Теория яма. Бог Яма — Храм Истины Бог яма в буддизме

Яма или Йама, Ямарадж (в переводе с санскрита - «Близнец») - бог в индуизме, Владыка Преисподней, Миродержец Юга, Царь Смерти и Справедливости, владыка царства мертвых, свирепое божество, сын солнца Вивасвата и брат Ману, единственного человека, пережившего великий потоп (оледенение).

По древнейшему натуралистическому представлению это - божество Солнца, являющееся близнецом Луны. Яма называется братом Ями (или Йами - Yami). В Ведах сохранился диалог Ямы с его сестрой Ями, где та предлагает ему инцест, но он отказывается, мотивируя это близким родством. Этот принцип впоследствии отражён в индийских правовых кодексах. Сестра Ямы — Ями является его спутницей и воплощением творческой энергии Ямы.

Солнечное значение Ямы (Йамы) выступает в некоторых гимнах Ригведы. Он представляется сыном Вивасвата (рассветающего дня), и Саранью (убегающей ночи). Дневное видимое круговращение солнца служило древним индусам символом человеческой жизни. Как заходящее солнце, Йама являлся в их глазах царём подземного мира и пребывающих в нём умерших предков людей.

По древнейшим понятиям индусов, в царстве Йамы умершие предки продолжают вести ту же жизнь, какую вели на земле, вкушая пищу и пользуясь чувственными наслаждениями. На дальнейшей ступени развития религиозной мысли Йама является уже мрачным, карающим богом смерти, который ходит по земле и намечает свои жертвы. Его сопровождают две страшные собаки, называемые его послами и уносящие обреченных смерти людей.

Согласно одному преданию, Яма отправляясь познавать мир, попал на небо, и люди стали смертными. Милостивый Яма древности со временем превратился в зловещую и разрушительную силу. Люди представляли его себе красно-сине-зеленокожим, вооруженным петлей и булавой, в сопровождении двух четырехглазых собак, бродящим по свету, собирая души умерших. Древние полагали, что, покинув тело, душа направляется за реку Вайтарани в страну мертвых, где ей предстоит предстать перед судом. Там Яма зачитывал список деяний души, после чего выносил приговор. Душа отправлялась в рай, в один из адов или возвращалась в страну живых, где ей предстояло возрождение.

Согласно одному из мифов, дочь царя мадров Савитри просила Яму вернуть ей мужа Сатьявану. Бог был тронут и предложил Савитри исполнение любого желания, если она больше не будет просить о возрождении Сатьяваны. Савитри пожелала родить сыновей от мужа, и Яма вернул ей Сатьявану. В буддийской мифологии Яма - владыка ада, бывший правитель города Вайшали. Восемь полководцев и 80 000 воинов сопровождали царя в загробный мир, где три раза в день ему в глотку вливали расплавленную медь. Наказание длилось до тех пор, пока Яма не искупил все свои грехи. Став повелителем ада, Яма насылал на людей болезни и старость. Ями, сестра Ямы, правила адом женщин и рассматривалась как воплощение его творческой энергии (шакти).

В «Катха-упанишадах» Яма выступает как мудрец, стремящийся раскрыть живущему смысл жизни, который заключается прежде всего в осмыслении бренности этой жизни, неизбежности смерти и последующего перевоплощения души, находящейся в вечном круговороте бытия. Люди склонны стремиться к удовольствиям, тогда как мудрый выбирает благо, предпочитая его удовольствию.


«Погрязшие в незнании, [но]

Полагающие себя мудрыми и сведущими,

Глупцы, по извилистым путям блуждающие,

Подобны слепым, имеющим слепого поводыря

Истину не может постичь

«Тот, кто лишен спокойствия и сосредоточенности,

Тот, кто не отказался от недостойного повеления,

Тот, чья мысль неспокойна»

«Но тот, кто живет разумно,

С мыслями, кто никогда не запятнан,

Тот достигнет того места,

Откуда не поддаются вновь».

Так Яма со временем превратился в бога мудрости и справедливости, нравственности (Драхму). Смерть – как наивысший судия и неизбежный.

Некоторые из ипостасей Ямы: Антака – «приносящий конец жизни», Мритью – «Смерть», Кала – «Время», Дхарма.

Небеса Ямы – Мир Вершащих Суд — Мир Владык Кармы

В трактате «Абхидхармакоша» Васубандху пишет:

«Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в [«воздушных»] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями».

Небеса Ямы – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Считается, что существа Третьего Неба живут в облакообразном пространстве, находящемся над Горой Меру.

Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма. Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа. Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют «Царь мёртвых». Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы, которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.

На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Ямы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .

Загадочная Индия, так же как Ближний Восток и страны Азии, не одно столетие привлекает внимание любопытствующих. Особенно интересны божества этих культур, разительно отличающиеся от всего того, к чему привыкли европейцы.

Привлекательны не только необычные изображения, цвета и сюжеты, архитектура храмов, но и истории, связанные с разными божествами, наряду с их жизнеописанием. Открывая для себя этот удивительный мир совершенно другой древней культуры, любопытствующие нередко сталкиваются с тем, что в разных, на первый взгляд, религиях и в местах, находящихся на значительном удалении, присутствуют одни и те же божества. При этом жизнеописания и функции богов похожи, хотя, безусловно, и имеют некоторые отличия. Как раз к таким сверхсуществам и относится бог Яма.

Описание изображения

Яма изображается по-разному, все зависит от того, в рамках какой культуры и религии его рассматривать. Далеко не в каждой стране и даже регионе (в границах одного государства), исповедующих индуизм или буддизм, присутствует бог Яма. Индия изображает его с четырьмя руками и достаточно мрачным. Тибет же наполнен изображениями двурукого Ямы. С парой рук его изображали и жители Угарита, Финикии и Ханаана в древности. Однако эти изображения объединяет один нюанс - цвет кожи Ямы на них синий, хотя оттенки и отличаются.

Последователи индуизма нередко изображают божество в сопровождении собак. А вот представления буддистов более яркие, фантастические и разнообразные. Бог Яма часто наделяется бычьей головой, тремя глазами и ореолом из языков пламени. Впрочем, в тибетских изображениях голова у Ямы вполне человеческая, однако бык все равно так или иначе на изображениях появляется.

Совершенно иначе выглядят древние фрески из Финикии и других мест Сирийского побережья. В них большое внимание уделяется морской тематике. Это и неудивительно, ведь сущность божества в этих местах в древности существенно отличалась от представлений о нем в других регионах.

Китайцы, как и японцы, не окрашивали кожу Ямы в синие яркие оттенки, за очень редкими исключениями. Вероятно, такой нюанс связан с особенностями художественной каллиграфии. Но тем не менее темные оттенки придавались коже достаточно часто.

Стилевое решение того, как изображался бог Яма, зависело не только от разновидности религии, региона, но и от того, какую ипостась представляли древние художники в своих работах. Как и у многих других божеств, у Ямы их несколько. Причем ипостась не оказывает особого влияния на функции бога и, соответственно, на восприятие его людьми.

В каких верованиях присутствует Яма?

Бог Яма присутствует в индуизме, верованиях древних сирийцев и финикийцев и, конечно же, представлен он в буддизме и даосизме.

В какой из древних религий и связанных с верованиями культур божество появилось сначала, выяснить невозможно. Но в каждой культуре Яма присутствовал с глубокой древности, то есть являлся одним из первых богов. Разумеется, его образ развивался и изменялся с течением времени.

В Ханаане и Угарите

На сирийском берегу Средиземного моря, в Угарите, Финикии и Ханаане, Яма являлся божеством морей, озер, рек и всего, что с ними люди связывали. Бог моря Яма сочетал в себе две противоположности. Предположительно, двойственность его натуры обуславливалась сезонами на море. Летние воды, как правило, были спокойны и хорошо подходили для торговых или любых других путешествий. В зимние же месяцы бушевали бури.

Характер у божества был достаточно сложным, противоречивым и в некоторой степени вздорным, как и сама морская стихия. Один из древних мифов рассказывает о том, как Яма пожелал стать первым из богов. Для достижения этого статуса он решил возвести себе особенный дворец. Другие божества не решились вступить в спор с ним, за исключением Ваала. Боги устроили поединок, в котором Яма проиграл. Таким образом, Ваал предупредил воцарение всеобщего хаоса и спас существующий порядок вещей. Предположительно, содержание этого мифа тоже связано с погодой на море в разные сезоны. Само слово «ям» в ханаанском языке означало «море».

В индуизме

В санскрите также присутствует намек на двойственность сути божества. «Яма» или же «йама» - это «близнец». Этим словом обозначалась вторая натура, двойники, противоположности. Некоторые исследователи полагают, что суть термина близка к тому, что азиаты называли «инь-янь». Что же возникло раньше - слово или созвучное имя божества, - неизвестно.

Яма - бог смерти и справедливости. Он первым из сверхсуществ совершил акт самопожертвования, отринув собственное бессмертие. Именно это действие и сделало возможным появление всего сущего, то есть мира, в котором живут люди.

В первичных, наиболее древних представлениях это еще и божество, олицетворяющее Солнце и являющееся близнецом Луны. Луну называли Ями. Солнце же, соответственно, Яма. В Ведах имеется любопытный раздел, передающий диалог брата и сестры, Луны и Солнца. В нем Луна склоняет Солнце к близким отношениям, но получает отказ из-за кровного родства. Этот диалог божеств стал основой для появившихся позднее правил, традиций и законов, регулирующих институт брака и семьи у индусов.

Яма как олицетворение Солнца упоминается и в текстах Ригведы - сборника религиозных песнопений, од и гимнов. Эти же тексты повествуют о происхождении божества. Согласно им, он сын наступающего дня, рассвета, именуемого Вивасвата, и уходящей ночи - Сараньи, являющейся дочерью Тваштара, творца всего сущего, кузнеца богов и в принципе мастера на все руки.

Таким образом, бог Яма в виде дневного, видимого Солнца символизировал жизнь, а после заката - смерть. Разумеется, с течением времени первичные представления о божестве и его функциях менялись, развивались.

Яма как олицетворение смерти в индуизме

С развитием первичных представлений людей об устройстве мира менялось и представление об их божествах. Разумеется, Яма не стал исключением. Со временем божество стало представляться бродящим среди живых и присматривающим себе жертвы.

Яма блуждает не в одиночестве. С ним рядом две собаки, которые не только сопровождают бога, но и исполняют роль его послов. Псы относят намеченных божеством жертв в загробный мир. Однако все не настолько мрачно, как может показаться. Согласно верованиям индусов, после смерти люди продолжают вести свою обычную жизнь, просто в другом месте, за пределами мира живых.

Яма, постепенно трансформируясь из олицетворения Солнца в первого умершего, открывшего двери в загробное царство для всех людей, является одним из божественных мирохранителей в индуизме. История трансформации бога и открытия людям возможности загробной жизни описывается в одном из текстов Ригведы - в гимне «14» мандалы X.

В буддизме

Бог Яма в буддизме во многих своих чертах схож с египетским Осирисом. Яма - верховный судья в царстве смерти, он же и властитель аналогов ада, рая и чистилища. В изображениях божества нередко присутствуют такие детали: ожерелье из черепов, специфические жезлы, олицетворяющие владение подземными недрами и сокровищами, аркан, предназначающийся для ловли душ. Конечно же, часто в руках Ямы бывает и меч. Три глаза бога передают его владение временем - прошлым, будущим и настоящим.

Божество имеет несколько воплощений. Яма, именуемый Шиндже, находится в центре загробного мира, держа меч и зеркало, отображающее карму. Зеркало - своеобразный аналог весов. Имеются у божества и помощники, их четверо. У многорукого бога помощников нет.

Согласно одной из легенд, ипостась Шиндже усмирил Манджушри - ближайший сподвижник Будды Гаутамы, хранитель райских земель на Востоке и учитель, проводник бодхисатв. Он считается воплощением самой мудрости, сути бытия.

Усмирение ипостаси Шиндже сделало возможным появление Ямы Дхармараджа - защитника. Это достаточно сложная ипостась, имеющая отдельные воплощения или же проявления. Сам термин «защитник» достаточно условный, его не следует понимать буквально. В русском языке нет слова, которое бы максимально передавало смысл функций Дхармараджа.

В традиционных представлениях Яма Дхармараджа, как эзотерический хранитель или же защитник, проявляется в следующих вариантах:

  • внешний - на изображениях предстает с бычьей головой, оберегает от невзгод, бед и несчастий, подстерегающих во внешней среде;
  • внутренний - противостоит слабостям и порокам самого человека;
  • тайный - это интуиция, инстинкты, именно в них проявляется сущность божества как советчика, подсказчика.

Есть и еще одна основная вариация ипостаси Дхармараджи, о которой не принято говорить во всеуслышание. Это так называемый окончательный вариант - Ямараджа, с которым сущность человека встречается в мгновение смерти.

В японских и китайских представлениях

Звучание имени Ямы, характерное для санскрита, китайцы несколько изменили, впрочем, как и японцы, адаптировав его под собственный язык. На китайском имя бога звучит как Яньло, а на японском - Эмма. К именам добавлялись и различные приставки, выражающие уважение.

В Китае Яма - правитель всех умерших и, разумеется, их судья. Изображался бог со щеткой в одной руке и книгой судеб в другой. Суд же над умершими, согласно китайской мифологии, заключался не только в определении праведности или же прегрешений людей.

Смысл судебных разбирательств, производимых после завершения жизни, состоял в определении того, какое именно перерождение достанется человеку. Яньло на китайских картинах нередко предстает в одежде чиновника, с традиционной шапочкой судьи на голове.

Японцы же считали, что бог правит дзигоку - это место, во многом схожее с европейскими представлениями об аде, но несколько шире. Скорее это подземный мир, с преобладанием адской тематики. Дзигоку состоит из шестнадцати «адских кругов» - восьми огненных и такого же числа ледяных. Над всеми ними властвует Эмма, в распоряжении которого бесчисленная армия мертвых, управляемая восемнадцатью полководцами. Помимо этого, в свите подземного царя имеются стражники, демоны и прочие.

Согласно японским мифам, после смерти душу человека никто не забирает. Умерший самостоятельно добирается до подземного царства. Его путь пролегает через пустынную равнину, горы или же что-то другое, но неизменно дорога приводит к реке, которая и есть не что иное, как ворота в мир мертвых. Пересечь воду возможно тремя способами - пройдя по мосту, перебравшись вплавь или же найдя брод. Выбора же у умершего нет - по мосту идут только праведники, а вплавь добираются настоящие злодеи. Те же, кто свершал незначительные прегрешения, перебираются вброд.

Мертвых, добравшихся до подземного мира, встречает старуха. Она же раздевает людей и провожает к Эмме на суд. Что достаточно любопытно: мужчины идут к Эмме, а вот женщины - к его сестре.

Древние представления, легенды и мифы нашли отражение в современном японском искусстве. К примеру, известны всему миру образы Ями-аниме. Бездомный бог в мультфильмах и комиксах предстает в образе некоей «страшилки» для непослушных детей и подростков, хотя и обладает добрым сердцем.

Кого изображают в аниме?

Современные японские мультфильмы не являются передачей мифов, легенд или же традиционных буддистских представлений. Скорее авторы сюжетов черпают вдохновение в древней культуре и присутствующих в ней образах.

К таким произведениям, вдохновленным легендами, являются сериал и одноименные комиксы «Бездомный бог». Яма в этом произведении предстает в виде бродячего божества Ято, пытающегося добиться от людей поклонения и постройки святилища.

В трактате "Абхидхармакоша" Васубандху пишет:

"Выше [Небес] Тридцати Трёх находятся боги, которые пребывают в ["воздушных"] замках. Это [боги Небес] Яма, Тушита, Нирманарати, Паранирмитавашаварти, а также относящиеся к группе богов Небес Брахмы (санскр. и пали brahmakāyika) и другие, о которых говорилось выше. Они находятся в шестнадцати различных местах пребывания. Всего, таким образом, насчитывается двадцать два класса богов с соответствующими местопребываниями".

Небеса Ямы (санскр. yamaloka; тиб. gshin rje‘i ‘jig rten – букв. "Мир Ямы", его также именуют тиб. ‘thab bral – букв. "Без Конфликтов", "Свободный от борьбы [с асурами Мир]") – Третьи Небеса в структуре небесных миров Мира Страстей. Существа Мир Ямы живут в облакообразном пространстве, находящемся над вершиной горы Сумеру. Они живут настолько высоко, что свет солнца и луны не может достичь его. Источниками света в этом мире являются сияющие тела божеств, населяющих его.

То, что называют облакообразным пространством, есть измерение, которое превосходит наши представления о физическом мире, место, где Мир Форм и Мир Страстей тесно связаны. О богах Третьих Небес известно, что их тело сразу восстанавливает свою форму, даже если рассечь его. Травмы на этих Небесах залечиваются моментально. Здесь можно летать и мгновенно перемещаться в любое место Небес. Смерть обитателей Небес Ямы не может быть вызвана внешними условиями. Только личная карма является причиной смерти населяющих этот мир существ.

Правителя Третьих Небес зовут Бог Яма (санскр. и пали Yama, или Yamarāja – Ямараджа, Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin rje rgyal po, gshin rgyal – букв. "Царь мёртвых", "Владыка смерти", здесь gshin – мёртвый, смерть, rje и rgyal – правитель, царь; яп. Эмма; кит. Яньмо, Сюйяньмо тянь). Один из эпитетов Правителя Ямы – Дхармараджа (санскр. Dharmarāja; тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – "Царь Дхармы", "Царь Учения"; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).

В древнеиндийской традиции – первый умерший, правитель мира мёртвых. В буддийских текстах Правитель Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых". Душа умершего в это время находится в промежуточном состоянии после смерти, в бардо бытия, и, когда возникает видение богов Небес Ямы, для неё наступает период, который буквально можно назвать судным днём.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада. В их число входит и наш Мир Людей. В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах.

Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни. От вершащих Суд на Небесах Ямы невозможно что-либо утаить. После смерти существам воздаётся за их прожитую жизнь. Это воздаяние – хорошее или плохое перерождение. Здесь для душ определяется перевоплощение либо в одном из Трёх Скверных Миров: в Аду, в Мире Голодных Духов, в Мире Животных, – либо в Мире Людей, в Мире Асуров или в Мире Дэвов вплоть до Небес Тридцати Трёх Богов. На этом суде присутствуют слуги Ямы (тиб. gshin rje‘i skyes bu), которые готовы отправить душу умершего в Ад Страданий или в другие области скверных миров, исполняя волю Вершащих Суд.

На Третьих Небесах могут перевоплотиться существа, досконально познавшие жизнь и смерть, или существа, осуществлявшие правильное служение, связанное с миром после смерти (например, это может быть духовный практикующий, хорошо овладевший техникой пхова, и при жизни помогавший душам умерших с помощью неё обрести хорошее перерождение). Это служение означает накопление заслуг для мира после смерти.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 1 июля 2014; проверки требуют.

Внешний защитник учения (Ямараджа). Центр. р-н Тибета, сер. 17в. Ямараджа изображён со своей спутницей беловолосой Чамунди, у неё тоже три глаза и корона из пяти черепов, как у Ямараджи. В руках у неё трезубец, у Ямараджи в руках булава из костей с черепом и лассо. Вверху изображение Цонкапы, вокруг него маленькие изображения Ямараджи с разными символами в руках. Ямараджа стоит на зелёном быке, который совокупляется с поверженным белым телом невежества. Справа от быка чёрный Внутренний защитник учения с лицом демона, слева - красный быкоголовый Тайный защитник учения. В нижнем правом углу на мулах Кали Дэви и Шри Дэви.

Яма (Ямараджа , Чойджал , Номун-хан , Эрлик ) - в буддизме бог смерти , властелин ада и верховный судья загробного царства.

В буддийской иконографии изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём - ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ [ ] , меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.

В китайской мифологии Бог Смерти называется Яньло-ван (кит. 閻羅王 - Yanluowang ), он является правителем ада со столицей в подземном городе Юду . Имя Яньло - не что иное, как сокращение транскрипции с санскрита «Yama Rājā» (閻魔羅社) (Царь Яма). В ранней японской мифологии бога Яньло называли «Эмма » или Эмма-о (яп. 閻魔大王 эмма дай-о: , «Великий царь Яма») .

Яньло-ван не только правитель, но и судья, который определяет судьбу всех умерших. В руках у него щётка и книга с деяниями всех душ и датой смерти. У него голова быка и лицо лошади. Стражники ада приводят к нему умерших одного за другим, чтобы Яньло-ван свершил суд. Люди с добродетелями получают хорошие перерождения, а иногда снова возвращаются к предыдущей жизни. Совершавшие дурные поступки приговариваются к пребыванию в аду с разнообразными мучениями, или получают трудные перерождения в других мирах.

Таким образом души мёртвых получают в зависимости от своих деяний перерождения от небес (см. боги (буддизм)) до ада (см. ад (буддизм) , а после пребывания в раю или аду возвращаются в новые свои тела на Земле.

Яньло-ван рассматривается скорее как чиновник в большой управе, чем божество. В художественной литературе рассказывается немало историй, как достаточно честные смертные попадают на некоторое время на место Яньло-вана и вершат суд вместо него.

Яньло-ван изображается в традиционной шапочке судьи. Его изображение часто печатают на банкнотах жертвенных денег для духов, используемых в даосских храмах (см. Деньги преисподней). О степени распространения образа Яньло можно судить по идеологии Тайпинов , которые отождествляли его с библейским Сатаной.

Шиндже занимает центральное положение в описании жизни после смерти в тибетской мифологии. По легенде, он «располагается в центре ада, держит в руках меч и лейчжи мелонг, „зеркало кармы“, отражающее жизнь умершего». Четыре помощника помогают ему определить дальнейшие судьбы умерших.

В более поздних редакциях легенды Шиндже был усмирён Манджушри , а вернее его гневной ипостасью Шинджешед (

Яма, или Ямараджа (санскр. и пали Yama, Yamarāja – Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin rje rgyal po, gshin rgyal – букв. "Царь мёртвых", "Владыка смерти", здесь gshin – мертвый, смерть, rje и rgyal – правитель, царь) – дхармапала, в буддизме Ваджраяны божество класса ануттарайога-тантр. В школе Гелуг Ямараджа считается одним из трёх основных богов-покровителей этой школы. Говорят, что вместе с Вайшраваной и Шестируким Махакалой Яма был особым покровителем Ламы Цонкапы. Одно из значений санскритского слова yama – сдерживающие заповеди, ограничивающие правила поведения; также оно может означать контроль, проверку. Правитель Яма – это бог, контролирующий перевоплощение существ. В традиции Сутры Ямараджа известен как правитель Небес Ямы. Согласно буддийской космологии Яма пребывает на Небесах Ямы (санскр. yamaloka, тиб. gshin rje"i "jig rten, букв. "Мир Ямы"). Среди шести Небес богов Мира Страстей его мир находится выше Небес Четырёх Сильных Правителей и Небес Тридцати Трёх Богов, но ниже других трёх Небес. Бог Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют "Царь мёртвых".

В течение жизни существа поступками тела, речи и ума накапливают карму (санскр. karma, пали kamma; тиб. kar ma, phrin las, "phrin las; букв. действие, поступок, карма). По характеру совершённых поступков выделяют три вида кармы: хорошую карму, плохую и нейтральную. Особенностью кармы является то, что она имеет свойство сохраняться до момента проявления в виде соответствующего явления. Это подобно генетической карте, но карта нашей кармы записана частицами света, санскарами (санскр. saṃskāra, тиб. "du byed – сформированный опыт, кармические отпечатки). Плохая карма – это информация о дурных поступках, хорошая карма – информация о хороших поступках. События, в которые мы вовлечены в течение жизни, являются проявлениями нашей же кармы. Так к нам возвращается то, что мы совершили в прошлом.

В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Нейтральная карма не принесёт в будущем ни хорошего, ни плохого плода. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни.

Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада, к этим мирам относится и наш Мир Людей.

Один из эпитетов Ямы – Дхармараджа (санскр. Dharmarāja, тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – "Царь Дхармы", "Царь Учения"; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).

Исследователи не без оснований полагают, что Яма из традиции Тантры не одна и та же личность, что и Яма Дхармараджа, известный нам по сутрам. В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму, олицетворяющего смерть, символизирующего повторяющийся процесс страданий в Сансаре.

В центре тханки – Яма со своей сестрой Ями, оба божества стоят на буйволе и попирают человеческое тело (прим: часто изображают женщину, как символ страстной привязанности). Вокруг них – ореол из языков бушующего пламени. Часто вокруг также изображают спутников, свирепых помощников Ямараджи.

В иконографии Яму представляют в следующих формах: Форма, в которой он был побежден Ямантакой. Яма изображается красного цвета. Сам с головой буйвола, он стоит на буйволе с дигугом и капалой (нож и чаша из черепа). Иногда изображают, как он в боевой готовности держит лук со стрелой на тетиве. Это тайный Яма Дхармараджа. Форма, где тёмно-синий или чёрный Ямараджа с головой буйвола также изображается на буйволе, но уже с костяным жезлом и арканом (прим: жезл сделан из человеческого черепа и позвоночника, обтянутого кожей человека и шкурой слона; арканом Яма ловит и связывает души умерших). Он изображается в сопровождении своей супруги Чамунди (прим: согласно другой версии, это его сестра Ями), которая подносит к его губам капалу. Это внешний Яма Дхармараджа. Верховный судья в бардо бытия. В отличие от предыдущих форм, он стоит не на буйволе, а на распростертом человеке, у него антропоморфная внешность, в его руках дигуг и капала. Он изображается тёмно-синего цвета. Это внутренний Яма Дхармараджа (тиб. gshin rje chos rgyal nang ba).