Тест память на лица методика сложной аналогии. Методы исследования мышления — Методика «Сложные аналогии

3 ноября 2016

В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. Методики исследования делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

Для чего используется методика?

Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие нарушения мышления, как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

Описание стимульного материала

Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".

"Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

  • Шифр А обозначает логическую связь "один-множество" или "один - совокупность единиц", например, "глава-роман".
  • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, "пение-искусство".
  • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, "Море-океан".
  • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, "похвала-брань".
  • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, "испуг-бегство".
  • Шифр Е - синонимы, например, "плакать-реветь".

Процедура проведения исследования

Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.

В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

Методика "Сложные аналогии": интерпретация результатов

После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.

Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

    В практике психодиагностики изучению мышления отводится одна из основных ролей. Диагностика этого психического процесса применима в самых разных случаях - в работе школьного психолога, при профессиональном отборе, в медицинской, судебной практике и многих других. делятся по своей направленности (какую характеристику мышления изучают) и по возрасту испытуемых, для которых они подходят. Методика "Сложные аналогии" - одна из самых используемых в арсенале практических психологов, поскольку информативными являются не только результаты тестирования, но и сам процесс исследования.

    Для чего используется методика?

    Методика "Сложные аналогии" предназначена для диагностики мышления, его словесно-логической составляющей. Она выявляет, насколько человек обладает умением понимать сложные логические отношения, выделять абстрактные связи. Этот вербальный тест предназначен для работы с подростками, юношами и взрослыми людьми, т.е. лицами старше 14 лет.

    Методика "Сложные аналогии" способна выявлять такие как диффузность, соскальзывание умозаключений, нелогичность, растекаемость. Также эффективна для работы не только со здоровыми людьми, но и страдающим резонерством - нарушением мышления, что проявляется в склонности к пустым, поверхностным рассуждениям, многословии, отсутствии целостной мысли в высказывании.

    Описание стимульного материала

    Методика "Сложные аналогии" имеет в своем арсенале стимульный материал, состоящий из двадцати пар слов, объединенных определенной логической связью. Испытуемому предстоит определить ее и решить задачи. Всего типов шесть, они представлены в шифре-таблице с образцами логических связей. Работа человека заключается в определении зашифрованной связи в образцах и соотнесении с ними предложенных 20 пар слов. Например, в паре "Бодрый-вялый" присутствует противопоставление, эти слова - антонимы. В таблице шифра нужно найти такую же пару с противопоставлением понятий и отметить в бланке ответов соответствующую букву шифра. В данном случае паре соответствует шифр "Свет-темнота".

    "Сложные аналогии", методика: бланк ее представляет собой две колонки: в левой представлены все 20 пар слов, в правой - буквы А, Б, В, Г, Д, Е, соответствующие одному из шифров. Чтобы показать связь между словами в первой колонке, нужно обвести букву шифра.

    • Шифр А обозначает логическую связь "один-множество" или "один - совокупность единиц", например, "глава-роман".
    • В шифре Б второе слово показывает, к какому классу явлений или предметов относится первое. Например, "пение-искусство".
    • Шифр В указывает на 2 слова, принадлежащих к одному классу, но второе больше по масштабам, чем первое. Например, "Море-океан".
    • Шифр Г представлен противоположными понятиями, например, "похвала-брань".
    • В шифре Д второе слово является последствием первого, например, "испуг-бегство".
    • Шифр Е - синонимы, например, "плакать-реветь".

    Процедура проведения исследования

    Методика "Сложные аналогии" предполагает инструктаж испытуемого перед началом тестирования: "Перед Вами таблица с 20 парами слов, которые связаны между собой логически. Они находятся в левой колонке. В правой - 6 букв, которые соответствуют типу логической связи. Вам необходимо определить, какая связь установлена между парой, и в таблице "Шифр" найти наиболее подходящую ей. После этого следует обвести букву из правой колонки, что соответствует выбранному вами типу связи из таблицы "Шифр". На всю работу у Вас 3 минуты.

    В процессе тестирования важно обращать внимание на то, как испытуемый реагирует на задание, какие рассуждения он произносит вслух. По необходимости можно подсказать выполнение 1 задачи, чтобы проследить, правильно ли была понята инструкция, и в каком направлении мыслит человек. Далее он выполняет все самостоятельно.

    Методика "Сложные аналогии": интерпретация результатов

    После того, как испытуемый закончил тестирование, нужно сперва подсчитать количество правильных ответов и выставить оценку. Если было дано менее 6 верных ответов - 0, 5 правильных ответов - 12-14, 9 попаданий - 19-20 баллов.

    Если человек дал большинство правильных ответов, можно заключить, что ему доступно понимание логических связей, он может оперировать абстрактными понятиями.

    Если испытуемый испытывает трудности на этапе инструкции, с трудом рассуждает вслух о том, как связаны между собой пары слов, выполняет большинство заданий только с помощью специалиста, можно делать выводы о низком уровне развития логического мышления, о трудности в понимании аналогий между абстрактными понятиями, о нелогичности рассуждений.

    Стоит отметить, что даже взрослым бывает трудно справиться с некоторыми парами слов. Методика "Сложные аналогии" не совсем проста. Поэтому стоит особенно тщательно подойти к объяснению инструкции, убедиться, что человек правильно понял задание, и только потом приступать к его выполнению.

    Методика, предложенная Э.А.Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему.

    Для проведения опытов нужен бланк:

      Овца ‑ стадо

      Малина ‑ ягода

      Море ‑ океан

      Свет ‑ темнота

      Отравление ‑ смерть

      Враг – неприятель

    испуг ‑ бегство

    слово ‑ фраза

    физика ‑ наука

    бодрость ‑ вялость

    правильно ‑ верно

    свобода ‑ независимость

    месть ‑ поджог

    праздность ‑ безделье

    бережливость ‑ скупость

    глава ‑ роман

    десять ‑ число

    покой ‑ движение

    грядка ‑ огород

    прохлада ‑ мороз

    похвала ‑ брань

    обман ‑ недоверие

    пара ‑ два

    пение ‑ искусство

    Методику можно применять при исследовании испытуемых, имеющих не менее 7 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании испытуемых со средним и высшим образованием.

    Инструкция : «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, ему объясняют, что «свет ‑ темнота» ‑ противоположные понятия, «отравление ‑ смерть» имеют причинно-следственную связь, «море ‑ океан» имеют количественное отличие. После этого испытуемому предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится и назвать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения испытуемого, пока он не делает 2‑3 попыток самостоятельного решения. В случае, если эти первые решения свидетельствуют о том, что испытуемый задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с испытуемым решает 2‑3 задачи. Правильное решение задачи должно иметь примерно такую форму "физика ‑ наука" соответствует паре "малина ‑ ягода", потому что физика ‑ одна из наук, так же как малина ‑ это один из видов ягод. Или: «испуг ‑ бегство» соответствует «отравление ‑ смерть», потому что и там и здесь причинно-следственные отношения.

    Если же испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении; многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задание. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений испытуемого. Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних пара-логичных умозаключений, т. е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг ‑ бегство» соответствует паре «враг ‑ неприятель», потому что во время войны такое бывает, или отвечает, что «физика ‑ наука» соответствует понятиям «свет ‑ темнота», так как это понятия, изучаемые физикой, и т.д.

    ФОРМА ПРОТОКОЛА К МЕТОДИКЕ «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ»

    Примечание. В этом протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

    Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

    Описание: методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

    Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

    Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

    Инструкция: «На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

    Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания — 3 минуты.

    Материал:

    А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан.

    Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг – неприятель.

    1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

    2. Физика — наука А, Б, В, Г, Д, Е

    3. Правильно — верно А, Б, В, Г, Д, Е

    4. Грядка — огород А, Б, В, Г, Д, Е

    5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

    6. Слово — фраза А, Б, В, Г, Д, Е

    7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

    8. Свобода — воля А, Б, В, Г, Д, Е

    9. Страна — город А, Б, В, Г, Д, Е

    10. Похвала — брань А, Б, В, Г, Д, Е

    11. Месть — поджог А, Б, В, Г, Д, Е

    12. Десять — число А, Б, В, Г, Д, Е

    13. Плакать — реветь А, Б, В, Г, Д, Е

    14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

    15. Покой — движение А, Б, В, Г, Д, Е

    16. Смелость — геройство А, Б, В, Г, Д, Е

    17. Прохлада — мороз А, Б, В, Г, Д, Е

    18. Обман — недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

    19. Пение — искусство А, Б, В, Г, Д, Е

    20. Тумбочка — шкаф А, Б, В, Г, Д, Е

    Ключ:

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
    Оценка:
    Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
    Количество правильных ответов 19 18 17 15-16 12-14 10-11 8-9 7 6

    Анализ результатов.

    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость — скупость», «прохлада — мороз».