Интервью с элоном маском. «Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy О туннеле под Вашингтоном и Лос-Анджелесом

Если существуют супер-разумные инопланетяне, вполне вероятно, что они за нами уже наблюдают. Но мы недостаточно разумны, чтоб это понять. Я могу провести некоторые предварительные подсчёты: продвинутая инопланетная цивилизация, которая заинтересована в заселении Галактики, даже без превышения скорости света, даже если она движется со скоростью в 10% или 20% от скорости света, смогла бы заселить всю Галактику, скажем, за 10 миллионов лет. Максимум за 20. Это ничто в масштабах всего проекта.

О желании умереть на Марсе

Я не заявляю, что хотел бы умереть на Марсе. Но мы же все когда-нибудь умрём. И если бы можно было выбрать место смерти, тогда почему бы не на Марсе? Ну и если это все-таки произойдет, то я не хочу, чтоб это случилось при столкновении.

О туннеле под Вашингтоном и Лос-Анджелесом

Я считаю, что решением перенаселённости городов может стать сеть . Я не имею в виду простые туннели с двумя направлениями. Я говорю о тех туннелях, которые имеют много уровней в глубину. Самые глубокие шахты выше, чем самые высокие здания. Вы можете создать туннели с 20, 30, 40 и даже 50 уровнями - ровно столько, сколько пожелаете. Таким образом можно будет справиться с загруженностью любого города мира.

Проблема в том, как построить туннели быстро и дешево и сделать их безопасными. Если это удастся, туннели избавят нас от проблем с заторами в больших городах. Именно поэтому я считаю это важной технологией.

О новой технологии, которая потрясёт мир

Последнее слово в технологии на данный момент – это , машины с полным самоуправлением. Они придут на дороги гораздо раньше, чем люди думают.

Но проблема в том, что работа многих людей как раз заключается в вождении машины. Нам нужно будет разобраться с тем, что эти люди будут делать, ведь это [переход на самоуправляемые автомобили] случится очень неожиданно и быстро.

Фото: J. Emilio Flores/Getty Images

Думаю, мне нужно рассказать, что я подразумеваю под словом «быстро». На данный момент в мире около двух миллиардов автомобилей, и эта цифра приближается почти к 2,5 млрд машин и грузовиков. Общая производительность нового машиностроения на данный момент составляет 100 млн. Это правильно, потому как средняя продолжительность работы автомобиля составляет 20-25 лет.

Наше видение полной автономии - это не массовый переворот в сфере автомобилестроения, поскольку потребуется много времени, чтобы создать достаточное количество машин для проведения революции в трудоустройстве. Этот переворот случится лет через 20. Но тем не менее, 20 лет - короткий период, для того чтобы 12-15% людей остались без работы.

Первое, что я бы хотел посоветовать, - обратить внимание на развитие . Нам нужно быть очень осторожными с тем, как мы используем ИИ, и убедиться, что исследователи контролируют то, что они делают. Потому что иногда ученые настолько увлечены, что могут даже не осознавать последствия созданного. Поэтому ради безопасности всего общества правительство должно внимательно наблюдать за развитием искусственного интеллекта и убедиться, что это не представляет угрозы обществу.

Второе: нам нужно подумать о транспорте в целом. И если это станет движением в сторону электромобилей как к стабильному транспорту, это будет критически важным по многим причинам. Но произойдёт это не раньше, чем на дороги выйдут самоуправляемые машины.

Скорее всего, переход на электромобили осуществится через 30 или 40 лет. Принимая это во внимание, спрос на электромобили вырастет значительно. На данный момент около 1/3 общего потребления энергии в мире составляет электричество, 1/3 - транспорт, 1/3 - отопление. Но со временем количество потребляемой электроэнергии утроится. Поэтому сейчас очень важно задуматься над тем, как мы будем производить много электроэнергии.

Но что же делать с массовой безработицей? Это станет глобальной проблемой всего общества. Я думаю, что выходом может стать что-то вроде общего всемирного дохода. Я не вижу другого выхода.

Всемирный базовый капитал станет просто необходимостью. Производство товаров будет необычайно высоким. И с автоматизацией производство только увеличится. Практически всё подешевеет.

Но гораздо большей проблемой для людей станет собственная значимость. Большинство видят свою значимость в работе. Если вы не чувствуете себя нужным, если в вашем труде нет потребности, тогда в чём смысл? Это более сложная проблема, над которой придётся работать.

На самом же деле я считаю, что есть возможный способ: нужно собрать ученых, которые будут заниматься слиянием биологического и машинного разума. В некоторой степени, мы уже киборги. Только подумайте о цифровых устройствах, которые у вас имеются, о вашем телефоне, компьютере и приложениях, которые вы используете. Вы можете задать вопрос и мгновенно можете получить ответ из Google. Это значит, что у нас уже есть цифровой третичный слой. (Первичный - лимбическая система, или животный мозг, вторичный - кора головного мозга, «планирующая» часть, и третий слой - цифровая среда).

Я полагаю, что со временем мы увидим более глубокое слияние биологического разума с цифровым. Всё дело, в основном, в трафике, в скорости связи между мозгом и вашим цифровым расширением. В частности, в пропускной способности, в случае если что-то пойдёт не так. Ведь ранее мы использовали клавиатуры, а сейчас мы вводим практически всю информацию на телефон при помощи больших пальцев. Но это очень медленно.

Компьютер может обмениваться информацией со скоростью триллион бит в секунду. Но ваши большие пальцы могут передать всего 10 или максимум 100 бит в секунду, при условии что вы делаете это очень интенсивно. Поэтому я считаю, что высокоскоростной интерфейс для мозга поможет добиться симбиоза между машинным и человеческим интеллектом. И, возможно, разрешит проблему с контролем и пользой.

О том, как ему в голову приходят безумные космические идеи

Когда я задумываюсь над тем, какое технологическое решение необходимо для достижения определённой цели, я стараюсь в том направлении достичь максимального прогресса. В случае с космическими полётами критическим прорывом, который был просто необходим, стали скоростные ракеты с возможностью их повторного использования - такие, какими мы создаём самолёты.

Только представьте: если бы самолёты были одноразовыми, практически никто бы не летал. Вы можете купить, скажем, Боинг 747 за 250 миллионов долларов или даже 300 миллионов долларов, и вам понадобится их два для полёта туда и обратно. Но никто не станет платить миллионы долларов за билет. Учитывая, что мы можем использовать самолёт десятки тысяч раз, путешествие по небу становится гораздо доступнее. То же самое и с ракетами. Поэтому наши ракеты стоят приблизительно 60 миллионов долларов. Следовательно, если ракета может быть использована всего раз, то её капитальная стоимость составляет 60 миллионов долларов. Но если ракета может быть использована тысячу раз, то её капитальная стоимость составит 60 тысяч долларов. Если вы можете взять большое количество людей, тогда полёт в космос по цене можно будет приравнять с полётом на самолёте.

Фото: Ariel Zambelich / Wired

Это особенно важно. Гравитация Земли достаточно глубока, у Земли очень высокое притяжение. Сложность в создании ракет многоразового использования гораздо выше, чем сложность в создании самолётов. Именно по этой причине на данный момент не было создано ракеты, которую можно было бы использовать повторно полностью. Но если использовать передовые материалы, передовую технику, и сделать всё правильно, я уверен, что можно будет это решить. Если бы притяжение Земли было хотя бы на 10% сильнее, это было бы невозможно.

О выборе команды

Когда я собеседую соискателя, главный вопрос у меня всегда один и тот же. «Опишите мне вашу жизнь. Расскажите о ваших долгосрочных решениях, и почему вы их приняли. Расскажите о самых сложных ситуациях, из которых вы вышли, и как». Я считаю, что этот вопрос крайне важен. Люди, которые решили какие-либо проблемы, действительно знают, как это сделали, до малейших подробностей. А тот, кто только делает вид, что решал, начинает рассказывать, доходит до первого уровня и потом застревает.

Я думаю, что вам не стоит быть мной. Это звучит лучше, чем есть на самом деле. Быть мной не так уж и интересно. Это, может быть, даже хуже. Я даже не уверен, что хочу быть собой.

В том смысле, что если вы хотите добиться прогресса в бизнесе, нужно заниматься физикой. Ближайшее будущее – за ней. Я бы рекомендовал изучение мыслительного процесса, связанного с этой дисциплиной. Я не имею в виду уравнения. Но сам процесс мышления в физике – это основа для того, чтоб понимать нелогичные вещи.

Всегда придерживайтесь той позиции, что вы в некоторой степени ошибаетесь. Ваша цель – меньше ошибаться со временем.

Одна из самых распространённых ошибок, которую допускает человечество (и я тоже этим грешу), это принятие желаемого за действительное. Это та ловушка, в которую очень сложно не попасть. Как я уже сказал, у меня есть с этим проблемы. Но важно научиться понимать, что ваш голос может ошибаться, а ваша цель – ошибаться меньше. Добивайтесь критичных отзывов, в особенности от ваших друзей. Потому что если кто-то вас любит, он желает вам только наилучшего и не станет говорить плохие вещи.

Видео разговора целиком:

Интервью с Элоном Маском. Хотя в этот же день стало известно об ещё одном поддержанной предпринимателем организации OpenAI по разработке искусственного интеллекта, разговор пошёл не о ней, а о межпланетарных амбициях главы Tesla Motors и SpaceX. TJ выбрал главное из обширного интервью.

О колонизации Марса

Для Маска проект колонизации Марса - это нечто вроде резервного копирования человеческой формы жизни с Земли на другие планеты. «Мы же делаем бэкап нашего жёсткого диска. Почему бы не забэкапить и нашу жизнь?»

Повторно используемую ракету, на которой SpaceX планируют доставлять будущих колонизаторов на Марс и возвращать их обратно, сам Маск называет «Большой ****** ракетой» (Big Fucking Rocket, BFR). По его словам, термин появился благодаря названию вымышленного оружия BFG 9000 из вселенной видеоигры Doom.

Сейчас Маску 44 года, однако отправить первую ракету на Марс он собирается ещё до своего шестидесятилетия. Такая спешка связана с опасениями предпринимателя о том, что из-за непредвиденных обстоятельств старт может отложиться, если исчезнут необходимые для этого технологии - как произошло в своё время с египтянами и их пирамидами или достижениями Римской империи.

На короткое или длинное время откроется окно возможностей, в которое мы сможем создать автономную базу на Марсе - до того, как нечто приведёт технологический уровень развития Земли до состояния, когда это будет уже невозможно. Станет ли база автономной до того, как с Земли перестанут отправляться космические корабли? Я имею в виду, что не думаю, что можно отбрасывать возможность Третьей мировой войны.

Знаете, в 1912 году утверждалось, что наступает новая эра мира и процветания, мол, золотой век, война кончилась. А потом началась Первая мировая война, за ней Вторая мировая война, а дальше - Холодная война. Я думаю, нужно понимать, что есть определённая вероятность начала Третьей мировой войны, и если она начнётся, это будет хуже, чем что-либо до неё.

Представим, что используют ядерное оружие. Я думаю, что может появиться очень могущественное общественное движение против развития технологий. Растёт религиозный экстремизм. Ну, типа, «Исламское государство» же растёт?

Говоря о пригодности Марса для жизни, Маск ещё раз вспомнил о способе воздействия на экосистему красной планеты при помощи термоядерных бомб. Однако стоит ли вмешиваться в жизнь Марса и не нарушит ли это возможной жизни на его поверхности, будут решать сами марсиане - так глава SpaceX называет будущих колонизаторов.

О самоуправляемых машинах

В октябре у Tesla вышло десятое по счёту крупное обновление прошивки, которое дало возможность водителям машин в США включать автопилот. Позднее его и на улицах Москвы, используя американский автомобиль.

Рассказывая о грядущем выходе обновления (интервью бралось в начале октября), Элон Маск говорил об интеллектуальном автопилоте как о какой-то рядовой функции и цитировал американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно ещё неравномерно распределено».

Для Маска уже очевидно, что должно появиться в следующих обновлениях прошивки: автомобиль должен уметь самостоятельно загонять себя в гараж, а также приезжать по вызову к хозяину - если они оба находятся на частной собственности.

Я думаю, это будет интересной штукой для людей. На самом деле, автономные системы будут водить на порядок лучше, чем сами люди. Количество ДТП на километр будет гораздо ниже. С технологической точки зрения, я думаю, до полной автономии [вождения] осталось три года.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX

Маску напомнили о его словах о том, что в будущем, возможно, людям запретят самим садиться за руль, так как это будет гораздо опаснее, чем использование автопилота. Глава Tesla Motors пояснил: возможно, так и будет, но сам он не выступает за подобное изменение законодательства.

Даже 99% уровня стабильности автопилота недостаточно для безопасного движения, отметил Маск. Tesla Motors стремится к 99,99%, и даже в этом случае в определённые критические моменты машина должна успевать передать контроль водителю.

О противостоянии с Apple

В 2015 году первые слухи о разработке автомобиля компанией Apple. Журналистские расследования свидетельствовали о том, что компания Тима Кука переманивает для работы над проектом специалистов из других компаний - в том числе из Tesla Motors. Кадровая война идёт и в обратном направлении: Маск переманивает сотрудников Apple к себе.

1 апреля Tesla Motors подшутила над Apple, опубликовав шуточный пресс-релиз про выход часов Tesla W, которые «не только показывают время, но и дату», а потому станут революционными. «Это ни в коем случае не ответ на то, что делает кое-какая другая компания», - говорилось в конце записи.

В начале октября Маск дал интервью немецкой газете Handelsblatt, в котором Apple «кладбищем Tesla»: «Они берут тех людей, которых мы уволили. Если у тебя не получилось работать в Tesla, ты идешь работать в Apple, и я не шучу». По его мнению, Apple берётся за создание автомобиля, потому что не может добиться значительного успеха, создавая часы или стилус для iPad Pro, однако такая масштабная разработка - это гораздо более сложный проект: «Нельзя просто прийти к поставщику вроде Foxconn и сказать ему: сделайте мне машину».

В интервью GQ Маск уже сменил тон, попросив не воспринимать его уколы в сторону Apple как «пресс-релиз»: «У меня нет интереса в том, чтобы нападать на Apple». Однако в разговоре с журналистом GQ Крисом Хитом (Chris Heath) он снова коснулся этой темы, когда речь зашла о сравнении Маска с гением Стива Джобса.

Я указываю на возникновение нечто вроде популярного стереотипа вокруг фигур Джобса и с недавних пор Маска: с одной стороны, их воспринимают как гениев-визионеров, а с другой стороны их личности полны пороков.

Маск отвечает: «Конечно. В тот единственный раз, что мне удалось встретиться со Стивом Джобсом, он повёл себя как козёл. И все мои знакомые, кто встречался с ним…» Здесь он останавливается и заявляет, что хотел бы забрать свои слова обратно: «Извините. Подождите. Последнее, чего я хотел бы, это ещё больше…»

Несомненно, есть определённая причина для такого рода сомнений, учитывая медиашторм в последнюю неделю из-за его высказываний об Apple - но прежде, чем я задаю ему этот вопрос, я немного продавливаю его на ответ о встрече с Джобсом. Маск объясняет, что Джобсу его представил [бывший глава Google] Ларри Пейдж на одной вечеринке, и что Джобс в тот момент не знал, кто такой Маск, поэтому дело было не в личном отношении. «Не могу говорить о чём-то кроме моего личного восприятия. Это было [единственной встречей с ним]». Если быть точным, за прошедшие годы Маск многократно выражал своё восхищение и почтение тому, чего достиг Джобс, и он ещё раз повторил, что не хотел бы говорить об этом сейчас: «Последнее, чего я сейчас хочу, это возбуждать вражду, знаете. Это не поможет».

Крис Хит, журналист GQ

О скафандре будущего

В январе 2015 года Маск , что до конца года покажет скафандр будущего, в котором астронавты будут отправляться на Марс. Скафандр до сих пор не был представлен, однако корреспонденту GQ удалось на него посмотреть.

По мнению Маска, существующие скафандры обладают рядом эргономических проблем. Например, костюм, использовавшийся в советских кораблях «Союз», имел слишком выступающую заднюю часть: глава SpaceX отметил, что почти всегда этот скафандр демонстрировали при виде спереди - так, чтобы не было видно, как оттопыривается пятая точка у космонавта.

Скафандр будущего должен «выглядеть круто» - как минимум потому, что будущее поколение нужно вдохновить на открытие новых планет, и это сложно представить, если костюмы SpaceX, в котором астронавты отправятся на Марс, будут недостаточно изящными. По словам журналиста GQ, компании удалось избавиться от проблемы «оттопыривающейся» задней части скафандра.

Они выглядят немного как скафандры из фильмов. Если вы видели продвинутые костюмы в фильмах, то [наша разработка] выглядит примерно так. К сожалению, эти штуки [из фильмов] не работают. Они работают только в Голливуде.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX

Андерсон : В некотором смысле вы собираетесь купить поездку на Марс.

Маск : Верно. Поэтому я начал считать, сколько это будет стоить. Космический корабль, коммуникации, эксперимент с теплицей: я выяснил, как сделать это в относительно небольших масштабах. Но все уперлось в ракету - устройство, которое отнесет нас с Земли на Марс. Самая дешевая американская ракета, которую я могу построить, обойдется в 65 миллионов долларов, и мне нужно минимум две.

Андерсон : Получается, 130 миллионов долларов.

Маск : Да, плюс все остальное, что означало бы трату всего, что я сделал на PayPal - и если бы возникли дополнительные расходы, пришлось бы искать деньги и на них. Поэтому я трижды съездил в Россию, в 2001 и 2002 годах, чтобы посмотреть, в какую сумму мне обойдется покупка двух межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Без ядерного оружия, конечно же.

Андерсон : Ага.

Маск : Они бы обошлись мне 15-20 миллионов каждая. Это уже получше. Но я пришел к выводу, что единственная причина дешевизны МБР - то, что они уже сделаны. Они просто никому не нужны были. Новые по такой цене вы уже не сделали бы. И внезапно я осознал, что вся моя идея глубоко испорчена. Реальная причина, по которой мы не собирались на Марс, это не отсутствие национальной воли, а отсутствие дешевой и доступной ракетной техники. С точки зрения американского народа финансово нецелесообразно было лететь на Марс.

Андерсон : И вместо того, чтобы покупать ракеты для благотворительной миссии, вы осознали, что вам нужно начать бизнес и сделать все это более выгодным.

Маск : Нам нужно было поставить ракетную технику на ноги и направить на активное развитие. В ходе подготовке к «Марсианскому оазису», я разговаривал с рядом людей, связанных с космической индустрией, и сделал выводы, кто был технически подкован, а кто нет. Поэтому собрал на основе этих наблюдений команду, и в течение нескольких выходных мы решали вопрос того, как строить ракеты более эффективным образом. Первое, к чему мы пришли: нам ничего не мешает. Ракетные технологии с 60-х годов никак не продвинулись, а возможно и вовсе деградировали. Мы решили обернуть эту тенденцию вспять.

Андерсон : И вы это сделали.

Маск : Шесть лет спустя после старта нашей компании, мы запустили первую ракету Falcon 1 на орбиту в 2008 году. И цена - не стоимость, заметьте, - а полная цена запуска обошлась в 7 миллионов долларов.

Андерсон : Как вам удалось сбить цену настолько?

Маск : Я стараюсь применять подход физика. И физика учит рассуждать, исходя из первых принципов, а не аналогий. Поэтому я сказал: поехали, к первым принципам. Из чего сделана ракета? Аэрокосмический алюминиевый сплав, плюс немного титана, меди и углеволокна. Потом я спросил: сколько стоят эти материалы на рынке? Выяснилось, что стоимость материалов, из которых состоит ракета, составляет примерно 2% от обычной цены - сумасшедшее соотношение для больших механических продуктов.

Андерсон : А если сравнить, к примеру, с машинами?

Маск : Зависит от машин. Для Tesla это 20-25%.

Маск : Я пришел к выводу, что на рынке происходят странные вещи, и у нас получится сделать ракету в разы дешевле обычных методов.

Андерсон : А что на рынке?

Маск : В первую очередь, отвращение к риску в крупных аэрокосмических компаниях. Даже если им доступна лучшая технология, они будут использовать старье, разработанное в 60-х годах.

Андерсон : Я слышал о том, что есть мнение, что вы не можете летать на компоненте, который еще не летал.

Маск : Да, есть огромное предубеждение против риска. Никто не хочет подставлять свой мягкий зад.

Андерсон : Отлично сказано.

Маск : Вообще, я был удивлен. Один из наших конкурентов, Orbital Sciences, подписал контракт с МКС, но их ракеты - это просто курам на смех, серьезно. Они используют российские ракетные двигатели, разработанные в 60-х годах. Я не имею в виду то, что их конструкции сделаны на основе 60-х, они серьезно начали с двигателей, которые были сделаны пятьдесят лет назад на коленке сибирского мужика и украдены в чемоданчике.

Андерсон : Где еще были промахи с эффективностью?

Маск : Еще одно - это тенденция крупных аэрокосмических компаний все делать на аутсорсинге. Вообще, это модно везде, но аэрокосмическая отрасль довела это до абсурда. У них есть подрядчики на аутсорсинге, потом подрядчики для подрядчиков на аутсорсинге, и все это на аутсорсинге и отдается подрядчику. Вам придется пройти длинную галерею подрядчиков, чтобы найти мужика, который делает что-то полезное. И с каждым уровнем расходы увеличиваются.

Андерсон : Сплошная бюрократия?

Маск : Во многих случаях крупнейшим клиентом является правительство, и правительство покрывает все расходы. Компания получает прибыль вне зависимости от того, насколько расточительно работает. Напротив, это является стимулом делать все как можно дороже.

Андерсон : Без бюрократии никуда.

Маск : Это просто бред. Пентагон предпочитает такой подход, чтобы заключать долгосрочный контракт с одним источником, а это означает запирание бизнеса в одной компании. Мы пытались участвовать в торгах за первичный контракт, но это было практически невозможно, поскольку у United Launch Alliance, принадлежащей Boeing и , сейчас эксклюзивный контракт с ВВС США по запуску спутников. Никаких шансов.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Даже если мы будем экономить налогоплательщикам миллиард долларов в год по самым скромным оценкам.

Андерсон : Звучит так, как если бы вы хотели превзойти конкурентов не в качестве, а в цене.

Маск : Послушайте, скорость ракеты всегда будет одинаковой. Удобство и комфорт тоже. Надежность должна быть по меньшей мере не хуже прежней, иначе никто не согласится запускать многомиллионный спутник на орбиту. Таким образом, остается всего один ключевой параметр.

Андерсон : И каков ваш процесс?

Маск : Я сейчас вам кое-что скажу и это самый лучший и эффективный подход: я не верю в процесс. По сути, когда я говорю с потенциальным работником, и он или она начинает сводить все к процессу, я расцениваю это как плохой знак.

Андерсон : Я покраснел.

Маск : Проблема в том, что на многих крупных компаниях процесс заменяет мышление. Вы привыкаете чувствовать себя маленькой деталью сложной машины. Честно говоря, ни умных, ни творческих людей это не удерживает.

Андерсон : И что придумали ваши творческие люди? Что изменилось в базовых технологиях за пятьдесят лет?

Маск : Я не могу вам многого рассказать. У нас практически нет патентов в SpaceX. Наш единственный перспективный конкурент - это Китай, и если бы мы опубликовали свои патенты, началась бы комедия, потому что китайцы использовали бы их как книгу рецептов. Приведу один пример.

Андерсон : Давайте.

Маск : Это касается проектирования фюзеляжа. Если вы задумаетесь об этом, то поймете, что ракета это всего лишь контейнер для жидкого кислорода и топлива - комбинация топлива и обычного фюзеляжа. Обычно, ракетный фюзеляж делается из алюминиевой пластины несколько дюймов толщиной, в которой машинным путем вырезаются дырки. Вы берете большой кусок материала, а потом фрезеруете и убираете все ненужное, что выливается в огромные потери материала. Потом вы будете сворачивать лист в цилиндр, потому что это типичная форма для фюзеляжа. Вот как Boeing и Lockheed делают ракеты, да и остальные тоже. Но это не самый дешевый способ производства, потому что от первоначальной пластины у вас останется небольшой кусок.

Андерсон : И какова альтернатива?

Маск : Похожа на то, как делается большинство самолетов: жесткость обеспечивается добавлением ребер и обручей.

Андерсон : Как алюминиевое оригами - вы точно соединяете пазы и выступы, которые соединяются в жесткую конструкцию.

Маск : Но есть одна загвоздка, поскольку вы не можете построить ракету из пазов, как самолет. Во время полета он испытывает давление от 7 до 10 футов на квадратный дюйм. В случае с ракетой эта цифра увеличивается до 80. Без утечек такая конструкция вряд ли останется.

Андерсон : Точно.

Маск : Подход, который используется для строительства самолетов, не совсем применим к ракетам. Но есть другой способ делать это, который построен на передовой технологии под названием ротационная сварка. Вместо добавления ребер и обручей, вы используете специальную машину, которая смягчает металл с обеих сторон без проникновения в него или плавления. С высокопрочным алюминиевым сплавом ротационная сварка работает куда лучше и бережнее, чем обычная. Вы получаете более жесткую и легкую структуру, чем раньше. И ваши потери составят процентов десять на обрезке краев, разве что.

Андерсон : Ух ты. Почему вы можете об этом рассказывать?

Маск : Причина, по которой я это рассказываю, в том, что никто больше не знает, как построить ракету таким образом. [Смеется]

Андерсон : Давайте поговорим о том, куда все это идет. Вы снизили стоимость запуска ракеты в десять раз. Допустим, вы сможете снизить ее еще больше. Как это изменит игру? Вы открываете новый рынок?

Маск : Именно.

Андерсон : Какие проблески нового рынка вы видите?

Маск : Например, спутники. Есть много применений для спутников, которые включаются в игру со снижением расходов: больше телекоммуникаций, больше вещания, лучшие прогнозы погоды, больше научных экспериментов.

Андерсон : То есть, обычный рынок спутников - но больше и дешевле.

Маск : Куда интереснее перспектива частных космических полетов.

Андерсон : Вы имеете в виду туризм?

Маск : Да, но как по мне, туризм - это уничижительное слово. Можно сказать, что большая часть государственных полетов была туризмом. Моя основная цель, в которую я верю, - основать жизнь на других планетах.

Андерсон : И Dragon, космический корабль, который пристыковался к МКС в мае, это один из многих шагов на пути к пилотируемому полету на Марс.

Маск : Да. Сила двигателей на Dragon такова, что они могут унести судно подальше - то есть оторваться от ракеты с очень хорошей силой. С такой же, которая сравнится по мощи со сверхзвуковым ретро-двигателем для посадки на Марс.

Андерсон : Вы могли послать Dragon на Марс вместо МКС?

Маск : Да, но он бы летел очень медленно, а когда прилетел, не смог бы сесть. Сделал бы кратер.

Андерсон : Проблема в остановке, когда вы добираетесь до пункта назначения?

Маск : Вторая версия Dragon, которая будет готова в три года, сможет это сделать. Но на самом деле, если человечество хочет произвести фундаментальный прорыв и стать мультипланетарным, должна появиться быстрая многоразовая ракета. Без нее космические перелеты будут в два раза дороже, чем должны.

Андерсон : Серьезно?

Маск : Представьте, что вам нужен был бы каждый раз новый самолет для перелета. Летать смогли бы немногие.

Андерсон : Насколько дорого обходится топливо?

Маск : Стоимость топлива на Falcon 9 составляет примерно 0,3% от всей цены. Посему, если ракета стоит 60 миллионов долларов, топливо обойдется в пару тысяч долларов. Это с реактивным ракетным топливом, которое стоит в три раза дороже обычного реактивного. Следующее поколение ракет могло бы использовать более дешевое топливо, а главное - использоваться повторно.

Андерсон : Вы делаете заявление прямо сейчас, что ли?

Маск : Я надеюсь, что мы сможем представить такую конструкцию в следующем году. Я хотел бы подчеркнуть, что это одна из целей SpaceX - я не говорю, что мы сделаем это. Но верю, что вполне можем. И для человечества это будет достижение, сопоставимое с тем, что сделали братья Райт. Это первое, что нужно сделать людям, чтобы стать космической цивилизацией. Америка никогда не была бы колонизирована, если бы корабли были одноразовыми.

Андерсон : А космический шаттл не многоразовый?

Маск : Многие думают, что он многоразовый, но в основном их выкидывают сразу после полета. Даже те части, которые остаются, настолько сложно переделать, что их перевозка обходится в четыре раза больше того, что за них можно выручить после модернизации.

Андерсон : Это как плыть на колумбовских кораблях, а назад возвращаться в спасательной шлюпке.

Маск : Мы начали тестирование кое-чего под названием Grasshopper Project, это первая стадия Falcon 9, на которой он сможет садиться и взлетать вертикально.

Андерсон : Огромная ракета, которая садится вертикально? Твою ж налево.

Маск : Да, налево. Выходит на орбиту, разворачивается, перезапускает двигатели, устремляется к земле, включает посадочные двигатели и садится вертикально.

Андерсон : Это прям какой-то «Незнайка на Луне». Похоже на то, какими должны быть космические полеты.

Маск : Совершенно верно.

Нынешний год у предпринимателя Элона Маска сложился весьма удачно. Обе его компании, Space Exploration Technologies и Tesla Motors, достигли в этом году эпохальных рубежей. SpaceX стала первой частной компанией, которая смогла самостоятельно построить и запустить в космос космический корабль, а также успешно провести от начала до конца его полет, включая состыковку с Международной космической станцией. Тем временем компания Tesla представила публике первый в мире седан премиум-класса с полностью электрическим силовым агрегатом, и этот электромобиль заслужил положительные отзывы в прессе при цене в $49 900.

Как частное лицо, Элон Маск имеет все основания для беспокойства. Этот миллиардер родом из ЮАР в 41 год оказался в довольно зыбком положении. Все его средства вложены в дело, которое может радикально изменить облик нашего будущего — или лопнуть с изрядным грохотом. После создания и продажи системы интернет-платежей PayPal Маск обратился к тем видам деятельности, которые, как ему представлялось, обещали расширить потенциал человечества: электромобилям и доступным космическим полетам.

Но Маск держится вполне хладнокровно. Устроившись за своим столом в штаб-квартире компании SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, он спокойно поведал редакторам Popular Mechanics, как он собирается реализовать свой план по спасению нашей планеты и/или сбежать с нее.

Элон Маск, руководитель Space Exploration Technologies и Tesla Motors. Год и место рождения: 1971, Претория (ЮАР). Место жительства: Лос-Анджелес, Калифорния, США. Образование: Университет Пенсильвании, бакалавр в области физики и экономики. Детища: Zip2, PayPal, SpaceX, Tesla Motors. Должность: исполнительный директор и директор по технологиям SpaceX, исполнительный директор Tesla Motors, президент энергетической компании SolarCity. Капитал: $2,4 млрд, занимает 190-е место в списке Forbes 400. Хобби: новые проекты в области солнечной энергии, космических перевозок и электромобилей. Общественная нагрузка: член Планетарного общества США, попечитель фонда X Prize, член консультативного совета Стэнфордского университета и Калифорнийского технологического института. Кино: послужил прототипом гения-миллиардера Тони Старка в фильме «Железный человек» (сам Маск тоже снялся в маленьком эпизоде второй части). Мечта: умереть на Марсе.

Как опыт, приобретенный при организации компании, занимающейся программным обеспечением, повлиял на ваши подходы к реализации крупномасштабных инженерно-технических проектов?

На мой взгляд, в сфере высоких технологий любые новшества очень быстро берутся на вооружение. Таковы традиции бизнеса в Кремниевой долине: либо вы двигаетесь вперед очень быстро, используя любую возможность для совершенствования своей конструкции или своего технологического процесса, или вы проигрываете конкурентам. Я стараюсь не отклоняться от этих принципов. Я пережил немало моментов, когда моя компания оказывалась на грани смерти. Это случалось еще в истории моей первой компании Zip2 (которая разрабатывала программное обеспечение для онлайн-публикаций и была куплена подразделением AltaVista компании Compaq в 1999 году за более чем $300 млн) и в истории компании PayPal.

Если с космическим кораблем Dragon возникнут проблемы или сбыт электромобиля Model S окажется не таким уж успешным, компании, производящие эту технику, будут обречены на гибель. Помогает ли опыт руководства предыдущими компаниями, которые находились «на грани смерти», не страшиться подобного будущего?

Я бы не сказал, что я не страшусь. Я был бы рад избавиться от страхов, поскольку они отвлекают от дела и изнашивают нервную систему. Да, меня постоянно преследует это дурацкое чувство, что вот-вот случится что-нибудь ужасное, что сорвутся все наши космические полеты, что разорится Tesla, что обанкротится SpaceX. Эти страхи не покидают меня никогда, даже в нынешнем году, хотя он прошел весьма удачно. Я все время боюсь чего-нибудь, но тем не менее работаю.


30 апреля 2012 года. Испытания двигателя ракеты Falcon 9. Ракета разработана компанией SpaceX

Вы как-то говорили, что желаете организовать компанию космических перевозок, которая позволила бы человечеству расселиться на других планетах. Почему?

Во-первых, из соображений безопасности. Шансы человечества на долгую жизнь существенно повысятся, если оно расселится по нескольким планетам. Мы можем представить себе немало катастроф, способных уничтожить жизнь на Земле: здесь и природные стихийные бедствия, и рукотворные катастрофы. Но меня больше вдохновляют другие аспекты. Представьте себе автономную базу на Марсе — это же фантастическое, захватывающее приключение. Лично я мечтаю о таком будущем. И я уверен, что о нем, кроме меня, мечтают многие, особенно среди американцев.

Почему вы думаете, что именно американцев следует считать носителями такого импульса?

Американский народ по самой своей природе — носитель исследовательского духа. Люди съезжались сюда из самых разных стран, так что Америку можно с полным правом назвать страной первопроходцев. Уверен, что множество американцев испытывают досаду и разочарование от того факта, что пик самых захватывающих космических исследований пришелся на 1969 год! Во многих душах уже почти умерла мечта о космических путешествиях. Компания SpaceX нацелена на то, чтобы возродить эту мечту.


Когда вы собираетесь на Марс?

Если у меня будут достаточно веские основания полагать, что моя компания без меня справится, если мои дети успеют повзрослеть, тогда я запишусь в первый экипаж, отправляющийся на Марс. Разумеется, сначала Марс будет колонизироваться силами роботов. Космические корабли должны подтвердить свою способность уверенно приземляться и взлетать с этой планеты. Автономные роботы-шахтеры должны накопить сырье для производства прямо на поверхности планеты ракетного топлива. Для того чтобы организовать на Марсе постоянное поселение, туда следует отправить миллионы тонн грузов и миллионный контингент колонистов. Чтобы наладить такую крупномасштабную операцию, у нас должна быть многоразовая транспортная система для грузоперевозок Земля — Марс.

В отличие от других игроков в сфере автомобилестроения и аэрокосмических исследований, ваши компании предпочитают самостоятельно производить многие компоненты. Почему?

Налаживая работу компаний SpaceX и Tesla, мы заказывали сторонним компаниям практически все необходимое, но со временем все активнее стали производить детали и компоненты собственными силами. Используя компоненты, произведенные на стороне, вы неизбежно наследуете у вашего поставщика его ограничения в плане стоимостных категорий. Кроме того, вам будет трудно сконструировать изделие, которое заработает как единая гармоничная система. А вот если вы сами разрабатываете все элементы, сразу имея в виду их правильное взаимодействие, у вас больше шансов сотворить нечто красивое — и в техническом, и в эстетическом плане.


Вы были совершенно уверены, что компания Tesla сможет выпустить на рынок Model S уже в нынешнем году, да еще и по обещанной цене?

Не то чтобы полностью уверен, но полагал, что у нас получится. Я понимал, что от нас требуется построить нечто в ценовой категории машин Mercedes, BMW или Audi, но лучшего качества.

Компанию Tesla часто упрекают в том, что она пользуется государственными субсидиями.

Я считаю, что экономическое вмешательство государства в частный бизнес должно быть минимальным. Но если существует какая-то проблема (например, высокие выбросы CO2 в атмосферу), а государство не хочет повышать налоги, заложив их в цену товаров и услуг, в его распоряжении остается лишь один путь — экономическая поддержка тех начинаний, которые защитят нас от вышеупомянутой проблемы.

Но я хочу подчеркнуть, что, даже если бы наша компания не получила финансовых вливаний от минэнергетики, мы все равно были бы близки к нынешнему положению. Государственная поддержка ускорила наши разработки, но не была ответом на фундаментальный вопрос «быть или не быть». Нам помогли, но это не значит, что мы стали иждивенцами.

Вы не раз говорили, что не против провести последние годы своей жизни пенсионером на Марсе.

Ну да! На пенсию нужно выходить задолго до того, как впадешь в старческий маразм, иначе успеешь под занавес принести своему делу немало вреда. И потом подумайте, как это здорово — родиться на Земле и умереть на Марсе!