Детский тест на воображение. Психологические ассоциативные тесты

Этот психологический тест позволяет узнать, какой вы человек – активный или пассивный; привыкший добиваться всего сам или плывущий по течению. Представьте красивый остров, который находится на берегу океана. Свежий воздух, бескрайнее небо… Что еще нужно для счастья…

Как бы вы попали на остров? Выберите один из представленных вариантов:

  1. По воде.
  2. На воздушном шаре.
  3. На плоте.
  4. Пешком.
  5. Остались бы на своем острове в шалаше.

Напомним, необходимо выбрать только один вариант.

Узнайте результаты теста в зависимости от выбранного плана действия:

Добраться до острова по воде, не используя какие-либо дополнительные приспособления

Те, кто выбрал вариант «добраться до острова по воде…», как правило, любят ставить перед собой невыполнимые задачи. Такие люди идут к своей цели вне зависимости от препятствий, которые ставит жизнь на их пути. Те, кто выбрали первый вариант развития событий, легко идут на контакт. Если потребуется, они всегда придут на помощь ближнему. Вряд ли что-то сможет сломить такого человека – сильного телом и духом.

Добраться до острова на воздушном шаре

Второй вариант обычно выбирают люди-романтики и люди-мечтатели. Они привыкли видеть только хорошее. В их жизни нет места для серого цвета. Таких людей также называют неисправимыми оптимистами. Они рассматривают любую ситуацию исключительно с положительной стороны. А вот обидеть таких людей очень легко. Романтики и мечтатели весьма ранимы. Им необходимо внимательно подходить к выбору круга общения, чтобы «друзья» впоследствии не смогли причинить им боль.

Добраться до острова с использованием плота

Те, кто выбрал плот – взвешенные и рассудительные люди. К ним часто обращаются за советом. Они любят активный образ жизни и много времени уделяют спорту.

Иногда рассудительность их покидает, и они готовы рискнуть всем ради высокой цели. Однако даже в этом случае такие люди стараются взвесить все «за» и «против», чтобы выбрать максимально правильное решение.

Добраться до острова пешком

Тем, кто выбрал вариант «добраться до острова пешком», ничего не дается в жизни легко. Эти люди привыкли зарабатывать только честным трудом. Они готовы работать без выходных, чтобы добиться желаемого. Конечно, и в их жизни случаются неудачи. Однако они не способны сломить тех, кто выбрал вариант «добраться до острова пешком». Наоборот – неудачи лишь укрепляют их стремление к победе. Таких людей также называют реалистами. Они принимают действительность такой, какая она есть.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Основная его задача -представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.

Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.

Предлагаемый материал можно органично включить в учебный процесс, в виде пятиминуток на занятии, как материал входного контроля на выявление уровня развития воображения.

Кроме того, все описанные приемы могут использоваться в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создает особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных, творческих способностей.

Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).

Цель: Обеспечение развития ребенка в творческом направлении.

  • определить уровень творческого воображения у обучающихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности, художественного воображения, желания творить;
  • способствовать воспитанию аккуратности, художественного вкуса.

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Упражнения (тесты) на развитие воображения.

Упражнения предложить на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков объединить в одну картину.

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Упр.№7

На картинке узоры остались только у одной бабочки. Придумай узоры для остальных бабочек и раскрась их.

Упр.№8

Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.

Литература

  1. Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000. – 320 с.
  2. Святкова О. Развиваем творческие способности/ [рисунки]- М.: Изд-во Розовый слон, 2002. – 10 с.
  3. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей/ [текст] – Ярославль: Академия развития, 2001. – 240 с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Контрольная работа

по предмету: «Теория и практика психодиагностики»

тема: «Особенности воображения и его диагностика. Тест Беннета»

Выполнила:

Слушатель группы 973-1-10

Родионова Инна Петровна

Минск, 2010

Введение

1. Особенности воображения и его диагностика

1.1 Воображение как психический процесс

1.2 Диагностика воображения

2. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Тест Беннета»

2.1 Тест Беннета

2.2 Результаты диагностики

Заключение

Список литературы

Введение

Истории психодиагностики больше 100 лет. За этот период она превратилась в развитую область психологии, имеющую крепкие связи с другими областями этой науки.

Психологическая диагностика -- основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался -- индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал -- в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д. В работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов -- психотерапии, тренинговых воздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности, обратившегося за помощью.

В данной контрольной работе рассматриваются особенности воображения и его диагностика. Для выявления уровня развития технического мышления у обучающихся подросткового и юношеского возраста проведен тест Беннета, с последующей обработкой полученных данных.

1. Особенности воображения и его диагностика

1.1 Воображение как психический процесс

Воображение (от греч. «фантасия», «фантаздамай» -- воображаю) относится к числу высших психических процессов, которые позволяют не только познавать, но и преобразовывать мир. В процессе воображения человек наделяет предметы, явления, события невиданными ранее или даже искаженными свойствами. Построение образов воображения происходит на основе переработки и мысленной реконструкции образов, оставшихся от прошлого опыта восприятия. Воображение относят к числу креативных механизмов психики .

Воображение активно участвует во всех сложных познавательных процессах. Так, волевой акт требует наличия у человека представлений о целях, средствах и результатах деятельности. Воображаемые поступки могут выступать в качестве мотивов тех или иных волевых действий. Воображение занимает особое место среди психических процессов, находясь в зависимости от вида памяти и мышления. Участвуя в процессах мышления, воображение вначале подвергает проверке те связи и отношения, которые впоследствии станут результатом мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и т.д.

Образы воображения отличаются от образной памяти, хотя между ними существует тесная связь. Воображение предполагает «отлет» от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов (С.Л.Рубинштейн). Если в функции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функцией воображения является их преобразование .

Воображение человека способствует реализации многих функций: активизации наглядно-образного мышления, управлению эмоционально потребностными состояниями, произвольной регуляции познавательных процессов, управлению физиологическими состояниями, созданию внутреннего плана действий, программированию поведения и др.

Таким образом, воображение - сложный психический процесс, значение которого состоит в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению.

Существуют различные классификации видов воображения. Так, по степени выраженности активности различают произвольное и непроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения, которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений. В таких ситуациях образы не формируются воображением, а трансформируются самопроизвольно.

Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме и предполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивного воображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь, а выступают как ее внутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровне осознанности (во сне, в дремотном состоянии).

Произвольное воображение - это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно дана А.Ф. Лазурским. Он считал, что репродуктивное воображение находится в особой близости к процессам памяти. Однако, в нем отсутствует точное узнавание и локализация, характерные для памяти. A образы, создаваемые в процессе этого вида воображения, имеют неустойчивость, так как они ни с чем прежним не связаны, и никакие ассоциативные зависимости не заставляют их сохранять определенную форму, поэтому они гораздо легче могут видоизменяться .

Наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение. Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представливании как о самостоятельном психическом процессе. В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости. Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора.

Образы воображения -- это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты, грезы. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.

В тех случаях, когда воображение заключается в создании образов желаемого будущего, говорят о его специфическом виде - мечте. Мечта - это воображение, направленное на будущее, на перспективы жизнедеятельности человека. Она является мощным побудительным мотивом деятельности, процессов саморазвития и достижения успеха. Существуют реалистичные и фантастические мечты.

Образы и представления, создаваемые мечтающим человеком, отличаются следующими особенностями:

Яркостью, живостью, конкретным характером, множеством частных деталей и нюансов;

Недостаточным осознанием путей и средств осуществления мечты, оформлением тенденции и созданием прообраза замысла;

Привлекательностью и эмоциональной насыщенностью;

Стремлением претворить мечту в реальную действительность;

Уверенностью в ее осуществимости;

Творческим характером создаваемых образов, с признаками явной и очевидной новизны.

Мечта является важным средством пробуждения инициативы. Она способна поддерживать психическую энергию личности в сложных и экстремальных условиях реализации деятельности. Мечта помогает осмыслить жизненные перспективы и конкретизировать значимые цели жизни, становясь особенно результативной, если в ее основе лежит научное предвидение.

По характеру образов, которыми оперирует воображение, выделяется конкретное и абстрактное воображение. Образы могут быть различны по степени конкретности, количеству деталей, они могут включать в себя обобщенные схемы и символы. Абстрактное воображение предполагает использование образов высокой степени обобщенности, включая схемы и символы .

А.Ф. Лазурский выделяет различные типы воспроизводимых в репродуктивном воображении образов -- зрительных, слуховых, моторных, смешанных. Репродуктивному воображению он придавал большое значение, так как оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Развитие этого вида воображения имеет большое значение для детей, которые нуждаются в наглядном объяснении изучаемого материала в связи со слабым развитием абстрактного мышления .

А.Ф. Лазурским было глубоко осмыслено творческое (продуктивное) воображение. Согласно его представлениям, данный вид воображения возникает более или менее внезапно и независимо от воли человека. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Такое воображение проявляется в творческих видах деятельности. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Так, новая теория, новая автомашина, новая конструкция самолета, новая программа олимпийского гимнаста и многое другое не могут быть созданы без участия творческого воображения.

Творческое воображение осуществляется по определенным законам. Это касается структурного характера соединений разнообразных элементов, которые подчиняются поставленной задаче и творческому замыслу. Обращает на себя внимание то, что структурные формы не являются вымышленными, а имеют в качестве основы и предпосылки восприятие и изучение человеком реального мира.

Существует ряд требований к психологическим индивидуальным особенностям творческих личностей, которые должны быть наблюдательны, иметь специфическое, обостренное отношение к действительности. На начальных этапах деятельности творческий замысел выступает как некая общая задача, как идея, которая дает лишь наброски будущего образа, то есть первоначальный эскиз творческого замысла.

Поиск решения задачи, создание желаемого образа воображения требует длительного времени и творческих усилий, многократного обращения к идее, проверки реальности ее выполнения. Наконец, возникает мысленный образ, который точно соответствует идее: картине, поэме, книге, новому сорту пшеницы или шоколада, телевизионному виду досуговой деятельности и т.д. На следующем этапе творческого воображения происходит воплощение замысла или идеи в предметах быта, произведениях искусства, в литературных и сценических образах и т.д.

Творческое воображение, проявляемое в различных видах деятельности, имеет не только специфические только для данной деятельности, но и общие моменты. К их числу относятся:

Накопление необходимых для творчества материалов (это могут быть разносторонние знания, в том числе, и специальные);

Возникновение новых видов идей, научных открытий в самой общей форме;

Многократные попытки решить задачу;

Принятие поставленного конкретного решения;

Осуществление решения в продуктах творческой деятельности .

Писатели, поэты, художники создают образы людей, событий, явлений, которые затем прочно оседают в наших «личных фондах», давая возможность впоследствии черпать из них наши представления о типах личности, поведении, установках. Многие из них, закрепляясь, «присваиваются» нами и становятся собственным стилем поведения, вариантом жизни, эталоном собственной личности.

Воображение тесно связано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия и мышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.

К характерным чертам творческой личности относят: способность удивляться по поводу хорошо известных фактов и явлений; устойчивый интерес к малозначительным и пустяковым на первый взгляд объектам; чрезмерная, почти детская, наивность во многих вопросах; несговорчивость, упорное непонимание, казалось бы, простых истин; отрешенность от «мирских радостей», как бы самоотречение .

Чаще других качеств личности у творческих людей называют «игривость». Возможно, в этом есть резон, так как «игривость» способствует усилению манипулятивной деятельности и перебору большого количества вариантов. В.А. Роменец несколько иначе подходит к параметру игривости, считая, что игра «освобождает человека от скованности полем восприятия», и что она ставит его в относительно «независимое отношение к действительности». Это значит, что в игривости проявляется стремление раздвинуть умственный горизонт путем обесценивания суживающих его ограничений. В игровых ситуациях допускается пренебрежение многими реальными обстоятельствами. Стремление к игровым ситуациям создает предпосылки для анаксиоматизации (обесценивания), которое может привести к творческому результату .

Одной из характеристик творческого воображения является его связь с эмоциональной сферой . Исследователи творческого процесса единодушно отмечают значительное участие в нем бессознательной сферы человека. Анализ творческого процесса и его связей с прежними переживаниями данного человека позволяет установить, что весь творческий процесс, казалось бы внезапно вылившийся в моменты вдохновения, на самом деле подготовлен предшествующей длительной работой. Правда, подготовительная стадия творческого процесса у одних личностей менее заметна, а у других выступает на первый план. Творческий процесс у многих людей сопровождается явно видимыми внешними проявлениями: усилением прилива крови к голове, похолоданием конечностей, сердцебиением, состоянием длительного возбуждения. В связи с этим, вероятно, находятся странности «великих» людей.

В качестве значимых мотивов воображения и творчества называют стремление к самовыражению или к самоактуализации. Сторонники этого направления почти во всех проявлениях творческой деятельности видят активное стремление утвердить свою личность, отстоять свое «Я», выразить собственное отношение к миру. Например, Пабло Пикассо говорил: «Когда мы изобрели кубизм, мы вовсе не намеривались изобретать кубизм, а просто стремились выразить то, что было в нас».

Наряду с этим мотивом можно указать еще на один своеобразный мотив -- стремление к созданию предметов, образов и идей, которые не похожи на существующие. Это значит, что некоторые люди желают действовать наперекор имеющемуся и общепризнанному.

Возможность реализации этих мотивов связана с механизмами воображения - анаксиоматизацией (обесценивание) и гипераксиоматизацией (завышенная самооценка). Анаксиоматизация является одним из внутренних механизмов умственной деятельности и благоприятствует творческой деятельности.

Одним из существенных мотивов воображения является стремление к самоутверждению и самоактуализации. Высокая самооценка возможностей, способностей, идей творческой личности вызывается гипераксиоматизацией, которая обеспечивает устойчивую направленность продуктивной умственной деятельности, столь важной в борьбе за самоутверждение. Это специфические механизмы умственной деятельности, которые выступают в качестве средств реализации наиболее существенных мотивов фантазии .

В отличие от творческого, воссоздающее воображение предполагает репродукцию, воссоздание прочитанного или услышанного, создание образов, соответствующих описанию.

Воссоздающее воображение позволяет человеку совершать виртуальные путешествия в далекие страны, в которых он никогда не бывал и, возможно, не сможет побывать, реконструировать эпохи и виды деятельности, которые давно стали достоянием истории. В процессе этого вида воображения происходит преобразование имеющихся данных в наглядные образы. За счет этого человек способен значительно расширить круг знаний о мире и о себе .

психический вербальный беннет фантазия

1.2 Диагностика воображения

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представления и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации учебной деятельности школьников. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учеником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого педагогического опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ученика и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представлений можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком -- способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня -- решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун). Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы: 1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности; 2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; 3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения; 4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов.

В качестве материала для исследования образной сферы могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека, и т. п. Все зависит от задач исследования. Однако для эксперимента лучше подбирать материал, который легче может быть предъявлен и позволяет применять количественные показатели, например, количество выполненных задач на представливание, время их решения и др. Способы предъявления материала могут быть самые различные: показ, рассказ, ощупывание, самостоятельное чтение и др., но время предъявления обычно ограничено инструкцией. Оценка результатов. В зависимости от избранного методического подхода оценка результатов исследования сферы представлений и воображения производится на основании отчета испытуемого, анализа продуктов его деятельности (рисунков, моделей, чертежей и т. п.) или фиксации специальных тестовых показателей типа времени визуализации представлений, количества ошибок визуализации, количества правильно выполненных заданий, количества объектов, включенных в представление, образ, времени выполнения операции представливания, оригинальности ответов, богатства образов и др. Часто оценки, данные по результатам исследования, сопоставляются с оценками, данными самим субъектом.

Для изучения развитости воображения используются следующие тесты:

1. Тест:« Вербальная (словесная) фантазия » (используется для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

1. Быстрота воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.

4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

2. Тест: "Невербальная фантазия"

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг.

в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они, таким образом, готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

3. Тест «Невербальная фантазия» Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям).

4. Тест « Определение яркости и контролируемости представлений производится методом самооценки » (опросник Р. Гордона).

Опросник предназначен для оценки способности и контроля произвольного оперирования и манипулирования пространственными представлениями. Он основан на процедуре самооценки способности создать образ-представление и манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену из жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает "да", "нет", "не уверен". Каждому ответу присваивается определенный балл (2, 1, 0). Считается, что даже один ответ "нет" говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы могут быть примерно такими:

1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

5. Представьте ту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же месте.

6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

8. Представьте, как эта машина достигла вершины, перевалила через нее и спускается.

9. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

10. Представьте себе такую сцену: машина мчится по автостраде, внутри сидит красивая пара.

11. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение моста.

12. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

5. Тест на изучение пространственного воображения

Уровень пространственного воображения определяется по методике О.И. Моткова.

Инструкция: "Представьте предлагаемую ситуацию и найдите ответ. Сообщите записанный ответ только экспериментатору.

Задачи (в скобках указаны ответы)

1. Как расположить окна в доме, чтобы они не смотрели ни на одну из сторон света? (На горизонтальной крыше или в полу).

2. Мой дом выходит фасадом на улицу. Когда мальчик идет утром по этой улице навстречу восходящему Солнцу, дом находится от него по правую руку. Куда обращен фасад дома: на восток, запад, север или юг? (На север).

3. Разделите в уме куб на 4 равных параллелепипеда так, чтобы в их основании лежали одинаковые треугольники. Расположите на плоскости параллелепипеды таким образом, чтобы в основании сконструированного объемного тела (не куба!) получился квадрат. Зарисуйте его. (Этот квадрат составлен из четырех квадратных оснований, каждый из которых по форме является гранью куба).

4. Вы идете по улице прямо на юг. Справа от вас стоит дом, выходящий фасадом на улицу. Вы вошли в дом и увидели в окне фасада... восток, запад, север или юг? (восток).

5. В доме четыре этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы - над Бобровыми и Смирновы - под Бобровыми. Расположите жильцов по этажам. (1 этаж - Ивановы, 2 этаж - Смирновы, 3 этаж - Бобровы, 4 этаж - Орловы).

6. Представьте себе треугольник, составленный из шести одинаковых кружков: три в основании, два над ними и один вверху. Попробуйте при помощи двух перестановок сделать другой треугольник, направленный вершиной в противоположную сторону. Найдите два способа перестановки кружков (рис. 2).

Рис. 2. Два способа перестановки кружков

Педагогу следует объяснить учащимся ситуацию в задаче 6. В случае больших затруднений в решении задачи можно сделать рисунок-подсказку, но без полного ответа на вопрос (с одной стрелкой).

Необходимо зафиксировать следующее: успех или неудачу решения; решение с подсказкой или без нее; время решения каждой задачи. Чем больше самостоятельно решенных задач и короче время их решения, тем выше уровень пространственного воображения.

6. Метод оценки яркости (четкости) представлений путем саморанжирования (опросник Шиана) .

Опросник предназначен для оценки яркости (четкости) представлений по всем модальностям. Он основан на процедуре саморанжирования. Используется семибалльная шкала оценки яркости (четкости), градация которой определена словесно и проранжирована. Инструкция. Представьте кого-нибудь из ваших родственников или друзей, которых вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед вашим мысленным взором. Оцените по шкале яркость (четкость) представления, которое будет возникать у вас в соответствии со следующими вопросами:

1. Представьте точно контуры лица, головы, плеч, тела этого человека.

2. Представьте характерные положения его головы, позы тела.

3. Представьте осанку этого человека при ходьбе, длину, его шага.

4. Представьте цвета в его одежде, хорошо вам известные.

5. Представьте закат, солнце садится за горизонт.

Сконцентрируйтесь на слуховых образах, которые возникают у вас в соответствии со следующими вопросами, и оцените их по той же шкале:

6. Представьте свисток локомотива.

7. Представьте гудок автомобиля.

8. Представьте мяуканье кошки.

9. Представьте, как со свистом и шумом вырывается откуда-нибудь пар.

10. Представьте шум аплодисментов.

Подумайте об ощущениях, возникающих у вас, когда вы трогаете что-то рукой, и сконцентрируйтесь на образах, которые будут возникать у вас в соответствии со следующими вопросами, оцените эти образы:

11. Представьте, что вы трогаете рукой песок.

12. Представьте, что вы трогаете рукой холст или полотно.

13. Представьте, что вы трогаете рукой мех.

14. Представьте, что вы укололись булавкой.

15. Представьте, что вы трогаете рукой теплую воду в ванной.

Подумайте о том, что вы совершаете некоторые действия, сконцентрируясь на представлениях о некоторых действиях в соответствии со следующими вопросами:

16. Представьте, что вы бежите вверх по лестнице.

17. Представьте прыжок через канаву.

18. Представьте, что вы рисуете круг на бумаге.

19. Представьте, что вы тянетесь достать что-то с. высокой полки.

20. Представьте, что вы отталкиваете какие-то препятствия с пути.

Подумайте о вкусовых ощущениях и сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их.

21. Представьте вкус соли.

22. Представьте вкус сахара.

23. Представьте вкус апельсина.

24. Представьте вкус холодца.

25. Представьте вкус вашего любимого супа.

Подумайте о запахах и. сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их:

26. Представьте запах плохо проветренной комнаты.

27. Представьте запах готовящейся капусты.

28. Представьте запах свежей краски.

29. Представьте запах свежеизжаренного мяса.

30. Представьте запах свежей кожи.

Подумайте о следующих чувствах и сконцентрируйтесь на них:

31. Представьте чувство усталости.

32. Представьте чувство голода.

33. Представьте, что у вас болит голова.

34. Представьте чувство сонливости.

35. Представьте, что вы переживаете.

Полученные по каждому заданию оценки яркости (четкости) суммируются. Общая сумма оценок служит показателем способности к представлению по параметру яркости (четкости). Вычисляется также средняя оценка яркости (четкости) представлений по каждой модальности и определяется наиболее развитый вид визуальных представлений.

7. Тест «компасы».

Этот тест предназначен для определения способности представления направления. Здесь испытуемому предлагается определить направление стрелки компаса, изображенного на карточке, при условии, что обозначена только одна из сторон горизонта. Показателями служат количество ошибок и время выполнения каждого задания.

8. Зрительно-пространственный тест Айзенка.

Этот тест позволяет исследовать операцию мысленного вращения. Здесь испытуемому предлагается карточка с изображением ряда пространственных положений некоторой геометрической фигуры. Задача испытуемого--исключить лишнее. Оценивается время и правильность ответа.

9. Ручное манипулирование.

Данный прием построен на основе совершения непосредственных манипуляций объектами с целью объективации представлений. Обычно включают манипулирование кубиками или плоскими фигурами. Испытуемому дается задание как можно быстрее собрать из них некоторую фигуру. Прием позволяет проследить за тем, как образ-представление управляет процессом решения задачи, проследить стадии визуализации образа, его изменения со сменой гипотезы решения. Прием также носит развивающий характер и особенно хорош для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10. Метод чернильных пятен Роршаха.

Это метод диагностики способности воображения. Он предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. Испытуемому предъявляется стандартный набор картинок с непонятными изображениями в форме пятен, и он должен сказать, что видит в этих пятнах, что они напоминают. Учитывается количество и качество ответов. Однако интерпретация метода очень сложна и требует высокого профессионализма.

11. Метод трех слов (тест Масселона).

Этот тест позволяет оценить продуктивность вербального воображения. Испытуемому задаются три существительных, и его просят за ограниченное время составить максимальное число предложений с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений.

12. Тест «Круги».

Он предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, к которым относятся эти объекты).

И это еще не полный перечень методик, которые могут использоваться для изучения особенностей воображения.

2. Выявление уровня развития технического мышления с помощью методики «Т ест Беннета »

2.1 Методика исследования . Характеристика испытуемых

Для выявления уровня развития технического мышления использовался тест Беннета, который может быть применим к обучающимся подросткового и юношеского возраста.

На всю работу над тестом отводится 25 минут. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач. Под номерами от 1 до 70 даны соответствующие задания в виде рисунков и связанных с ними вопросов (в приложении 1). Под каждым из вопросов, в свою очередь, даны три варианта возможных ответов на него, причем, только один из них является правильным. Испытуемому необходимо было выбрать и указать правильный ответ, зачеркнув в бланке ТТМ напротив номера задачи номер выбранного им ответа. В таблицах №1 и №2 (приложение 2) содержатся ключевые ответы на задания теста Беннета и нормативные данные, пользуясь которыми можно оценивать уровень развития техническогомышления испытуемых.

За каждое правильно решенное в течение 25 минут задание испытуемые получают 1 балл. Общая сумма набранных баллов сравнивается с таблицей № 2 и впоследствии, делается вывод о том, на каком из пяти возможных уровней находится развитие технического мышления у этих учащихся.

Таблица 2.1 Средние показатели уровня развития технического мышления и технических способностей у юношей и девушек

2.2 Результаты диагностики

В диагностике принимали участие 7 юношей 19-20 лет, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники. Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.

Таб. 2.2 - Таблица первичных эмпирических данных по методике «Тест Беннета» (N=7)

Основываясь на полученные данные, можно сделать вывод об уровне развития технического мышления испытуемых (таб. 2.3).

Таб.2.3. Уровни развития технического мышления по методике «Тест Беннета» (N=7)

Рис. 3 - Распределение испытуемых по уровням развития технического мышления.

Очень высоким уровнем развития технического мышления обладает 14,3% испытуемых (1 человек), высокий уровень - у 42,9% испытуемых (3 человека), средний уровень - 28,6% испытуемых (2 человека). Эти испытуемые способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, а так же разбираются в схемах технических устройств и их работе. Низкий уровень выявлен у 14,3% испытуемых (1 человек), очень низкий уровень развития технического мышления не выявлен ни у кого из испытуемых

Таким образом, в результате проведенной диагностики, направленной на выявление уровня развития технического мышления, можно сделать вывод о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и их работе.

Заключение

В первой части данной контрольной работы, рассматривались особенности воображения и его диагностики. Следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с самого раннего детства.

Во второй части контрольной работы мною был проведен тест Беннета для выявления уровня развития технического мышления среди учащихся юношеского возраста. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство юношей, обучающихся в Минском профессионально-техническом колледже электроники, характеризуются развитым техническим мышлением, способны правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, умеют читать чертежи, решают простейшие физико-математические задачи, разбираются в схемах технических устройств и их работе.

Таким образом, психодиагностика является динамично развивающейся научной дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач. Развитие и расширение исследований по психологической диагностике представляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов как общества, так и отдельной личности.

Список литературы

1. Баранов С.П. Принципы обучения. - М., 1975.

2. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Наука, 1969.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск-Москва: Харвест АСТ, 2000.

4. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. - СПб., 2001.

5. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.

6. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю.Головин. 2-е изд., перераб. И доп. - Мн.: Харвест, 203.

7. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 1997

8. И. М. Павлова, Т. Н. Карпович Диагностика познавательных процессов личности учащихся юношеского возраста: Учеб.-метод. пособие /

Мн.: РИПО, 2005

9. Гостев А. А. Особенности пространственных представлений в операторской деятельности: Канд. дисс.-- М., 1979.

10. Учеб. пособие для студентов пед.инст-тов/В. Д. Шадриков, Н. П. Ансимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова.--М.: Просвещение, 1990.--142 с.:

Приложени е

Таблица 1 . Ключ к тесту Беннета

Правильный ответ

Правильный ответ

Правильный ответ

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткая характеристика главных особенностей воображения у дошкольников. Обучение сюжетному видению. Метод диагностики воображения художественного "Рисунок". Тест "Нарисуй картинку", "Закончи рисунок", "Повторяющиеся фигуры". Решение задач на воображение.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2017

    Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Воображение как психический процесс создания образов предметов, продуктов деятельности, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Анализ видов воображения: активное, пассивное. Знакомство с деятельностью Л. Выготского.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2009

    Воображение как психический процесс, традиционно связанный с творческой деятельностью, понимаемой как созидание нового, оригинального. Последовательность развития взглядов на психологическую природу воображения. Процесс конструирования вербального образа.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2010

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    IQ тест Ганса Айзенка: описание методики и оценка ее практической эффективности. Цветовой тест Люшера: сущность, содержание и назначение. Диагностика темперамента Айзенка. Порядок определения типа темперамента личности на основе специального вопросника.

    практическая работа , добавлен 16.03.2011

    Воображение как форма человеческой психики, его роль в познании, особенности изучения и исследования представлений. Природа, виды и функции воображения, значение в жизни человека. Организация эмпирического исследования воображения в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2011

    Понятие о природе воображения, отличие собственно воображения от образной памяти. Виды воображения, связь воображения и творчества, значение воображения в художественном творчестве. Преобразование действительности в воображении, его закономерные пути.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2009

    Воображение как основной компонент творческого процесса, его интерпретация в философских концепциях. Сущность, виды и функции воображения. Методы исследования особенностей воображения личности. Описание группы испытуемых. Анализ и интерпретация результато

Цель: определить уровень воображения.

Время проведения - 15 минут.

Ф.И.О .:

Класс: ___________

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

Вопросы для ответов:

    Интересуетесь ли вы живописью?

    Часто ли вы скучаете?

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя?

    Инициативны ли вы в каком-нибудь деле, в школе?

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге?

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом?

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки?

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней?

    Любите ли вы писать длинные письма?

    Видите ли вы иногда цветные сны?

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам?

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино?

Итак, подсчитайте очки:

14 - 17 очков : у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9 - 13 очков : среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5 - 8 очков : вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Приложение 3 Тест: «Определение уровня творческого потенциала учащихся».

Цель: оценить уровень творческого потенциала и принимать нестандартные решения.

Время проведения - 20 минут.

Ф.И.О .: _________________________________________________________

Класс: ___________

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в приведённых ситуациях.

Вопросы для ответов:

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

а) да;

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию: Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

    за ответ «а» - 3 очка;

    за ответ «б» - 1 очка;

    за ответ «в» - 2 очка.