм иллюзий, которые называются майя. Майя воздействует на душу и заставляет человека отождествлять себя с материальным миром и собственным "грубым" телом. Став на путь самосознания, который описан в Ведах, человек, по вероучению кришнаитов, постепенно осознает свое истинное положение во взаимоотношениях с Кришной и с окружающим миром. Осознать такие взаимоотношения - значит, как говорят кришнаиты, обрести истинное знание. Все виды деятельности, кроме служения Кришне, низводят человека до уровня животного, и он лишается возможности вырваться из круговорота рождений и смертей (последствий кармы). Преодолеть закон кармы могут далеко не все, а лишь те, кто сумел стать "чистым бхактой", то есть сумел войти в "сознание Кришны". Прочих после смерти ожидает перевоплощение души в соответствии с неотвратимым законом кармы. При этом душа, получая воздаяние за различные земные скверные поступки и мысли, воплощается всякий раз в новых формах: не только человека, но и животного, насекомого, растения, причем не только на земле, но и на разных планетах.

Согласно учению Бхактиведанты, Кришна, "Сверхдуша", создал бесконечное количество индивидуальных душ (джив). Джива - это реальное "я" человека, а не материальные тело. Джива не умирает, но перевоплощается в другое тело после смерти. Основная проблема людей, с точки зрения кришнаитов, заключается в том, что они отождествляют себя с материальными телами, и впадают в иллюзию материального существования (майя) и грех. Этот процесс заблуждения и самообмана и есть "карма". Пока человек не освободится от пут "кармы" его душа будет снова и снова перевоплощаться душа проходит через четыре таинства жизни: рождение, болезнь, старость и смерть.

Кришнаиты верят, что душа нуждается в освобождении от бесконечного цикла перевоплощений. Тот, кто достигает "сознания Кришны", освобождается и получает вечное, духовное тело. Духовное тело живет в вечном сиянии познания Кришны в его обители Кришналока. Таково путешествие души, "возвращение к Божеству". Если человек, посвятивший себя бхакти-йоге, не успевает завершить процесс "отыскания себя в Кришне", ему дается еще один шанс. В следующем воплощении кришнаит родится в богатой семье, принадлежащей к высокой касте.

Таким образом, грех ("долг кармы") является результатом самообмана и невежества. Единственный путь к спасению - самозабвенное служение Кришне; человек духовно рождается, когда наставник посвящает его в члены кришнаитской общины, и затем постепенно достигает сознания "Высшего воплощения Божества". Приверженцы движения "Харе Кришна" верят, что все другие религии неверны, ошибочны. Они часто цитируют высказывание Кришны из Бхагавад-гиты (18:66): "Оставь другие религии и вручи себя Мне".

Прабхупада в своих книгах и проповедях постоянно внушал, что преданное служение Кришне необходимо для того, чтобы избежать последствий кармы, причем там же утверждал, что последствия кармы для людей неотвратимы. В профанной сфере рядовых "преданных" такое противоречие часто не замечается, в сакральной же сфере оно является одним из существенных приемов привлечения в свои ряды новых адептов. Подобный откровенный этический парадокс является одним из основных признаков тоталитарных сект.

Говоря об учении кришнаитов о карме и преодолении ее последствий, нельзя не вспомнить, что попытка внедрить в христианство учение о переселении душ была сделана еще в III веке от Рождества Христова. Христианский учитель Ориген под влиянием учения античного философа Платона о предсуществовании душ до их соединения с телом, создал собственное учение о душе и ее предсуществовании до рождения. Это учение Оригена, проповедуемое его последователями, было осуждено на Константинопольском Поместном Соборе в 1543 году. Впоследствии V-й (553 г.) и VI-й (680 г.) Вселенские Соборы подтвердили это осуждение, отлучив от Церкви тех, кто учил о предсуществовании и переселении душ.

В Священном Писании говорится, что по смерти не будет перевоплощений душ: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9, 27). Идея бесконечного перевоплощения душ противоречит христианскому учению о человеке как образе и подобии Божием. Благодаря Спасителю, приняшему на себя грехи мира, Божественной Благодати и свободной воле, дарованной человеку Богом, каждый христианин сам определяет свою судьбу. Благоразумный разбойник в одно мгновение своего обращение ко Христу наследовал Царство Небесное.

Православные христиане знают и исповедуют, что собственными заслугами и усилиями человек не может стяжать Вечное бытие. Спасение - дар Божий, данный нам воплощением, страданиями и воскресением Христа. Человек приемлет этот Дар в вере, открывая свое сердце для действия в нем Святого Духа, подаваемого ему через Таинства Церкви. Соответственно, сознательная жизнь христианина начинается с признания спасительной христовой жертвы, покаяния, а не с общения с "просветленным" гуру, как учат кришнаиты.

Святые Отцы первых веков христианства, отстаивая православное учение от нападок язычников и еретиков, оставили нам великое наследство в виде своих сочинений. Полно и ярко доказать, что кармических перерождений души не существует, что действия человека не предопределены прошлыми состояниями его души, сумели в своих сочинениях святой Иустин Философ ("Разговор с Трифоном Иудеем"), святой Феофил Антиохийский ("Послание к Автолику"), святой Иреней Лионский ("Против ересей").

Перевоплощение

Многие “учителя истины” стараются представить перевоплощение, как учение, имеющее непосредственное отражение в Библии. Но до сих пор их попытки найти хоть какие-нибудь библейские аргументы в свою пользу оказывались тщетными. Кришнаиты верят в то, что в Библии присутствовало учение о реинкарнации, которое христиане исключили из Писания, однако оно и по сей день остаётся истинным.

Однако, христиане никогда не верили в реинкарнацию, т.к. она вступает в полное противоречие со словом Бога и никогда не упоминалась в Библии.

Перевоплощение или реинкарнация есть переселение души живого существа (дживы) из одного тела в другое. Как учит Свами Прабхупада: “существует 8400000 форм жизни, из них 900000 видов живых существ обитают в воде, а 2000000 относятся к растениям. Мы — представители лишь незначительной части живых существ, населяющих многочисленные вселенные материального мира. Пребывающие в материальном мире и в материальном теле являются осуждёнными”.

“Живое существо забывает, что ему делать. Сначала оно решает поступать определённым образом, а потом запутывается в своей карме. Оставляя один тип тела, оно входит в другое тело, подобно тому, как мы одеваем и снимаем одежду. Путешествуя подобным образом из одного тела в другое, душа страдает от последствий своей прошлой деятельности”.

Как мы видим, перевоплощение является результатом плохой кармы своего рода наказанием за содеянное в прошлых жизнях. Последователи Общества Сознания Кришны утверждают, что точно такого же исповедания держалось всё христианство первых веков на основе Ветхого и Нового Заветов, с чем никак и никогда не сможет согласиться ни один верующий во Христа.

Библия достаточно чётко высказывает своё отношение к реинкарнации. И всё же находятся такие “учителя”, как, например, Сатьяраджа дас, которые самонадеянно внушают мало что понимающим рядовым членам Общества Сознания Кришны, что:

“В 553 г. н.э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний. Однако в Библии остаются некоторые указания на реинкарнацию. Хотя их и немного, они весьма убедительны” и они вынуждены верить этому. Во-первых, потому что не имеют права сомневаться в правильности слов такого “просвещённого преданного”, а во-вторых, не имеют возможности их проверить, т.к. проверять опять-таки означает сомневаться в их правильности. Но давайте всё-таки попробуем обратиться к самой истории.

К сожалению, уважаемый Сатьяраджа дас не учёл того факта, что в настоящий момент существуют достоверные документы о Пятом Вселенском Соборе, в которых мы не находим ни одного упоминания об обсуждении на этом Соборе целостности Священного Писания и тем более вопроса о реинкарнации. Интересно было бы узнать, каким именно источником пользовался Сатьяраджа дас при выработке своей точки зрения. В тех документах, которыми располагает история о Соборе 553 года, говорится следующее:

“Вот заключительная часть вопроса: “…Итак, мы анафематствуем три главы, т.е. нечестивого Феодора Мопсуестийского, и его богохульные книги, и то, что нечестиво написал Феодорит, и богохульное письмо, приписываемое Иве. Мы анафематствуем их со всеми теми, кто их защищает, которые считают три главы православными, желают или будут желать покрыть их нечестие авторитетом св. отцов или Халкидонского собора”.

Это заключительная часть документа V Вселенского Собора, созванного Юстинианом против ереси монофизитства. И, как мы видим, никакого упоминания об изменении канона Священного Писания. (Для более глубоких исследований по этому вопросу можно обратиться к “Истории христианской церкви”, Шафф, издательство WM. B. Eerdmans Pub-lishing Company, 1992, тома 1 и 2.)

И второе немаловажное замечание, которое я хотел бы сделать: Библия НИКОГДА не содержала в себе НИКАКОГО учения, даже отдалённо похожего на реинкарнацию, поскольку сама идея реинкарнации противоречит библейской доктрине о спасении. Зная о неизменности Слова Божьего, просто невозможно соединить между собой две противоречащие друг другу доктрины.

В Библии можно найти много аргументов, опровергающих перевоплощение. Так, Библия говорит, что жизнь человеку даётся только один раз: “И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, ...” (Евр. 9:27). Этот стих показывает, что человеку даётся только одна жизнь, слово “аттакс” переводится, как “однажды”, то есть раз и навсегда (Вы можете уточнить употребление слова “однажды” стихом выше, где совершенна ясна форма его употребления). Поэтому так необходимо принять Христа, как Господа и Спасителя именно сейчас, ведь другой жизни, чтобы попытаться ещё раз, не будет.

В христианстве мы видим прямую противоположность реинкарнации, когда, в отличие от закона кармы, человек живёт только одну жизнь, на которую не переносятся ничьи плохие или хорошие поступки. Если эти слова Бога кришнаиты считают подтверждением перевоплощения, то что же они понимают под перевоплощением? Попытки объединения понятий реинкарнации и спасения, кармы и греха никогда не увенчивались успехом. Это объясняется тем, что смысл реинкарнации сводится к бесконечному кругу перевоплощений души, продолжающемуся до тех пор, пока она не сумеет сама, путём каких-либо праведных поступков, искупить грехи и своими силами вернуться к Богу. Спасение же, показанное в Библии, имеет совершенно другой смысл.

“Огромная пропасть отделяет христианское учение о благодати от закона кармы. Карма не вмещается в библейское представление об искуплении. Искупление опирается примирение Бога и человека.

Библейский взгляд на искупление подразумевает наказание, которое могло бы удовлетворить справедливый гнев Бога. Другими словами, святость Бога не позволяет Ему примириться с грехом. Бог не был бы истинным и святым, если бы просто закрыл глаза на беззаконие. Но по Своей милости Бог предоставил нам возможность спастись от наказания за грех, от Своего гнева. Его гнев излился на Другого — этот Другой был настолько чист и безгрешен, что смог полностью заплатить за наши грехи. Писание учит, что искупление, которое даровал нам Христос, следует понимать именно как наказание, которое полностью искупило наш грех (то есть наказание, удовлетворившее требования Божьей святости). И, поскольку искупление уже полностью решило нашу проблему с грехом, нам нет необходимости выплачивать свой кармический долг в какой-то будущей жизни. Если смерти Христа было достаточно для наказания, определенного справедливым законом Бога, о какой еще плате может идти речь?

Христос уже искупил наш грех перед Богом”. В Новом Завете (Рим. 3:25; Евр. 2:17; 1Ин. 2:2; 4:10) понятие искупления выражается словом “хиласкомаи” (греч. “задобрить, удовлетворить”). Но библейское учение об искуплении основано не на одном этом слове. Новый Завет представляет Иисуса, как:

Выкуп за нас (Мат. 20:28)

Не знающего греха (2Кор. 5:21; Евр. 7:26-27; 1Пет. 2:24)

Страдающего раба (Деян. 3:13; 8:32; см. Ис. 42; 49; 50; 53)

Искупившего собственной кровью (Деян., 20:28).

Того, кто понёс на себе проклятие (Гал. 3:13; Втор. 21:22- и дальше).

Жертвенного Агнеца (Иоан. 1:29, 36; Деян. 8:32; 1Пет. 1:19).

Искупление описывается как жертва, замещение, примирение, выкуп и оправдание. Эти основные образы искупления и его плоды также являются аргументами в пользу учения об искуплении грехов.

Главной целью жертвоприношения является умилостивление.

Замещение состоит в том, что Христос отдал Свою святую жизнь за нас и тем самым умиротворил гнев Божий.

Примирение полагает конец вражде между Богом и человеком. И, поскольку причиной вражды является грех, который навлекает на себя гнев Бога, сутью примирения является удовлетворение этого Божьего гнева.

Оправдание: если наказанием за грех выступает гнев Божий против этого греха, то оправдание становится освобождением от человеческого греха…

Богослов Уильям Ж.Т.Шедд различает два искупления, так называемые “личное” и “заместительное”. Он отмечает разницу между библейской картиной искупления (заместительное), и искуплением, поддерживающим теорию реинкарнации (личное искупление).

Священное Писание говорит нам о заместительном искуплении наших грешных душ Иисусом Христом, Общество Сознания Кришны же обращается к личному искуплению человека собственными поступками, что, как мы видим, расходится с библейским пониманием и поэтому не может быть принято христианами.

“Фактически, всё, написанное на тему о реинкарнации, говорит о спасении по делам: кто-то должен выплачивать чей-то “долг кармы”. Идея спасения по делам, можно сказать, более важна для теории реинкарнации, чем доктрина о перевоплощении души в следующих жизнях: эти последующие жизни являются как бы теми самыми полями, на которых будет совершаться работа...”30Можно добавить, что на данный момент в мире существует более десяти моделей реинкарнации души, каждая из которых кардинально отличается от предыдущей и поддерживается своей собственной теорией.

Христос, будучи святым и безгрешным, пришёл в этот мир как Бог и как человек для спасения грешных людей. Если бы вечную жизнь можно было достичь путём бесконечных перевоплощений или собственных праведных дел, то Христу не нужно было бы идти Голгофским путём. Бог выбрал спасение через Свою собственную смерть и воскресение потому, что это был единственный путь для спасения людей, об этом говорит уже то, какую огромную цену заплатил за него Бог. Мы получили дар спасения не потому, что были праведны перед Богом, а потому, что “Бог так возлюбил мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3:16). В Послании к Ефесянам также сказано: “Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился”, (Еф. 3:8-9). Реинкарнация, со своей стороны, требует выполнения определённых правил и законов для достижения вечной жизни.

Уважаемый Сатьяраджа дас приводит в своём труде, как пример реинкарнации, стихи Библии об Иоанне Крестителе, в которого вселилась душа Илии — ветхозаветного пророка. Позволю себе заметить, что тут Сатьяраджа дас очередной раз глубоко ошибается и, не утруждая себя изучением истории верований иудеев, попросту старается уцепиться за каждую мелочь в Библии, которая на первый взгляд, подтверждает его теорию. Но если мы просто обратимся к тексту, то сразу увидим, что евреи ждали не перевоплощения Илии, или каких-либо других пророков, а их телесного воскресения из мёртвых (подтверждение этого вы можете найти в Мат. 14:2; Мат; 27:52; Лук. 9:8; Лук. 20:37; и т.д.) Библия 105 раз упоминает о телесном воскресении человека из мертвых и ни разу о перевоплощении. Я ещё раз хочу подчеркнуть то, что перевоплощение исключает воскресение и наоборот.

Взгляд кришнаита на человека сводится к тому, что душа, облекаемая в какое-либо тело, обречена страдать, так как тело, само по себе, является низшей материей. По ведической традиции, различные тела, не имеющие сознания (тела животных, птиц, и т. д.), приравниваются к злу, и если человек в следующей жизни воплотится, например, в тело льва, это считается наказанием за то, что в течение своей предыдущей жизни его душа, имея человеческое тело, не пришла к сознанию Кришны, а её носитель — человек занимался страстным поеданием мяса.

Человеческое тело обладает большими возможностями, оно несёт в себе сознание, и на этапе воплощения в человеке, душа может вернуться к Богу. Рассматривая этот вопрос, необходимо постоянно помнить о том, что в вероучении кришнаитов тело является изначально греховным и выступает как своеобразное орудие наказания отпавшей от Бога души.

Давайте посмотрим на это с библейской точки зрения.

Обратимся к первой книге Библии — Бытию. В ней говорится о самом начале мира, когда ещё не было власти греха. Итак, по окончании всего процесса творения, Бог создал человека “по образу Своему, по образу Божию сотворил его” (Быт.1:27). Первое, о чём приходится задуматься, мог ли Святой Бог создать по Своему образу несовершенного человека. Бог вряд ли создал бы чистую душу в греховном теле. Библия ясно говорит о том, что Бог сотворил человека прекрасным как в духовном так и в физическом плане, и это явно не сходится с утверждением последователей Кришны, о том, что Кришна создал тело для наказания отпавших душ.

Рассмотрим ещё один аспект учения кришнаитов о душе и теле. В книге “Шри Ишопанишад” говорится о том, что в начале совершенные души обитали в присутствии Кришны на трансцендентальной (нематериальной) планете. Когда часть из них воспротивилась воле Бога, Кришна, в наказание, дал им различные тела, чтобы души могли осознать свою потребность в Нём.

Библия излагает факты совершенно иначе: в начале Бог сотворил плоть, а затем уже “вдохнул” в нее жизнь, то есть дал ей душу (Быт. 2:7). Нет даже намёка на то, что душа была создана ранее и ждала своего воплощения в человеческом теле.

Последняя, и очень важная часть этого вопроса заключается в изначальном смысле, который придают телу кришнаиты и христиане.

“Тело, по Писанию, не является “темницей” для души, не является оно и местом заключения падших духов, а принадлежит к подлинной сущности человека (2Кор. 5:3-4). И Писание говорит не об освобождении от тела, а об искуплении тела (Рим. 8:23). Поэтому и совершилось телесное воскресение Господа Иисуса (1Кор. 15)”.

Кришнаиты утверждают, что смысл воплощения души в человеческом теле (то есть самого человека) сводится к осознанию, с помощью своего ума, необходимости в Кришне и посвящению своей жизни преданному служению ему, чтобы после физической смерти прийти к Богу.

Библия же говорит нам о совершенно другом смысле, который Бог вложил в человеческую жизнь (Быт.1:28, Быт.1:15). Здесь говорится о том, что Бог обитал вместе с человеком, который обладал чистой душой и совершенным телом. Тогда для человека тело не было чем-то греховным, тем более Божьим орудием наказания. Человек обитал в славе Господней, и поэтому ему не нужно было освобождаться от тела, чтобы прийти в присутствие Божие: он уже обитал с Богом, находясь в собственном теле. Итак, мы видим два совершенно разных изначальных подхода к человеческой природе.

В противоположность учению Общества Сознания Кришны, надежда всех христиан заключается в воскресении из мёртвых. Как мы увидели, кришнаитский взгляд на человека значительно отличается от христианского, в тех моментах, которые не могут изменяться в зависимости от времени и обстоятельств.

“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет всё”. Фил. 3:20-21.

Христос Своим воскресением проложил дорогу через пропасть смерти, и теперь мы имеем великое обетование воскресения из мёртвых в новом вечном теле. “А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша”. 1Кор. 15:14. К тому же, мы можем прочитать в Откровении Иоанна Богослова о том, как будет происходить воскресение из мёртвых, и опять не найдём, ни слова о реинкарнации. Объяснение этому может быть только одно: перевоплощение не упоминается в Библии не потому, что эти стихи выкинули “плохие” христиане, а потому, что оно идёт вразрез с проповедью Христа и всем Ветхим и Новым Заветом. Необходимо согласиться, что доктрины о перевоплощении и спасении изначально представляют собой две диаметрально противоположные теории и ни в коем случае не могут существовать вместе.

“Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа, который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе всё”. Фил. 3:20-21.

“Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни”. Тит. 3:5-7.

Одной из характерных черт духовной жизни сегодняшней России является религиозный плюрализм, предоставление не декларированной, а действительной возможности выбора духовного пути. Все большее количество людей находит свое сокровенное на страницах священных писаний и в храмах.

Появились и новые для России конфессии с непохожими на привычные для нашего восприятия обычаями и обрядами. Среди них - Движение Сознания Кришны , официально зарегистрированное в 1988 году.
Его последователей называют кришнаитами (вайшнавами) . Не удивительно, что бритоголовые люди с хохолком на затылке, в странных белых и оранжевых одеяниях поначалу вызвали у многих опасение. А между тем это непривычно только на улицах наших городов. Поклонение Кришне (вайшнавизм) - это древняя монотеистическая религия, ветвь индуизма, насчитывающего около миллиарда приверженцев во всем мире. И уж конечно, ни в Индии, ни у индусов оно не вызывает чувства неприятия.

Сознание Кришны - это Движение за возрождение духовности в обществе. Суть его - в одухотворении человеческой жизни, возвышении сознания людей. Основано это Движение на Ведах - древнейшем источнике духовных и материальных знаний. Веды были записаны около 5 тысяч лет назад на священном языке - санскрите, образующем общую основу индоевропейской языковой семьи, к которой относятся и славянские языки. Непонятные знаки на лбу и на носу у кришнаитов - это священная тилака , указывающая на то, что тело человека является храмом Бога. Косичка на бритой голове (шикха ) - знак ведической учености. Их одежды (дхоти ) тоже могут показаться нам экстравагантными, но их носят миллионы индусов, причем шафрановый цвет символизирует отречение от мира, монашество, а белый говорит о том, что перед вами домохозяин, имеющий семью. Так что не беспокойтесь, человек с шикхой не причинит вам вреда, он не может быть ни рэкетиром, ни мафиози, т.к. это противоречит его религиозным убеждениям.

В настоящее время Международное Общество Сознания Кришны (ИСККОН) входит в десятку ведущих российских конфессий. Оно широко известно своими образовательными, культурно-просветительскими и благотворительными программами. Так кто же такие последователи Кришны, в простонародье именуемые кришнаитами?

На этот и другие вопросы отвечает кандидат медицинских наук Игорь Олегович Вагин . По образованию он - психотерапевт, имеет 18-летний стаж практической работы на скорой психиатрической помощи. Позднее работал в Министерстве здравоохранения бывшего Союза в Отделе психиатрической и наркологической помощи населению, был консультантом-психиатром приемной Верховного Совета СССР. Сейчас он возглавляет Академию иррациональной психологии в Москве, где под его руководством изучается воздействие на личность человека различных медитационных практик и нетрадиционных методов, в том числе: так называемого "целительства", гипноза, аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования. Автор большого количества книг: «Почему ты ещё нищий?», «Умейте мыслить гениально», «Поднимись над толпой! Тренинг лидерства», «Заяц, стань тигром» и другие.

Недавно он провел психиатрическую экспертизу членов московского центра Движения Сознания Кришны.
"Я обследовал 40 человек (каждый третий из алфавитного списка людей, посещающих или живущих в центре Сознания Кришны), из них 29 мужчин и 11 женщин в возрасте от 17 до 66 лет. В процессе моего обследования выраженных психических нарушений выявлено не было, - рассказывает И.О.Вагин. - Вместе с тем в психическом статусе кришнаитов отмечались, если говорить на языке психиатрии, сверхценные идеи философско-религиозного характера".

Корр.: Сверхценные идеи - звучит несколько пугающе...
И.О.: Нет, это довольно распространенное явление. Ведь писателей, поэтов, художников, композиторов, изобретателей, то-есть всех творческих, талантливых людей также можно расценивать как носителей сверхценных идей. В данном же случае речь идет о поисках смысла жизни, любви к Богу. На самом деле вопрос о сверхценных идеях довольно сложный, и сейчас он широко дискутируется психиатрией. Что это - патология или один из вариантов? Я склонен считать правильным последнее.

Корр.: А как бы вы нарисовали собирательный портрет кришнаита, преданного Кришны?
И.О.: Простота, контактность, чувство юмора, искренность - и в то же время умение соблюдать некоторую дистанцию, совершенно необходимую в общении между людьми. Такие выявились черты, характерные для последователей Сознания Кришны. К тому же они прекрасно понимали, что перед ними врач. В момент общения со мной кришнаиты были тактичны, вежливы, хорошо и гибко вели беседу, достаточно тонко чувствовали ситуацию. Есть такой термин в психиатрии - синтонность в общении, когда человек вступает в контакт с другим человеком не только на вербальном (словесном), но и на эмоциональном уровне, как-то заражаясь эмоциями собеседника. Это я тоже наблюдал у обследованных мной кришнаитов. Они очень доброжелательно отнеслись к моим визитам, стремились помочь мне проводить исследования. Кроме того, для них характерен ровный эмоциональный фон. Все это - симптомы психического здоровья. Меня приятно поразило, что в них не было никакой нелюдимости или желания изолироваться. Как и, к слову сказать, какой-либо агрессивности или раздражительности. По этим параметрам они выглядят значительно лучше, чем люди, с которыми общаешься на работе, в транспорте и на улице. Вероятно, это связано с тем, что ненасилие, непричинение вреда ни одному живому существу - ни мыслью, ни словом, ни делом, - контроль над чувствами и умиротворенность – характерные черты их религиозного мировоззрения.

Корр: А их внешний вид?
И.О.: А вы обратили внимание на то, что несмотря на свой экзотический внешний вид, они всегда очень опрятны? Я, например, узнал, что, в соответствии с правилами вайшнавского этикета, даже верхнюю одежду полагается менять ежедневно, каждый раз надевая свежевыстиранную. Существует и множество других обязательных гигиенических правил: непременный утренний душ, полоскание рта и мытье рук после еды (а не только перед ней), ежеутренняя влажная уборка помещений... Чистота и аккуратность - одно из проявлений их упорядоченного образа жизни. Раннее отправление ко сну, пробуждение до рассвета, вегетарианское питание, отказ от потребления любых одурманивающих средств, в том числе никотина и алкоголя.

Корр.: Но кришнаитов упрекают в том, что они "ушли от жизни" и не желают общаться с обычными, "нормальными" людьми.
И.О.: Возможно, им действительно несколько труднее стало общаться в "обычной" жизни - например, в компаниях, где постоянно беседуют о бизнесе или играют в азартные игры. Твоpческие люди обычно далеки от этого.

Корр.: Иногда люди сетуют на то, что кришнаиты слишком настойчивы в своей проповеди - в частности, при распространении ими религиозной литературы.
И.О.: Я не вижу в этом ничего особенного: проповедь – это особый способ общения. Вообще людей можно разделить на тех, кто что-то внушает, и тех, кто внимает, являясь объектом внушения. И в религиозном контексте это является абсолютно нормальным, так как проповедь - это традиционная модель внушения всех религий. Я допускаю, что бритые головы и сакральные знаки кришнаитов могут поначалу производить несколько устрашающее впечатление на неискушенную публику, но, с другой стороны, когда человек разберется в том, что на самом деле это очень милые и обходительные люди, проблема снимается.

Корр: Я знаю, что многие из тех, кто сегодня является преданным Кришны, оставили блестящую карьеру и жизнь, полную материальных благ. Выпускники "престижных" вузов, "остепененные" научные работники, художники и музыканты, кадровые военные в один прекрасный день ушли жить в храм. Почему, как по-вашему? И сложилась ли у вас какая-либо общая картина социального состава этого Движения?

И.О.: Характерно, что все обследованные пришли в этот центр отнюдь не случайно, многие из них до этого интересовались различными религиозными системами, многих привели сюда искания философского характера, то есть поиски смысла жизни, что, по идее, должно быть свойственно всякому нормальному интеллигентному человеку. Для тех, кто принял Сознание Кришны, я установил, что для них это не было каким-то резким изменением мировоззрения - скорее плавным, постепенным развитием и изменением ценностных ориентаций. Обследованные говорили мне, что здесь нашли то, чего искали - им дан конкретный путь, конкретная практика, в рамках которой можно жить и общаться с другими людьми. Я задавал им вопрос, какими они были до прихода в центр и изучения литературы Сознания Кришны. Выяснилось, что часть из них отличалась склонностью к рефлексии, чувству недовольства собой и окружающим миром, некоторой замкнутостью, трудностями в общении с окружающими, сверхчувствительностью и ранимостью, словом, полный "джентльменский набор" среднего русского человека. У некоторых отмечалась также склонность к состояниям излишней суетливости, тревожности, подавленного настроения, немотивированным тревожным опасениям за будущее, что, к сожалению, также характерно для наших современников, особенно сейчас. В центре Сознания Кришны я побывал на лекциях по древнеиндийским священным писаниям - "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам", присутствовал на храмовых богослужениях, когда преданные Кришны совместно прославляют Бога - это называется "киртан". Я считаю, что сама работа центра (лекции религиозно-философского содержания, пение мантр, чтение ведических писаний) является достаточно эффективной психотерапевтической процедурой, которая позволяет снять эмоциональное напряжение и положительно повлиять на депрессию, тревогу и другие психопатологические симптомы. У обследованных появился смысл жизни, уверенность в себе и в завтрашнем дне, состояние внутренней гармонии. Что касается социальной картины, то среди обследованных представлены самые разные слои населения: студенты, школьники, рабочие, инженеры, артисты, врачи, психологи. Практически половина обследованных - это люди с высшим образованием. Есть также определенный контингент лиц, которые прошли службу в армии, некоторые являлись профессиональными военными и профессиональными сотрудниками МВД. Косвенно это также говорит об их психическом здоровье, т.к. в армии и в МВД очень тщательно следят за здоровьем своих сотрудников, при малейшем нарушении они проходят психиатрическую экспертизу и их признают негодными. Для меня же существенным является тот факт, что в отношении всего контингента обследованных каких-либо случаев обращения за психиатрической помощью или лечения в психиатрических стационарах
выявлено не было.

Корр.: Скажите, пожалуйста, а насколько вообще правомочно вторжение психиатра в такую область, как религиозные переживания людей?
И.О.: Это вопрос очень сложный. Существуют специальные психиатрические экспертизы, на основании которых достаточно четко и обоснованно можно определить, имеет ли место психическая болезнь или таковая отсутствует. В частности, такие психологические феномены, как постоянный наплыв зрительных галлюцинаций, бредовые идеи преследования, психомоторные возбуждения, отсутствие ориентации в пространстве - несомненно признаки болезни. И здесь не важно, кто болеет: атеист, верующий или священник - болезнь проявляется схоже и у тех, и у других, и у третьих. Что же касается последователей Сознания Кришны, то я многих провоцировал, не испытывали ли они каких-то особых феноменальных переживаний: например, общение с Кришной напрямую, либо божественные откровения, видения. Они все улыбались и говорили, что нет, они такого не испытывали. Многие отнеслись достаточно критично, сказав, что такое вообще вряд ли возможно. Это еще раз убедило меня в том, что людей, которые приняли Сознание Кришны, нельзя назвать психически больными. Да, есть изменения мировоззрения, изменения ценностных ориентаций в сторону религиозного сознания. Но тогда, я повторюсь, что всех людей, которые находятся в православных монастырях, тоже можно признать психически больными. Здесь имеет смысл более глубокий и фундаментальный анализ других религиозных конфессий - в частности, мусульман, христиан, иудеев. Посмотреть, каковы там психологические переживания людей, как они общаются друг с другом, как ведут себя, как воспринимают окружающий мир. Необходимо четко определить критерии религиозности с позиций психиатрии.

Корр.: В печати в последнее время все чаще стали мелькать модные словечки "зомбирование", "кодирование" - в основном, в связи с исследованиями профессора Полищука секты "Белое братство", но иногда упоминается и Движение Сознания Кришны. Что вы могли бы сказать по этому поводу?
И.О.: "Зомбирование" и "кодирование" - это бульварные термины, в науке таких не существует. В случае "кодирования" речь идет, вероятно, об одном из вариантов гипноза, применяемого в медицине. Сейчас много всякой информации о математике, кодировке, шифрах и прочее - вот, наверное, и повесили на это такой своеобразный ярлык -"кодирование". Кстати, как показывает практика, очень многие после так называемого "кодирования" от алкоголизма все равно срываются и пьют, так что это, к сожалению, не самая эффективная методика. Возможности кодирования или так называемого "зомбирования" сильно преувеличены - прежде всего, нашей прессой. Вообще на человеческую психику, человеческое поведение очень сложно воздействовать. Мы и не подозреваем, какой большой у нас в этом отношении запас прочности, запас сопротивления. Я с большим почтением отношусь к профессору Полищуку, это очень интересный человек и очень серьезный психиатр, он много лет занимался вопросами психиатрии. Однако, как мне кажется, он пока недостаточно глубоко разобрался в проблеме. Надо сказать, что вопросы изучения психологического здоровья людей - это совершенно новая для России проблема, и здесь нельзя какие-то общие критерии и готовые схемы автоматически переносить на так называемые новые религиозные движения.
Здесь главное - получить представление о них не со стороны, а именно работая в данном коллективе. Важно взглянуть на ситуацию изнутри. Но вот в работах Полищука я пока не встретил сколько-нибудь масштабных эпидемилогических, говоря научным языком, исследований, когда берется большой срез людей и их квалифицированно обследуют психиатры. Вместо этого он ссылается на несколько случаев психических заболеваний, которые были диагностированы у людей, посещающих так называемые "секты". Сразу возникает несколько вопросов: не были ли эти люди больны до того, как пришли в "секту", или, может быть, у них были скрытые, вялотекущие формы психических заболеваний, которые проявились именно здесь? Как врачу скорой психиатрической помощи мне приходилось выезжать в самые разные учреждения, государственные структуры, и там тоже, говоря примитивно, люди сходили с ума. Сходят с ума и в Академии медицинских наук, и в министерствах. И в Министерстве обороны - мы тоже туда выезжали. Значит ли это, что эти организации необходимо закрыть? Вот если профессор Полищук докажет, что число психически больных в "секте" выше, чем в средней популяции, и заболели они именно там - это уже будут серьезные аргументы. А в данном случае был авысказана лишь гипотеза, практически ничем не подтвержденная, потому что имеющиеся несколько случаев нельзя экстраполировать на всю проблему.

Корр.: Тогда выходит, что "кодируют" и "зомбируют" нас, скорее, сами средства массовой информации, чем кришнаиты?
И.О.: Безусловно, телевидению наше население доверяет. Доверяет и радио, и различным газетам. То, что дают средства массовой информации, не может не влиять на людей. Например, что такое мода?
Это одна из моделей внушения, когда людям навязываются какие-то новые стереотипы одежды, поведения, музыки, еды. Дают красочно оформленную, хорошо обработанную режиссером информацию, с эффектной музыкой, повторяя ее изо дня в день. И меня очень беспокоит, что сейчас у многих людей снижается критическое восприятие действительности. Фильмы, реклама обрабатывают определенным образом наше сознание. Аналогичным образом может проходить и навязывание определенного стереотипа мышления, в частности, религиозного. А это очень опасно, ведь глубокая вера хороша тогда, когда человек достаточно интеллигентен и гармоничен. И здесь нельзя перекладывать всю ответственность на телевидение или прессу. Нужно учиться мыслить самостоятельно, анализировать, сверять все с собственным опытом. Средства массовой информации - это очень мощный фактор воздействия на людей.

Корр.: А что можно сказать о проблеме взаимоотношений родителей и детей в Сознании Кришны?
И.О.: Я буквально каждому задавал вопрос: как повлиял его приход в центр на отношения с родителями? И многие отвечали, что сначала были проблемы. Родители их не понимали, были настроены скептически. Но, по прошествии некоторого непродолжительного отрезка времени, от шести месяцев до года, они меняли своё мнение, видя как их дочь или сын меняются в лучшую сторону,- бросает пить спиртное, курить, занимается самоосознанием,- всё это приводило их к той мысли, что их ребёнок попал не в какую-то "секту", а получил тот духовный потенциал, которого так не хватает людям в их повседневном общении.

Подводя итог нашей беседе, Игорь Олегович поделился личными впечатлениями о своем пребывании в храме Кришны: " С такими людьми, как его обитатели, - тонко чувствующими, интеллигентными, не "зашоренными", и в то же время имеющими ясные цели и идеалы,- сказал он, я бы хотел общаться и в повседневной жизни. Мне кажется, нам всем не хватает такого общения".