Приметы славян.

Наши мудрые предки - славяне жили в полной гармонии с окружающим миром и в единении с природой - это явно отражено во всей ведической культуре и религии. Неудивительно, что при таком образе жизни мир дружелюбно открывал им свои загадки и тайны. Именно поэтому, все древнеславянские ведические приметы и обычаи остаются актуальными до сих пор.

Давайте вспомним некоторые из них.

1. В новый дом или квартиру первыми впускают кошку или старика. Известно, что чутье кошек позволяет определить здоровое, чистое от неблагоприятных потоков место. Там, где укладывается кошка, ставят кровать, а при рождении младенца - колыбель. Что касается стариков, то славяне чрезвычайно почтительно относились с пожилым, считая, что их опыт и мудрость поселятся в доме и помогут новоселам избегать серьезных жизненных ошибок.

2. В первую ночь в доме запирают петуха. Петух - символ плодородия и богатства. К тому же, петуху приписываются мистические способности - разгонять нечистую силу. Его традиционное утреннее «кукарекание» очистит новый дом от негатива.

3. Разговаривать с гостем через порог - к ссоре. Эта примета говорит о добрых нравах предков и соблюдении правил гостеприимства. Гостя обязательно надо пригласить в дом.

4. Веник или метла должны стоять в углу и ручкой в пол. Веник - один из самых распространенных славянских мистических символов. Это одно из жилищ домового; метла - неотъемлемый атрибут нечистой силы; с помощью брошенного неаккуратной хозяйкой веника можно навести порчу. Веник, поставленный на ручку, показывал недобрым силам, что их готовы вымести. Но в этой известной примете можно усмотреть и народную славянскую хитринку - щетиной вверх можно поставить только чистую метлу, да и прослужит она дольше, если бережливые хозяева не будут мять ее.

5. Не хранить разбитую посуду. Трещины на посуде символизируют разлад в семье. Кроме того, отколовшийся черепок может травмировать домочадцев. И уж, конечно, вид щербатых тарелок и чашек говорит о бедности, ущербности и может притянуть их в семью.

6. Переезжая в новое жилье - прибери старое. Во-первых, на оставшийся мусор можно навести порчу. А во-вторых, радивый хозяин никогда не допустит, чтобы новые жильцы приняли его за неряху.

7. Девушкам не разрешается сидеть на подоконнике - иначе замуж не возьмут. Очень здравая примета: сквозняками можно повредить здоровье; при падении можно покалечиться; достойная девушка не должна демонстрировать себя проходящим мимо людям и показывать свое безделье. Кто ж такую замуж возьмет?

8. В доме обязательно должен быть веник из полыни. Лечебная трава с резким ароматом издревле слыла сильным оберегом и помогала воевать с нечистой силой и злыми помыслами. И если настоящий веник из полыни раздобыть теперь не просто, то уж пучок целебной травки положить к порогу или повесить над дверью не составит труда.

Таких примет в древнеславянской культуре великое множество. И при внимательном прочтении в каждой из них можно обнаружить кроме мистического и чисто бытовой, разумный смысл. Что и говорить - славянские боги щедро одаривали наших предков не только сокровенными природными тайнами, но и житейской мудростью.
Удачи вам!

Народные приметы древних славян А Вы знаете почему большое количество родинок считается хорошим знаком? А почему нельзя переступать сидящего человека? Почему нельзя зашивать на себе одежду? Почему нельзя стряхивать воду с только что помытых рук? «Во время еды читать - память свою заедать.» Наблюдение основано на особенностях функционирования человеческого организма. Когда человек читает и думает, кровь приливает к головному мозгу, обеспечивая его кислородом. Когда человек ест, кровь приливает к желудку, поскольку в это время она должна обеспечить его нормальную работу (поэтому после сытного обеда так хочется спать). Когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полную силу, мы не запоминаем прочитанное, «заедаем» память. «Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, невесты в этом доме замуж не выйдут.» В первую очередь это относится к гостям. Получается, что они пришли только поесть, а когда все съедено, тут же уходят, хотя правила приличия требуют поблагодарить хозяйку и пообщаться. Об этом говорят так: стол - не корыто, чтоб поесть да убежать. Но, думается, более глубокий смысл содержится в этом поверье по отношению к хозяйке. Если она такова, что только накормить умеет, и больше гости ничего в этом доме не ждут, или если она столь неповоротлива, что два часа после обеда скатерть снять со стола не может, то немудрено, что женихи такой дом стороной будут обходить. Ведь какова мама, такова и дочка. «Вымыл руки - вытри, но не стряхивай воду, не плоди чертей.» Запрет восходит к давней легенде о том, как черт, упавший с неба и оставшийся в одиночестве, попросил у Бога войско. Бог посоветовал ему окунуть руки в воду и стряхнуть - вот и будет столько чертей, сколько брызг. Бытовое пояснение - гигиеническое, и связано оно прежде всего с детьми: от привычки не вытирать мокрые руки появляются цыпки, кожа трескается и чешется. «Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: «Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек!» Как это ни смешно, издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Некоторые считают, что дело в минипрогревании теплом, которое исходит от руки. Но кукиш «работает» иногда и без заговора, проверено не един раз. Засыпаешь свернув фигу перед ячменем и быстро проходит. «Не узнаешь знакомого человека - быть ему богатым.» Это поверье относится к числу так называемых «обманных» поверий. Когда хотели, чтобы уродился богатый лен, сеяли его нагишом: пусть лен видит, что сеятелю даже одеться не во что, и потому уродится. Зерновые сеяли впроголодь: пусть рожь и пшеница знают, что крестьянину есть нечего, и поэтому сжалятся. Обмануться при встрече знакомого - значит символически встретить не одного, а словно бы двоих, и потому удвоить его богатство. «Пока хозяйка не допьет чай, гостям уходить из дому негоже.» Это бытовое поверье перекликается с поверьем о неснятой со стола скатерти. Как там, так и здесь: в самом деле, что за спешка? Пока гости пили-ели, развлекались, хозяйка ухаживала за ними, подавала. И вот, когда уж все сыты и довольны, она, бедолага, чашку чаю села выпить, услышать похвалу своим блюдам, - а гости вместо этого уходить собираются. Конечно, обижать, огорчать хозяйку негоже. «Ножик туп - хозяин глуп, скатерть черна - хозяйка глупа.» Разве требуются тут какие-либо пояснения? В Благовещенье нельзя девицам косы заплетать: своего дома не будет. Ключ к разгадке - в пословице: «В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Некогда кукушка нарушила это правило и была за то жестоко наказана. Она свила гнездо в Благовещенье - и теперь все кукушки-матери за это расплачиваются, оставляя яйца в чужих гнездах. Подобное же может и девушке грозить, если она отважится даже на такую мелкую работу, как заплетание косы. В основе поверья - высочайшее почитание одного из самых торжественных христианских праздников. «Негоже женщине простоволосой быть.» Простоволосыми (без платочка или чепца на голове) могли ходить только девушки. Прическа у них всегда была аккуратной: длинные волосы заплетены в косу. В день свадьбы подружки расплетали девичью косу с лентой, бережно расчесывали волосы, заплетали уже в две косы и укладывали их венцом вокруг головы. В дальнейшем женщина могла собирать волосы уже не в косы, а в пучок, прикрываемый платочком или чепчиком, прежде всего для того, чтобы волосы во время приготовления пищи ненароком не попали в нее. Однако дома женщина все-таки могла себе позволить ходить простоволосой; выходя же на улицу, непременно прикрывалась платочком, в холодное время - и шалью поверх платочка. Платки и шали традиционно были красивы, с разнообразным узором, тканые или кружевные. Считалось, что простоволосая женщина не нравится собственному Ангелу-хранителю, лишается его помощи и защиты. Так женщину настраивали на аккуратность и в то же время уберегали от излишних забот о прическе. «Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать - голова заболит.» Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы - часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало. С бытовой же точки зрения речь идет опять-таки об элементарной опрятности. «На том свете за каждый волосок отчитываться придется.» Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить к тотемности, т. е. ко временам поклонения волосатым животным. Но более реальным кажется пояснение, сводящееся к запугиванию нерях. В.И. Даль по сходному поводу иронизировал: «Недурное правило, иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос». «Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, - счастливым быть.» Поверье связано с народными представлениями о порче. Взгляд злопыхателя сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты, украшения, естественным - родинки. С другой стороны, родинки привлекают внимание и самого человека, вызывают размышления о своем здоровье (особенно если они начинают видоизменяться). О родинках же, которые сам не видишь (на спине), думаешь меньше. Для мнительного человека это тоже почти счастье - не маяться мыслями о здоровье. «Не мойся и не мой голову перед дальней дорогой - избежишь беды.» Рекомендация может быть направлена на то, чтобы человек не простудился, поскольку перед дорогой все делается в спешке. Объясняют этот запрет и тем, что человек смывает домашнюю, защитную ауру и появляется среди чужих незащищенным. Может быть, в этом есть резон, и оттого некоторые люди (даже и чистюли) предпочитают принимать полный душ только перед сном, а перед выходом из дому мыться лишь частично. Да и совет после улицы, после многолюдного окружения принять душ, чтобы смыть отрицательную энергию, не лишен смысла. «Не зашивай ничего прямо на себе - память можешь зашить.» Поверье, основанное на том, что сделанное второпях к удаче не приведет. К тому же, небрежно что-то зашив прямо на себе и оставаясь весь день в этой одежде, человек мысленно возвращается к тому, в порядке ли у него одежда, не смотрят ли на него как на неряху. Другими словами, отвлекается от дел и не все запоминает. Отсюда - угроза «память зашить». «Зачесалось в ухе - быть дождю.» Эту примету можно считать верной (если, конечно, не вести речь о давно немытых ушах). Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutusaurium - «звон в ушах». «Когда хвалят телесные достоинства (красоту, дородность, здоровье и т.д.), надо трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазили.» Сейчас многие склоняются к тому, что взгляд в какой-то степени материален, то есть несет некую энергию. Сглаз - это «черный магнетизм». Поверье это отнюдь не только русское - подобное существовало и в Древнем Риме. Римляне поклонялись божеству по имени Fascinus, якобы оберегающему людей от сглаза. Особенно опасными считаются черные глаза. Сплюнуть через левое плечо в ответ на похвалы (естественно, символически) - означает выразить неверие в них, не принять в душу. Природа дурного глаза пояснялась в средневековом «Молоте ведьм». Но и современные исследователи придают этому вопросу немалое значение, «основная причина сглаза - чужие завистливые взгляды»; поэтому чаще всего страдают те, кто находится на виду, люди публичных профессий, например, певцы и певицы. Вероятно, многие обращали внимание на то, что такие люди, как правило, носят чрезмерно яркую одежду, обильно увешивают себя блестящими украшениями. В этом проявляется подспудное желание избежать влияния дурного глаза, ибо публика обращает внимание на одежду, на «амулеты» кумира и благодаря этому не наносит урона его внутреннему миру, не нарушает его энергетику. Иногда защищаются с помощью темных очков, но это не лучший способ защиты, так как человек в темных очках не на солнечной улице или пляже вызывает у людей раздражение и тем самым провоцирует сглаз. «Чихнуть - подтвердить правдивость только что произнесенных слов.» Составители «Энциклопедии суеверий» пишут: «…один знаменитый врач авторитетно заявил нам, что в момент чихания человек наиболее близок к смерти». Может быть, в этом и кроется разгадка приметы? Ощущая близость смерти, человек всегда становится правдивым. Однако долгое время существовал и обычай с помощью нюхательного табака специально вызывать чихание - для здоровья. «Икота одолевает - значит, кто-то вспоминает.» Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать о себе вселившийся в человека бес. Мысль о том, что икота связана с чьими-то воспоминаниями, кажется мне столь же беспочвенной, как и примета о чихании. «Переступить через чьи-то вытянутые ноги - прервать его рост.» Если такое случилось, надо тут же перешагнуть назад. Смысл поверья - в запрете «пресекать», символически нарушать цельность. С бытовой точки зрения очень полезное предостережение для самого сидящего: в тесноте не вытягивай ноги, поскольку это мешает остальным.

Понятия о нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тот общий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующих у людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в то же время является в том или другом отношении вредным для человека, люди обыкновенно приписывают действию какого-нибудь нечистого духа (так как все они имеют свои специальные функции, или, вернее сказать, специальные районы своих действий), то все-таки это не уничтожает общей веры человека, что, во всяком случае, это дело «нечистого».

Впрочем, нельзя сказать, чтобы нечистой силе люди приписывали только вредные для людей проявления, причинение людям зла. Хотя все нечистые духи, по понятиям славян, сами по себе действительно являются существами злыми, но иногда они относятся покровительственно к тем или другим «приглянувшимся» им людям и оказывают своим любимцам различные услуги в их материальной жизни. Не говоря уже о том, что есть целый разряд лиц, которые являются как бы посредниками между людьми и нечистыми духами и у которых эти последние играют почти служебную роль, исполняя их всевозможные желания и прихоти, направленные большей частью, к вреду других людей. Но кроме этих лиц, находящихся в постоянном общении с нечистой силой, по понятиям людей, и всякому вообще человеку представляется возможность задобрить или умилостивить разгневанного почему-либо нечистого духа или заранее предотвратить этот гнев. Для этого существуют известные правила и обряды, которые можно назвать в некотором роде демонологическим культом.

По понятиям славян, происхождение нечистой силы заключается в следующем: вначале был Бог и только добрые ангелы. Но один из них, по прозванью Сатана, преисполнился зависти к Богу, и сам захотел быть таковым. Возгорелась борьба между ним и Богом, и окончилось тем, что Бог низверг Сатану в ил (болото), отчего Сатана с тех пор и стал называться Сатанаил. А его приспешники попадали с неба кто куда пришелся, и стали лешими, водяными, домовыми и прочей нечистью. Таким образом, нечистые духи завладели известными районами, в сфере которых и стараются всячески пакостить людям.

Ниже будут представлены различные обряды современных славян, показанные на примере Сургутского края .

а) Взгляды современных людей на различные церковные праздники и сопровождающие их обычаи и обряды

Святки, и в особенности канун нового года, являются временем гаданий молодежи о своей будущей судьбе. Рассмотрим главнейшие церковные праздники и периоды, начиная с крещенского сочельника.

Вечер крещенского сочельника люди называют «страшным вечером» и говорят, что в это время нужно особенно опасаться нечистой силы, которая, как бы встревоженная предстоящим водосвятием, начинает повсюду метаться и бросаться. Поэтому, придя из церкви, все окна и двери закрещивают углем или мелом. А принесенной из церкви святой водой, окропивши дом, непременно потом окропляют и скотину, потому что, по поверьям, если не окропить святой водой скотину и загородь, то в эту ночь нечистый «шибко» будет мучить скот и на завтра (в Крещение утром) его найдешь в мыле и в поту. Вместе с водой приносят также из церкви и свечку, которую еще в церкви опускают в воду и так в воде и держат все время. Эта свечка также имеет большую предохранительную силу от нечистых духов.

Также в крещенский сочельник люди всячески гадают и пытаются предсказать будущее.

На крещенье , после водосвятия, те, кто ходил на святках ряжеными, купаются в проруби, чтобы смыть с себя этот грех, так как ряженье старыми людьми считается большим грехом.

Следующим за Крещеньем праздником является Масленица - проводы зимы, которая сопровождается устройством «катушки» (ледяной горы) для молодежи и катаньем на лошадях вокруг города, в последние три недели со стороны более солидного люда. Люди пекут блины, сжигают чучело Масленицы. А в «прощенный» день (последний день масленицы) ходят «прощаться» к старшим, а также и на могилки к родственникам. После этого обряда масленица считается законченной.

Наступает великий пост. Из всех дней поста больше всего обращает на себя внимание великий четверг , который сопровождается разными обрядами и приметами, имеющими несомненную связь с нечистой силой. Например, в великий четверг, вставши рано утром, после умовения и пр., следует соскочить с трех ступенек крыльца или перескочить через три порога «взапятки» (задом): будешь весь год легким человеком, т. е. не будешь весь год хворать.

Благовещенье (25 марта) считается большим праздником. По поверьям в этот день «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет»… Точно так же спать с женой на Благовещенье считается большим грехом. Были случаи, когда попы накладывали епитимью на мужа, если в Рождество родился ребенок, так как в этом случае думают, что такой ребенок зачат на Благовещенье.

В первый день Пасхи, по поверьям, солнце на восходе «играет» - то увеличивается, то уменьшается. Многие будто бы видели это явление. Если девушка проспит Христовскую заутреню, это служит приметой, что ей достанется плохой муж. С первого дня Пасхи и до Вознесенья Христос ходит под окнами и слушает, что о нем говорят. Поэтому плевать за окно или выливать туда что бы то ни было, хотя бы даже чистую воду, нельзя: можно облить Христа.

В день Ивана-Купала собираются лечебные травы, устраиваются гулянья и гаданья.

б) Обычаи и обряды при рождении и крещении и относящиеся сюда суеверия и приметы

Еще задолго до наступления родов, женщины уже принимают некоторые меры предосторожности как для сохранения своей собственной жизни в период беременности и во время родов, так и, главным образом, для сбережения в целости своего ребенка. Беременным женщинам воспрещается перешагивать через оглоблю, голик или собаку, а равно и «пинать» собаку ногой - у ребенка может образоваться «кучерга», т. е. у ребенка будет болеть спина и гнуться назад. Также нельзя переходить через ноги беременной женщины, женщинам в положении нельзя сидеть на пороге. Беременным нельзя быть у покойника: ребенок умрет в утробе, и также нельзя быть свахой - по той же причине. За месяц или за два перед родами, приглашается бабка, которая «правит» живот и следит за нормальным течением беременности. Когда приходит время рожать, то прежде всего с женщины снимают рубашку, в которой она ходила, и надевают чистую, затем вычесывают у нее голову и волосы заплетают в косы, снимают серьги и кольца, разувают ее. Потом зажигают перед иконами свечку, которая горит все время. Как только родится ребенок и бабка уберет все за роженицей, причем «место» (послед) заворачивают в ветошку с краюшкой хлеба и зарывают в землю в подполье, бабка отправляется ко всем родным и знакомым и приглашает их к новорожденному «на чашку чая».

Пока ребенок не окрещен, в доме нельзя гасить огонь, а матери отворачиваться от ребенка на другой бок. Если новорожденный ребенок беспокоится - это дело нечистого духа, который, по мнению людей, часто подменивает ребят. В этом случае, значит, он подменил спокойного беспокойным.

При крещении ребенка наблюдают: если остриженные священником волосы ребенка, брошенные в купель, тонут - ребенок скоро умрет, а если всплывут наверх - будет долговекий. Когда бабка после крещения возвращается с ребенком из церкви, то какая-нибудь родственница новорожденного встречает их у порога дома и благословляет ребенка хлебом, после чего поднимает руку с хлебом вверх так, чтобы бабка с ребенком прошли под ним. От этого хлеба отрезают краюшку и кладут в люльку: ребенок будет спокойнее и, кроме того, хлеб предохранит его от разных напастей.

в) Свадебные обычаи и обряды

Устройство браков считается делом старших. Лишь только парень вздумает жениться или родные в тех или других видах найдут нужным его женить, собирается совет старших. На этом совете выбирается невеста. Затем на этом же совете старших выбирают сватьей.

С этого момента и начинаются свадебные обряды, которые открываются «сватовством», продолжаются «свиданьем», или «переводинами», и «девишником» и завершаются «пировьем».

Перед отправлением к венцу, жениха и невесту благословляют хлебом-солью и иконой. Жених становится посреди комнаты, а его родители, сначала отец, за ним мать, берут поочередно со стола икону и крестообразно благословляют ею жениха. То же проделывают и с хлебом. Вместе с родителями жениха благословляют и его крестные - отец и мать, каждый - со своей иконой. При этом жених кланяется им в ноги и целуется с ними. Затем жених отправляется к невесте. У нее тем же порядком происходит благословение, но не одной невесты, а вместе с женихом. Затем все едут в церковь. Впереди свадебного поезда несут невестину благословенную икону. Когда в церкви зажгут венчальные свечи, замечают, чья свеча больше сгорит, тот раньше умрет.

г) Обычаи и обряды в быту

· Как только выстроенный дом будет окончательно готов, назначается особый день для перехода и приглашаются гости. При этом в новых горницах пол устилается сеном, а у икон зажигаются свечи. Гости собираются в новом доме раньше хозяев и ждут их. Некоторое время собравшиеся молча и с торжественным видом сидят и ждут. Затем появляются хозяева, причем хозяин несет хлеб с солью и икону, а хозяйка - кошку, курицу и квашенку.

· При поездке куда-нибудь считается необходимым присесть на короткое время, причем в тот день, когда кто-то собирается в отлучку, не метут из избы, пока он не уедет и не пройдет после его отъезда часа или двух.

· Во время пожара вокруг горящего дома обносят икону, а в огонь бросают «петушиное яйцо», которое, по поверьям, петух несет перед своей смертью.

· Если потерялась собака, то нужно позвать ее по имени до трех раз через печную трубу в то время, когда из только что затопленной печки выходит первый дым, и собака явится.

· В полночь на Иванов день надо достать совершенно черную кошку, варят ее в котле. Когда кошку разварят до костей, начинают перебирать все ее кости перед зеркалом: возьмут кость, оботрут ее полотенцем, посмотрят через нее в зеркало и откладывают в сторону. Через некоторое время будто бы непременно дойдешь до такой кости, что когда станешь смотреть в зеркало, то ничего не увидишь - ни себя, ни кости. Эту косточку и берут: она имеет свойство скрывать человека вроде шапки-невидимки.

· Во время грозы зажигают свечи у всех икон и молятся Богу, при этом непременно закрывают трубу и выгоняют из дома кошек и собак, а на окна и в продушины кладут камни, т. к. думают, что через камень не может проникнуть в дом «Громова стрела».

д) Погребальные обряды и суеверия о мертвых

· Когда больной умирает, зажигают у передней иконы свечу, а на столе у постели умирающего ставят чашку с чистой водой.

· Когда человек умирает, то проходящие мимо того дома, где он лежит, легко могут заметить, как в переднем углу этого дома стоит кто-то в белом и как будто кого-то караулит… Это смерть поджидает свою жертву. Многие говорят, что видели ее «своими глазами».

· Люди очень боятся покойников и, чтобы не испытывать этого страха, употребляют такой прием: берут покойника за ноги и приговаривают: «Не я тебя, страх, боюсь, а ты меня, страх, бойся», и затем задом отходят к порогу. После этого покойник будто бы уже не будет больше внушать страх.

· Неотпетый мертвый слышит все, что происходит или говорится возле него, и лишь когда над ним в последний раз пропоют вечную память, опуская в могилу, он утрачивает всякое сознание.

· Если сделанный для покойника гроб случайно окажется длинным или если покрывало окажется длиннее гроба, это служит дурной приметой: умрет кто-нибудь из того же дома.

· Когда покойника вынесут из дома, то в передний угол, где он лежал, кладут камень.

· С кладбища обыкновенно все провожавшие тело умершего приглашаются на особое поминальное угощение, причем созывают также и нищих, которым подается три милостыни, например, три каравая, три пирога и т. д.

· В день поминок заказывают панихиду или обедню, ходят на могилы и причитают, а потом обычным порядком созывают гостей и нищих.

· Чтобы избежать тоски по умершим, берут с их могилок щепотку песка и кладут себе на грудь за пазуху.

· Вдовам не полагается носить серег. Как только умирает муж, жена сейчас же снимает с себя серьги и кольца.

· Относительно самоубийц говорят, что по своей воле человек никогда «не давится»: на него нападают черти. Но это может произойти только тогда, когда на шее у человека нет креста.

· Если покойник долго не гниет, то думают, что это или мощи, или проклятый матерью или Богом человек.

Древние славяне придавали большое значение предметам и живым существам, которые их окружали.

Наши предки обожествляли природу, стремясь найти в ней защиту и поддержку в сложном и суровом мире. А с помощью примет и поверий они старались обезопасить себя от всего пугающего и необъяснимого.

Многие славянские суеверия, приметы и поверья невозможно объяснить ни логикой, ни наукой, но, тем не менее, и в современном мире люди продолжают им следовать, храня в душе частичку суеверного страха.

Славянские приметы с объяснениями

Переезжая в новый дом или квартиру, нужно взять с собой старый веник. Это славянское поверье связано с тем, что под веником может жить Домовой, которого нужно перевезти на новое место. Также это делается для того, чтобы на выброшенный старый веник не наступили и тем самым не причинили вреда хозяевам.

Нельзя свистеть в доме, иначе денег не будет. На Руси к свисту относились отрицательно, поскольку считалось, что свист – это забава бездельников. К тому же, резкий звук мог напугать беременную женщину или ребенка. А еще этот звук ассоциировался со свистом ветра, который своими порывами может унести из дома добро и деньги.

Нельзя мыть или подметать пол сразу после отъезда из дома гостя или близкого родственника, – ему дороги не будет. По поверьям считалось, что это все равно, что вымывать, выметать, прогонять его из дома.

Если забыть что-то в чужом доме, – это примета к скорому возвращению туда. Этому славянскому поверью не требуется какого-то специального объяснения – если что-то забыли, то волей-неволей придется возвращаться.

Нельзя здороваться и прощаться на пороге, – это предвещает ссору. Объясняется это поверье тем, что древние славяне придавали особое значение порогу в доме, считая его мистической границей между внешним миром и жилищем.

Веник, стоящий в углу ручкой вниз, защищает от порчи и сглаза. Так наши предки призывали на помощь Домового и показывали врагам дома, что готовы их вымести вместе с мусором. Есть и еще одно объяснение этому суеверию: бережливая хозяйка всегда ставит веник ручкой вниз, потому что так он дольше прослужит.

Нельзя в доме держать разбитую или треснувшую посуду , – это примета к несчастью. Разбитая посуда, по славянским поверьям, может привести к разладу в семье, несогласию между родственниками. Кроме того, разбитая или треснувшая посуда опасна – ею можно пораниться.

Начали двери скрипеть – к несчастью. Это суеверие может быть объяснено тем, что входная дверь – это защита не только от чужих людей, но и препятствие для нечисти. Поэтому и воспринимался нашими предками ее скрип, как своего рода предупреждение.

Нельзя сидеть на пороге, – примета к болезни. Это поверье легко объясняется: сидя на пороге с открытой дверью, человек оказывается на сквозняке.

После заката Солнца мусор выбрасывать нельзя, – денег не будет, и могут обворовать. Суть этого поверья связана со страхом лишиться чего-то в темное время суток, когда начинает властвовать нечистая сила.

Незамужней девушке на подоконнике сидеть, – замуж не выйти. Древние славяне считали, что девица не должна выставлять себя напоказ. О той, которая только и делает, что на улицу смотрит, говорили, что у нее только одно на уме – женихов высматривать, да с парнями знакомиться.

Приметы древних славян про дом и семью

Нельзя целовать пятки маленькому ребенку – тогда малыш поздно пойдет и вырастет капризным и избалованным.

Чтобы роды прошли легко и гладко, роженице нужно надеть рубаху или куртку мужа.

Встретить женщину с пустым ведром – к неудачам и беде.

Свечки, которые молодые держат зажженными во время венчания, предсказывают, кто дольше проживет. Тот, у кого свеча будет гореть дольше и ровнее, переживет своего супруга.

Плохая примета втыкать нож в каравай – к беде.

Недоеденный хлеб и крошки со стола не выбрасывают. Их нужно отдать птицам, иначе голод в доме поселится.

Нельзя есть перед зеркалом и смотреться в него с наступлением темноты, – красота увянет.

В том доме, где кто-то умер, все зеркала нужно завесить плотной тканью, чтобы душа умершего не вернулась в мир живых.

Забытые славянские приметы

Нельзя стричься во время беременности, иначе ребенок родится мертвым. В современном мире эта славянская примета существует в другом варианте. Сейчас считается, что состригая волосы, будущая мама «подрезает» счастье малыша.

В новом доме в первую ночь запирают петуха. Сегодня же считается, что достаточно первой в новый дом впустить кошку.

Если из печки выпал кирпич, – это примета к худу.

После переезда в новый дом, целый год нельзя белить потолки. В современном мире эта славянская примета не рекомендует ремонтировать потолок до тех пор, пока не прошел год с момента новоселья.

Духи Приметы Славянские суеверия

Славянские суеверия


Трудно представить славянский фольклор без поговорок, пословиц, примет, заговоров, в основе которых лежат суеверия, пришедшие к нам из древних времен и, по сути, являющиеся мировоззрением наших предков, их способом выживания в среде интуитивного постижения природы.

Народные суеверия отличаются необычайной живучестью и приспособляемостью, передаются русскому человеку на генном уровне. Никакой мировой прогресс не повлияет на наше убеждение, что нельзя смотреть в разбитое зеркало, а для того чтобы не сглазить, надо обязательно сплюнуть три раза и постучать по дереву. Наверное, многим также знакома ситуация, когда, встретив на своем пути черную кошку, человек по крайней мере нерешительно приостановится, в большинстве же случаев прохожий непременно совершит нехитрый ритуал, гарантирующий избежание несчастья: возьмется за пуговицу, плюнет три раза через левое плечо, пройдет опасных участок дороги спиной вперед или просто подождет, пока кто-нибудь другой пересечет несчастливую линию.

Мир вокруг людей всегда был полон загадочных и необъяснимых фантомов, которые народ в своих рассказах изображал невиданными фантастическими существами, наделенными вполне реальными человеческими качествами. И эти существа не просто живут рядом с людьми в своем параллельном мире духов, но активно взаимодействуют с ними в повседневной жизни. Трудно представить крестьянский быт без домового, кикиморы, банника, овинника, а лес и водоемы - без леших, водяных, русалок. Человеческие страхи и опасения нашли воплощение в образах ведьм, колдунов, покойников и другой зловредной нечисти. Веру в защитников, покровителей, наоборот, олицетворяли духи добрые. Через все эти образы мы можем приоткрыть тайны духовной жизни, культуры, психологии наших, прадедов и даже лучше понять самих себя.




Васнецов- Алконост и Гамаюн


Алконост, птица Алконост, Алкион

Воплощение неизбывной светлой печали. Хозяйка хорошей погоды, управляющая ветрами. По пояс имеет образ человечий, а ниже - птичий. На лубочных изображениях предстает она с красивыми радужными крыльями, девичьим лицом, а голову ее венчает корона. Встречаются рисунки, где у нее кроме крыльев есть и руки, в которых она держит райские цветы или свиток. Живет Алконост на острове Буяне вместе с птицей Сирин (птицей Радости, Света). Считалось, что говорят они на человеческом языке, а пение их служит воплощением божественного слова, входящего в человеческую душу.

Возникновение образа птицы Алконост своими корнями уходит в древнегреческую мифологию, по которой Алкиона, дочь повелителя ветров Эола, узнав о гибели мужа, бросилась в море с вершины утеса, но боги, пощадив ее, превратили в птичку зимородка (греч. alkyon - зимородок). Муж ее был также оживлен и превращен в птицу, после чего супруги стали вновь неразлучны.


Древнегреческая скульптура из музея в Афинах

В русском фольклоре на протяжении длительного времени этот образ претерпевает ряд изменений, и Алконост предстает уже в ипостаси мифической райской птицы грусти и печали. По описанию с настенного лубка, поет она так, что "сама себя не ощущает", а кто ее услышит, тот обо всем позабудет, "тогда ум от него отходит, и душа его из тела исходит". Великое утешение и отдохновение несет пение Алконоста.

Светлый ее образ неразлучно связан с образом птицы Сирин. Обе они, являясь воплощением радости, нездешнего счастья и неизбывной грусти-печали, составляли единое целое в мироощущении наших древних предков. Необыкновенно прочувствованно изобразил этих сказочных птиц русский художник В. М. Васнецов в картине "Песни радости и печали".

А н ч у т к а

нечистый дух у славян, бес, водяной чертенок.
Анчутка - одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова A n c i u t e -"маленькая утка". Действительно, анчутка, чертик - существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает).

Согласно общераспространенным поверьям. нечистая сила, в том числе черт, "очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней" (Пащенко, 1905). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей. На Смоленщине анчутик - "странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, - обыкновенной им пугают детей и подростков." Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.


Баба Яга

Баба-ляга, дикая баба

Образ Бабы Яги, одной из главных героинь русских сказок, знаком каждому с детства. Она и ведьма, и колдунья, и приветливая хозяйка, употребляющая в пищу своих гостей, и в то же время может быть и помощницей (если кто приглянется). Живет обычно в дремучих, непроходимых лесах, в избушке, крутящейся на курьих ножках, но можно ее встретить и в деревнях, под видом простой женщины, имеющей семью, ведущей хозяйство. Она вечная старуха, которая и быть-то не была никогда ни девицей, ни молодицей. На вид уродлива, с одним торчащим зубом да костяной (железной) ногой. Одна нога Бабы Яги - признак змеиной породы. В сказках ее образ перекликается с образом Змеихи-мате-ри побежденного богатырем Змея, которая пускается на разные хитрости, лишь бы погубить героя. Обычно Баба Яга, как и змей, сторожит клад - злато, серебро, меч-кладенец и т.п. Любит загадывать загадки, неотгадавших съедает.


Баба Яга, как правило, всегда что-то прядет или ткет, подобно древнегреческим мойрам, и так же, как и они, обладает властью над судьбой, пророческим даром. В сказках она вручает героям клубок ниток, своеобразный путеводитель, который в конечном счете указывает дорогу к цели.



Васнецов Баба яга


Летает она в железной ступе. "Баба Яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает" На земле в это время бывает страшная буря, мор, падеж. Любит Баба Яга похищать людей и заставлять работать на себя: то ребенка нянчить, то воды натаскать, то баньку истопить да ее же и помыть, прясть, пироги печь. Любит кушать детей, заблудившихся в лесу или присланных к ней недобрыми мачехами. Правда, некоторые из них - Жихарько, Ивашка - оказываются сообразительней ее и сами зажаривают хитрую старуху.

В ряде сказок Баба Яга выступает как богатырша, располагающая "ратью-силой несметной", бьющаяся не на жизнь, а на смерть с добрыми молодцами. В этих случаях царство ее располагается под землей, где хранятся все несметные запасы добра, целые стада всякой живности и даже множество домов, в которых кузнецы, ткачихи, швеи готовят войско Бабы Яги. На лубяных картинках она часто изображается дерущейся со стариком или крокодилом. Стоит добавить, что именем Яги обычно называют злых, сварливых и некрасивых женщин.

Бабу Ягучастенько называют старой каргой- это заимствование у татар, по татарски Карга-ворона


Банник

Банная нечисть, банные лешие, банный хозяин, жихарь, шишок.
В женском обличье: байниха, банница, обдериха

Дух особый, живущий в бане, ее "хозяин". Как и домовой, привязан к конкретному месту и семье. Банник любит тепло, обитает поэтому под полком или за печью, оттуда часто слышится шум, вой, хохот и даже стоны. Как правило, невидим, но может, будто оборотень, показываться в различном обличье, к примеру, кошки, лягушки, маленькой собачки или белого зайчика, а захочет, и веником представится. Если же увидеть его в человеческом образе, то это страшный лохматый мужик, с очень длинными волосами, железными когтями.


Банный хозяин - дух недобрый, опасный. Неугодных ему запаривает, замучивает до смерти. Во многих областях и губерниях после третьего пара мыться уже не ходят, оставляют для мытья баннику вместе с водой и веником. Считается также, что нельзя мыться после захода солнца или поздно ночью. При входе в баню приговаривают: "Крещеный на полок, некрещеный с полка!"- а уходя благодарят: "Спасибо тебе, байнушко, на парной баенке". Чтобы умилостивить его, в новую баню всегда несли хлеб-соль и оставляли на полке. Коли была нужда переночевать в бане, спрашивали разрешения у банного хозяина. Если пустит, то значит, можно спать спокойно, он никому в обиду не даст, будет охранять от чужой нечисти.



картина Ф. Малявина


Баня являлась излюбленным местом гадания. По поверью, девушки могли увидеть своего суженого, если садились перед каменкой и смотрели в зеркало. Можно было узнать и каков будет будущий муж. "...Девушки... отправляются в полночь в баню, завернув подол на голову, обнажают ягодицы, пятясь, входят в баню и приговаривают: "Мужик богатый, ударь по ж... рукой мохнатой!" Если к телу прикоснется волосатая рука, жених будет богатым, если безволосая и жесткая, он будет бедным и лютым, если мягкая, у него будет мягкий характер".

Но любое гадание почиталось делом опасным, потому что банный хозяин мог погубить неосторожного гадающего.

Сама по себе баня считается местом нечистым, человек здесь очищается, смывает не только грязь, но и болезни, грехи. На банищах поэтому никогда ничего не строили. Банник, недовольный местом, где стоит баня, может наслать на людей недуги, которые тотчас проходят, если баню перенесли в другое место. Видеть банника или слышать его всегда было к несчастью. Козни его, зачастую немотивированные, всегда злы, а любое несчастье, произошедшее с человеком в бане, считалось его проделками.

Не случайно поэтому, как бы в противовес баннику, существует вера в банную матушку (бабушку).

Это добрый дух, обитающий в бане, лечащий от всех болезней и покровительствующий слабым и больным, а также роженицам и младенцам. Роды в крестьянских семьях происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке, которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго.

К доброму духу бани-целительницы призывали и тогда, когда надо было "смыть", излечить хвори. В крестьянском быту невозможно было найти лучшего лекарства от "болезней горячечных, простудных и воспалительных", чем баня с хорошим паром. Лечебные ее свойства известны с давних пор и до сего времени остаются весьма популярными.



Берегини

Изначально, по древнеславянским представлениям, Берегиня была великой богиней, матерью всего сущего, а сопровождавшие ее светозарные всадники олицетворяли собой солнце. Культ Берегини был связан с березой - символом добра и света.

Позднее берегинями стали называть девушек-духов, олицетворявших лесную и водную стихии, оберегающих человека, приносящих влагу и заботящихся об урожаях.

В поверьях они предстают в виде прекрасных крылатых дев, веселых и шаловливых, поющих зачаровывающими голосами. Ранним летом они легкими хороводами кружатся около рек и озер, резвятся в полях. Там, где ступали их легкие ножки, трава растет гуще и хлеб бывает обильнее. Они защищают человека от злых духов-упырей, спасают маленьких детей, упавших в воду, предсказывают судьбу. Существовали и берегини-бродницы, указывавшие путникам место, где расположен брод.

Славяне считали, что берегини держатся поблизости от человеческого жилья, но могут обитать по берегам водоемов или в березах. Во всяком случае, ритуалы, связанные с ними, совершались обычно на возвышенных, холмистых местах вблизи рек. Образ берегинь в поверьях тесно переплетется с образом русалок. Береза, как место их обитания, особо почиталась во время русалий - праздника русалок, устраиваемого наТроициной неделе. Но в отличие от своих водяных сестер берегини не причиняли зла людям, а, наоборот, покровительствовали им.

С давних времен на Руси женщины делали кукол-берегинь. В качестве туловища использовали березовое полено, на которое надевалась одежда. У куклы обязательно должна была быть большая грудь как символ материнства. Рукава одежды берегини, которая делалась для замужней женщины, завязывались; девушке же дарили куклу в одежде со свободными рукавами. На шею ей вешали свертки, символизирующие детей, сколько у женщины детей - столько свертков.

Блазня, блазень, морока

Наваждение, призрак, галлюцинация, который может проявиться во всяком месте и в любое время; может также вызывать беспричинное передвижение различных предметов, например в доме, где была ссора или скандал, блазня начинает сбрасывать с полок посуду, а на стол кидать различный мусор и хлам. Блазнить, блазниться - значит чудиться, мерещиться. "Ему все мертвецы блазнятся"; "Блазнит меня нечистый, в другой раз привиделся".

Блазень, блазня или морока - это призраки неопределенного облика, видения, миражи. Они могут быть бесшумными или, наоборот, проявляющими себя непонятно откуда доносящимися звуками, речью. Большого вреда не приносят, разве что пугают, беспокоят.



Блуд, манило

"Манило, он в лес манит" Б. Блуд - производная от слов "блуждать, блудить", иначе - сбиться с дороги, потерять направление. Это лесной дух, родственник лешему, любящий под видом старого знакомого заманить человека в неведомые места и заставить плутать. Причины этому могут быть разные, например пришедший в лес вел себя нехорошо, шумел или встал на дорогу лешего. Во многих областях, прежде чем в лес зайти, обращаются к лесным духа, чтобы оберегали и головы не морочили. От блуждания также помогает выворачивание наизнанку одежды, надевание ее задом наперед, переобувание.


Блудячий огонь

Огоньки, имеющие причиной своего возникновения явления сверхъестественные. По народным поверьям, они показываются в глухих лесах, на болотах, кладбищах, заброшенных строениях или в полях. Согласно описаниям, эти огни не греющие, светящиеся мерцающим голубоватым светом.

Повод появления блудячего огня может быть разный. Это и скитающиеся души умерших, требующие поминовения, и забавы нечистой силы, которая заманивает и губит людей, также они считаются верным признаком клада, который ищет своего хозяина.

Болотник, болотный леший, болото, болотяник

Дух, живущий на болоте, сродни лешему и водяному. По описанию, это существо с огромными лапами, с телом, покрытым шерстью, и длинным хвостом. Специализируется на заманивании и затаскивании людей в трясину.

Болото всегда было местом опасным, смутным, именно поэтому здесь, во владениях болотника, неизменно полно чертей и разной нечисти. "Было бы болото, а черти будут"; "Не ходи при болоте - черт уши обколотит". В поверьях новгородской земли говорится, что болотные духи по ночам зажигают огни в топях и завлекают всякий люд на погибель. Они также портят лес, растущий около болота, и брать его на постройку дома ни в коем случае нельзя.

Болотяник может появляться и в образе болотницы - женщины молодой или старой, коварной, увлекающей заплутавших в топи-трясины. "Кличут к себе путников на разные голоса и губят оплошавших". Ее описание в различных областях неодинаково: одни называли красавицей, каких в крещеном миру не найдешь, другие - старой и безобразной.

Болотниками часто именуется любая нечистая сила, обитающая на болоте и причиняющая вред людям. В народных поверьях образ болотника смешивается и наделяется схожими качествами с лешим, водяным, чертом.


Бука, букан, букушка

Наименование духа неопределенного, смутного облика, живущего в пустых строениях, в глухомани. Отсюда пошло порицание нелюдимого, мрачного человека: бука, букан, а о хмуром и угрюмом взгляде говорили - глядит букой. В преданиях разных областей образ буки перекликался с образами лешего, домового или овинника. Может жить на конюшне или в бане, покровительствовать хозяйству, как домовой дух, или, как леший, запугивать пришедших в лес, а может, как и овинник, глумиться, устрашать людей.

В русских поверьях XIX-XX веков бука становится таинственным, фантастическим существом, главное предназначение которого - пугать малых ребят. "Не ходи - бука съест", "Спи, а то бука заберет". По В. Далю он - "мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей".

Описание самого буки очень туманны: обычно это нечто волосатое, лохматое, с большущим ртом, длиннющим языком, не то ходит, не то катится. По ночам приходит в селения, крадет и кушает непослушных чад. Скорее всего, является олицетворением ночных страхов, опасностей, мороков.

Ведьма, ведунья, вещунья, вещица, колдунья

Это необычные женщины, обладающие особыми тайными знаниями и сверхъестественными способностями. Ведьмы могут понимать язык птиц и животных, владеют секретами приготовления лекарств и зелий, умеют летать по воздуху и оборачиваться кем им вздумается. По народным поверьям, ведьмы состоят в сговоре с нечистой силой, от которой получают свои познания и колдовские чары и используют их во вред людям. Считается, что колдуньи повинны в засухах, гибели скотины, что они могут украсть даже месяц, устроив кромешную тьму, они выдаивают коров, устраивают заломы в полях.

К ведьмам всегда относились с суеверным страхом, который своими корнями уходит в языческие времена. Отношение к ним тогда было особое, в самом названии "ведьма", "вещунья" присутствует корень "вед", "вещ", обозначающий владетельниц пророческого дара, умеющих врачевать, предвидеть будущее. Они были хранительницами языческих обрядов, традиций, как и волхвы. Поэтому в период распространения христианства на Руси их причислили к дьявольской, нечистой силе, что повлекло за собой гибель многих неповинных женщин, обвиненных в ведьмачестве. Им ставили в вину любой голод, неурожай, эпидемию, стихийное бедствие. Проверка заподозренных в колдовстве осуществлялась водою: их связывали веревками, привешивали на шею тяжелый камень и бросали в омуты. Если женщина была неповинна в чародействе, то она тут же тонула, если же это была ведьма, то вода отказывалась ее принимать, оставляя плавать на поверхности вместе с камнем. После сей процедуры с первых снимали все обвинения, а вторых тут же казнили, причем делали это коллективно, чтобы некому потом было мстить.

Существует также деление ведьм на "природных" и "ученых". "Природные" рождаются у ведьм-матерей и получают свои знания по наследству. По некоторым сведениям, они могут появляться в семьях, где родилось подряд девять девочек, а десятая и будет колдуньей, или ею окажется тринадцатая по счету девица от двенадцати подряд девиц одного поколения. Отличительная особенность "природных" ведьм - это наличие маленького хвостика, слегка загнутого и не пропадающего даже при превращениях. Считается, что они более добрые, чем "ученые", и могут иногда даже помогать людям.

"Ученая ведьма хуже прирожденной". Она получает свои познания и умения, сознательно переняв их у ведьм или вступив в соглашение с нечистой силой. Для этого она отрекается от всех своих сородичей до двенадцатого колена и проходит ряд испытаний. Ведьмы "ученые" слывут бешеными, злыми, являются женами чертей.
Распознать колдуний можно несколькими способами. Например, их великолепно чувствуют собаки и кошки-первенцы или по необычному взгляду, в котором проскакивают огневые искры, дом ведьмы узнается подыму из трубы - он всегда будет идти против ветра. По поверьям, умирают колдуньи в страшных мучениях, пытаясь передать кому-нибудь свои знания, и горе тому, кто возьмет у них из рук в этот момент любую вещь - с ней они обязательно вручат и свой ужасный дар. Считается, что после смерти ведьмы мстят своим обидчикам и могут заесть до смерти.

Ведьмы для своих полетов оборачивались дымом, тучей, птицей (в большинстве случаев - сорокой), могли летать с помощью специально приготовляемой мази, которой натирали все тело. В качестве транспорта использовали помело, ухват, веник, хлебную лопатку, однако особо популярными были поездки ведьм на человеке, превращаемом в лошадь. Наутро этот несчастный ничего не помнил, только чувствовал себя разбитым.

В другом варианте, человек, обладающий исключительными силами, сам становился наездником на ведьме-лошади. Это, как правило, завершалось замужеством укрощенной ведьмы. Подобную тему мы можем проследить в сказке П. П. Ершова "Конек-горбунок", в начале которой повествуется о старике и его трех сыновьях, живших тем, что "...сеяли пшеницу да возили в град-столицу..", но "...кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить..." ("шевелить", "устраивать заломы" в полях - излюбленное действо ведьмы). Тогда было решено изловить вора. В третью ночь дежуривший младший Иван "...посмотрел под рукавицу и увидел кобылицу..." (смотреть на ведьму просто напрямую нельзя - околдует), затем, не долго думая, "к кобылице подбегает, за волнистый хвост хватает и прыгнул к ней на хребет - только задом наперед..." (обуздать, укротить ведьму можно только "нетрадиционным" способом, подобно тому, как от нечистой силы помогало одевание одежды наизнанку и тоже задом наперед). Естественно, что кобылица хочет взять верх над Иваном, сбросить его, "...но Иван и сам непрост - крепко держится за хвост..." (совладать с ведьмой дано лишь исключительным людям). Наконец кобылица сдается: "...Коль умел ты усидеть, так тебе мной и владеть... По исходе же трех дней двух рожу тебе коней... Да еще рожу конька ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами... он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет, в голод хлебом угостит, в жажду медом напоит..." Дети, рожденные от ведьмы, могли быть и обычными, наподобие первых двух коней, и обладать тем же даром, что их мать, как конек-горбунок, без которого Ивану и выжить-то было невозможно, и подвиги великие совершить.

Однако образ колдуньи-помощницы встречался гораздо реже, чем образ колдуньи-губительницы. Она становится героиней, олицетворяющей собой все беды, злоключения, подстерегающие и преследующие людей.

В таком качестве ведьма делается необходимым и незаменимым персонажем славянского фольклора, в котором, как тень не бывает без света, так и добрые положительные герои находятся в неразрывной связи с силами темными, зловредными.

Ветер, ветреник, ветросная сила

"За ветром в поле не угонишься"; "Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?"; "Ветер взбесится и с бобыльей избы крышу сорвет".

В народных рассказах ветер всегда выступает как живое существо, как дух, с ним связанный. Ветер не наделяется конкретным обликом, но описание его всегда сопровождается отображением качеств, делающих его одушевленным. "Без рук, без ног, по полю рыщет, поет да свищет, деревья ломает, траву к земле пригибает".

Ветер непредсказуем и вездесущ. Его природа двойственна: он может выступать как охранитель, помощник и освободитель, но вместе с ним приходят также и болезни, порча, мор. У славян даже эпидемии называли "поветриями", источником которых служил "дурной ветер". По нему также можно было передать сглаз. Считалось, что от этих "ветреных" недугов помогают заговоры ("С ветра пришло, на ветер и пошло"), чеснок, обливание водой, окуривание дымом.

О благоприятных ветрах говорилось, что они посылаются ангелами, что это добрые существа, живущие в лесах или горах. На лубочных картинках они изображались обычно в виде младенца, дующего в трубу. И наоборот, вихри, ураганы, другие разрушительные ветры - это злые демоны, духи. В Тамбовской губернии существовало поверье о трех сестрах, свирепых ветрах - Буре, Метели, Вьюге и их старшем брате - Вихре. Они носят ведьм выдаивать чужих коров, заметают следы нечистой силы, на них катаются во время чертовых свадеб.

В русском фольклоре часто встречается обращение к ветру как к помощнику. Особенно это было актуально для местности, где есть выход к морю, ведь от попутного ветра зависело многое: это и удачный промысел, и благополучное путешествие. Здесь он почитался особо. Его молили, чтобы был милостив, не задерживал возвращающихся рыбаков, подносили и бросали в воду хлеб-соль на поветерь (попутный ветер).

Особая дружба с ветром была у мельников на ветряных мельницах. Когда начинался обмолот, они старались заручиться поддержкой ветра, "пускали на ветер" муку, одаривали ею просящих. Во многих губерниях считалось, что если при молотьбе не подать ничего беднякам, то ветер возьмет в десять раз больше.

К ветросной силе призывали также в любовных заговорах, дабы наслать тоску сердечную на милого друга. Ветер везде бывает, все знает. В пушкинской сказке о спящей царевне он единственный, кто в состоянии помочь королевичу Елисею отыскать его невесту(с этой задачей не справились ни солнце, ни луна).

В народных поговорках и сравнениях отражено отношение к изменчивому, непостоянному ветру. "Ветром подбитый" - говорят о ненадежном человеке; о расточительном - "все на ветер спустил"; об излишне угодливом - "откуда ветер дует, туда и он". С холодным ветром сопоставляли человеческую жестокость, черствость, с теплым ветерком - милосердие, доброту.

Вещица-сорока

Один из обликов ведьмы - птица-оборотень. В народных поверьях часто повествуется о превращении колдуний в сорок для избежания наказания; к примеру, бытует рассказ об Иване Грозном, который решил извести в своем государстве всех ведьм, для этого повелел собрать их по всем областям, привезти на площадь и сжечь. Когда пламя дошло до колдуний, повалил черный дым и из него стали вылетать сороки. Это ведьмы, превратившиеся в птиц, ускользнули от расправы. Царь в гневе послал им проклятие оставаться до конца дней в облике сорок. С тех пор так они и летают по белу свету, но вблизи Москвы их не увидишь, туда им путь заказан.

В своем любимом сорочьем обличье ведьма занимается обычными делами: наводит порчу, выдаивает коров, летает на шабаши. Еще одним занятием именно ведьмы-сороки является похищение еще неродившегося ребенка из чрева матери, заменяя его краюшкой хлеба, голиком, головнями или льдом. Проникают они в дом, как другая нечисть, через трубу. По рассказам, женщина, к которой прилетали ведьмы-вещицы, не могла даже пошевелиться и позвать на помощь. Средством, оберегающим беременную, может служить пояс мужа или другие его вещи.

Образ сорок-вещиц в поверьях перекликается с болезнями, подобными лихорадке и приносимыми ветром. Вещицы - также предсказательницы судьбы, предвестницы несчастья. В русских загадках птицей-вещицей (вестницей) часто именуется смерть.

Водяной

Воденик, водовик, водяной дедушка, водяной леший, водяной хозяин, водяной царь

Дух, живущий в воде, хозяин водной стихии, повелитель, утопленников. Водяной - один из самых распространенных персонажей русского фольклора. Он недобрый, опасный, требующий постоянных откупов и жертв. Обликом походит на старика огромного роста, покрытого мхом, травой болотной, с длинными волосами, которые постоянно расчесывает. "Нагой или косматый, бородатый, в тине, иногда с зеленой бородой"3. Другое традиционное обличье водяного - рыба, как правило, это щука либо налим. Ведет себя эта рыба необычно, например, может говорить человеческим голосом и откупаться от человека, ежели тот нечаянно ее выловил (классический образчик - щука из сказки "По щучьему велению"). Конем для водяного хозяина служил сом, поэтому во многих губерниях не едят сомов, как чертову рыбу. Часто предстает водяной человеком с рыбьим хвостом, и тогда имя ему - навпа или павпа. Может обернуться и птицей, живущей на воде: лебедем, гусем, селезнем.

На дне глубоких водоемов, особенно омутов, у водяных роскошные дворцы-хоромы, полные сокровищ, в коих они и обитают вместе со своими женами и детьми. Держат они также коров, которых летом выгоняют пастись на берег. Подходить к такому стаду опасно - могут забрать в прислужники к хозяину, но если успеть обойти его с иконой, то можно захватить коров водяного.

В каждом ручейке, речке или озере есть свой водяной или даже несколько. В особенных же, глубоких озерах, на местах провалившихся селений обитает водяной царь, которому подвластны простые воденики. Ему обязательно кланялись рыбаки, когда проплывали по таким водоемам.

Зимой водяной не страшен - как большинство природных духов, он уходит на зиму в свое подземное жилище. Входом в подземное царство служит отверстие на дне, имеющееся в любом озере или реке. С земли туда можно попасть через расселины и провалы, служащие местом обитания всякой нечисти. После зимовья, которое заканчивается в апреле, водяной голодный и злой, поэтому ему обязательно приносилась жертва, как правило, это были лошадь, петух, мед, хлеб, масло. При этом приговаривали: "На тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби и жалуй нашу семью".

Водяной хозяин любит подношения, они ему необходимы. По сложившимся у крестьян представлениям, любые несчастья на воде рассматривались как проделки водяного, его желание получить жертвенные дары. У древних славян приняты были даже человеческие жертвоприношения. Топили обычно женщин и младенцев. В былине о Садко морской царь требовал с мореплавателей отдать ему корабельщика, и выбор делался по брошенному жребию. Рыбаки традиционно в качестве угощения подносили водяному первую пойманную рыбу или часть улова. Водовик всегда следил за порядком в своих владениях, за соблюдением определенных правил, и относиться к нему надо было с уважением. Шумным и непочтительным он ни за что рыбы не пошлет, будет рвать и путать сети.

Особые отношения у водяного сложились с пчеловодами и с мельниками водяных мельниц. По поверьям пчеловодов, первые пчелы некогда отроились от лошади, загнанной водяным и брошенной в трясине. Закинув туда сети, рыбаки вытащили улей с пчелами. С этого момента водный хозяин считался покровителем в пчелином деле, и его задабривали тем, что топили в болоте лучший улей или первый медовый выгон. Любовь водяного к меду объясняется тем, что это был древний хмельной напиток, а, как все лешие, он слыл отчаянным пьяницей.

С водяным связывают и появление первой мельницы. На каждой мельнице был свой водяной, который следил за ее работой и исправностью. Мельник же с водяным должен был водить дружбу, иначе мельничное колесо будет постоянно останавливаться, а весной, устроив сильный разлив, водный хозяин и вовсе мог разорить постройку. Поэтому ему подносили оброк в виде муки, хлеба, водки, под порогом мельницы зарывали лошадиный череп или черного петуха.

Активность водяного связана с календарным и лунным ритмами. Самыми опасными днями для купания считались Иванов (24 июня), Петров (29 июня) и Ильин (20 июля) день, также нельзя было купаться в полдень и после захода солнца. Ночью водяной может появиться даже в воде, принесенной в дом, поэтому по ночам старались не пить.

В целом водяной хозяин считался не столько злобным, сколько требовательным и изменчивым, как и стихия, в которой он властвовал. Главным же средством охранения служило осмотрительное поведение на воде.

Волкодлак, волколак

Оборотень, человек-волк; им может быть колдун, который не только сам превращается в волка, но и обращает других людей. Вера в волкодлаков была распространена у многих славянских народов. По свидетельству Геродота, каждый из невров (предки славян) обязательно, хоть на несколько дней в году, становился волком, что, скорее всего, говорило о сложившемся обряде почитания этого зверя.

Считалось, что люди, наделенные магическими способностями, могут превращаться в волка, перекинувшись через нож или топор, воткнутый либо в пень, либо просто в землю. Возвратить человеческий облик можно, перекинувшись через тот же предмет, но с противоположной стороны. Если же унести данный нож или топор, то человек навсегда остается в волчьей шкуре.

Издревле славяне приписывали волку обладание особенными, сверхъестественными свойствами. Принимать его вид могли только исключительные, сильные колдуны и люди. Этой же способностью были наделены легендарный князь Всеслав ("Слово о полку Игореве") и былинный богатырь Вольх Всеславьевич. В Древней Руси также верили, что волкодлаки, оборотясь тучами, могут заслонять солнце и луну.

В более поздних поверьях ведьмы и колдуны, принимая вид волков, обычно преследуют цель навредить людям: заедают скотину, нападают на спящих людей, загрызают одиноких путников. Также становятся распространенными рассказы о людях, ставших жертвами невольного превращения в волков, причем это могли быть целые свадебные поезда. У А. Н. Афанасьева повествуется об одной облаве, устроенной охотниками, где были убиты три волка, когда же с них были сняты шкуры, то под первой из них обнаружили жениха, под второй была невеста, третья покрывала музыканта со скрипкой.

Обратить человека чародей мог с помощью той же наброшенной на него волчьей шкуры, заговоренного ремня или даже мочала. Такие оборотни не боялись людей, а, наоборот, тянулись к человеческому жилью и даже по-своему просили помощи. "Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ". Сырое мясо, брошенное ему, он не принимал, но с жадностью набрасывался на хлеб. Прежний же облик волкодлак обретал либо по желанию самого колдуна, либо по истечении заклятия, либо если какая-нибудь "добрая душа" догадается накрыть его человеческой одеждой. "На память" у такого человека оставался слева на груди кусочек шерсти.

Защитой от злобного волкодлака, заедающего людей по ночам, мог служить чертополох под подушкой спящего; по этой же причине крестили изголовье, не снимали головного убора.


Волхв, волховит, волхун

Ведующий, знающий старец, знахарь, кудесник, чародей. Волховать - значит "волшеб-ничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведьмовать, заговаривать, напускать, шептать".

Волхвы являются одним из древнейших образов славянского фольклора. В незапамятные времена были они ведунами, магами, хранителями традиций и тайных знаний, как, например, известный всем из летописей волхв, предсказавший смерть Вещему Олегу. Волхвы - особые колдуны, влиявшие на судьбу государства и народа. Сверхъестественными качествами волхвов наделялись и некоторые избранные князья, в частности Всеслав Полоцкий. В былинах упоминался также богатырь Вольх Всеславьевич, имевший способности волховитов к оборотничеству. Влияние волхвов на сознание людей было настолько велико, что даже в XI-XII веках, на Руси продолжали вспыхивать восстания, инициаторами которых были эти всесильные кудесники.

После принятия Русью христианства волхвы были объявлены пособниками дьявола, их преследовали и казнили. Само название "волхв" стало употребляться в негативном смысле наряду с колдунами и ведьмами. Распространилось мнение, что волхвы насылают несчастья, порчу, болезни. Во многих заговорах они упоминаются как источник опасного влияния. "Крестом я ограждаюсь от колдуна, от колдуницы, от волхвов и от волхвиц" - заговаривали в Вятской губернии.

Но, несмотря на это, в последующие времена отношение к волхвам оставалось не как к обычным второсортным чудодеям, а как к носителям древнего книжного знания, загадочным обладателям силы, позволяющей повелевать стихиями и судьбами людей.

Гамаюн, птица Гамаюн

Это птица вещая, все ведающая, все знающая. Живет она в глубинах морских, летает в поднебесье. Лицом и грудью походит на женщину. К мудрой птице Гамаюн обращаются за советом или с просьбой поведать о прошлом или о будущем. Но свои тайны она поверяет только добрым и искренним людям. Крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

В отличие от Сирина и Алконоста она пришла на Русь не из Древней Греции, корни ее можно найти в иранском фольклоре, в котором птица Гамаюн предстает хитроумной и мудрой настолько, что ее имя входит в титулы восточных правителей ("гамаюну подражателю...").

У славян птица Гамаюн также пользовалось большой популярностью. Она воплощение Белеса - бога мудрости, знающая и хранящая тайны сотворения мира, рождения богов и людей. Посланницей держателей мира прилетает она к людям и пропевает древнюю книгу "Песен". "Птица вещая, птица мудрая, много знаешь ты, много ведаешь... Ты скажи, Гамаюн, спой-поведай нам..." - "Ничего не скрою, что ведаю..."

На многих дошедших до нас изображениях райской птица Гамаюн она безногая, находящаяся в вечном полете. Этот полет имеет особый смыл. Летящая птица Гамаюн - провозвестница счастья, удачи; если кому на голову повеет, быть тому владыкой. Но горе случится, если она прервет свой полет. В "Книге Естествословия" говорится: "а егдаже падетъ на землю, тогда падениемъ своим провозвещаетъ смерть царей или королей, или коего князя самодержавна". Птица-вещунья Гамаюн никогда не изображалась вместе с двумя другими райскими птицами - Алконостом и Сирином. Она всегда одинокая, знающая и ведающая судьбы мира, судьбы человеческие. Именно такой изображает ее художник В. М. Васнецов, а глубоко потрясенный его картиной А. Блок посвящает птице Гамаюн стихотворение, в котором есть следующие строки:

На гладях бесконечных вод.
Закатом в пурпур облаченных,
Она вещает и ноет,
Не в силах крыл поднять смятенных...

Горный, горный батюшка (старец, хозяин)

Дух, хозяин подземных недр, строго следящий за подземными разработками людей. Вера в него была распространена там, где обычно находились прииски и рудники: на Урале, Сибири, Алтае. В тех краях его величали не иначе как "горный батюшка - хозяин земли".

Горный показывается обычно старцем огромного роста с волосами и бородой в прозелень. Распознать его можно и по особенному взгляду, горящему, как подземные камни-самоцветы. Появление горного хозяина сопровождается шумом, ветром, свистом. Он своенравен, любит пошутить, поозорничать, к примеру, принять облик знакомого горнодобытчика или начальника шахты. Чтобы задобрить его, знающие люди делали подношения в виде водки, табака.

По поверьям, горный собирает и сторожит богатства земли, показывая их только приглянувшимся ему людям. Тех же, кто не понравился, он прогоняет, преследует. Появление его на приисках, как правило, означает беду, он также может предупреждать об обвалах и оказывать помощь. Здесь образ горного старца перекликается с образом Хозяйки Медной горы из бажовских "Уральских сказов".

Гуменник, гуменный хозяин

Домовой дух, обитающий на гумне. Гумном называли крестьянскую хозяйственную постройку, в которой обмолачивали хлеб. Непочтительное отношение к гуменнику, работа в неурочные дни влекли за собой пожары, уничтожавшие урожай. Поэтому его почитали, подносили дары, например, на Покров принято было ставить на току ведро пива для гуменного хозяина. Он, как овинник и домовой, являлся охранителем хозяйства, достатка семьи.

Показывался гуменник в виде гуся или черного барана. Мог предстать неким мохнатым существом с горящими глазами. По мохнатости его можно было судить о достатке хозяина - "Гуменник мохнат - крестьянин богат". Так же и в гаданиях, ежели погладит голой лапой, то к худу, ежели лохматой - к добру.

В Архангельском крае на гумне обычно узнавали о будущем урожае. Если в новогоднюю ночь там слышатся шум бросаемых снопов, стук молотильных цепов - приходящий год будет урожайным, тишина же предсказывала недород, бедность. Верили также в то, что, если мужик будет водить дружбу с гуменником, он будет доставать хлеб для него невесть откуда и закрома всегда будут полны.

Домовой

Домовой хозяин, домовик, доможил, батюшка-домовой, суседко

Дух дома, его хозяин, в ведении которого находились жилые и хозяйственные помещения. Домовой пользуется у людей особой любовью, он член семьи, старший в доме, предок, дух домашнего очага. По крестьянским представлениям, ни один дом не может стоять без домового. Он является во всевозможных качествах и обликах, обладает различными способностями. Домовой хозяин следит за скотиной, за порядком в доме, предсказывает будущее, охраняет благополучие семьи.

Показаться домовой может кем угодно, он настолько многолик, что невозможно сказать, каков он на самом деле. Одни люди видят его лохматым страшилищем, другие - седым стариком, зимой и летом ходящим в меховой шапке, третьи - мужиком, кормящимся кошкой (ее особо любит домовой), собакой, свиньей, петухом иль мышью. Но, наверное, чаще всего домовой любит представляться кем-нибудь из старших членов семьи. Он знает-ведает судьбу каждого человека, живущего в доме, но есть у него любимцы, которых предупреждает он об опасностях, по которым плачет, тоскует, если случится с ними несчастье.


кустодиев- купчиха и домовой

Нравится домовому и пошутить и попроказничать: срывать с людей и бросать на пол одеяло во время сна;

стучать в подполе; переставлять, переворачивать посуду; щекотать или щипать спящих, а то и вовсе начать душить их, правда, он никогда не делает это до смерти. Помогает в таких случаях русская брань. Подобные действия домового никогда не принимались всерьез. Происходили они, как правило, в домах, где жили недружно, ссорились. В семьях, где царило согласие, домовик, наоборот, ночью доделывал за хозяев работу, ухаживал за скотиной. Поэтому и говорили: "Домовой по двору".


Батюшка-домовой может выступать в роли охранителя и спасителя членов семьи, например, разбудить во время пожара заснувших людей, предупредить о несчастье, ему приписываются чудесные спасения детей, оставленных во дворе без присмотра. В Калужской области бытовал рассказ о мальчике, упавшем в разобранный колодец и спасенном домовым, который под видом дедушки подхватил его и держал над водой, пока мать с отцом не хватились и не вытащили дитя.

Излюбленные места обитания домового - это печь, темные углы, подполье, чердак и, конечно же, хлев. Известна большая любовь суседко к домашним животным и в особенности к лошадям. Покровительство его выражается тем, что скот ухожен, сыт и здоров. Понравившуюся ему лошадь домовой сам кормит, поит, подгребает к ней сено, заплетает хвост и гриву, если же она не приглянулась ему, то будет изводить, обижать лошадку, сбивать гриву в колтуны, кататься на ней по ночам, пока не загоняет. Таких коней старались побыстрее продать, пока не погибли. Чтобы умилостивить суседку, ему дарили подарки: хлеб, блины, цветные лоскутки, монетки. Дары относили в сени, засовывали под стрехи или клали в подпечек. В Курской области в семьях после ужина всегда оставляли на столе немного еды для домового. По большим праздникам он получал и более щедрые подношения.
Крестьяне стремились поладить с домовым, заключить с ним договор дружбы, ведь лучшего хозяина, чем добрый суседко, на свете не сыскать. Он будет заботиться о любой мелочи, смотреть за овином и амбарами, огородом и хлевом. Мужику, заручившемуся его хорошим отношением, будет постоянно сопутствовать удача, он и покупать будет дешевле, и продавать с большей прибылью, чем другие. Верили также, что от домового можно получить неразменный рубль.

При переезде в новый дом обязательно звали с собой домового. Брали хлеб и соль, вносили во вновь отстроенную избу, приговаривая: "Хозяин, батюшка, пожалуй к нам на новое поместье". В Пензенской области домового переносили на новое место в мешке. В Ярославской его переманивали горшком каши.

Существовало также поверье в домовую хозяйку (домовиху). Она - жена домового, живущая в подполе и помогающая ему хозяйничать. "Царь-домовой и царица-домовица, примите нашу хлеб-соль",- говаривали в Смоленской губернии. Домовиха заканчивает недоделанную женскую работу, ведает судьбой хозяйки дома. Невзлюбивши семью, она путала пряжу, тупила ножи, разбрасывала посуду. Ее, как и домового, задабривали подарками и если переезжали, то приглашали с собой.

Дьявол, сатана





Злой дух, главенствующий над чертями, бесами. Образ дьявола пришел в русские поверья из христианства. Согласно библейскому учению, дьявол первый из восставших против Бога ангелов. За это он был сброшен с неба и провалился под землю, где теперь находится его царство. Общепринятое описание сатаны представляет его как человека огромного роста, могучего, темного, с низким хриплым голосом и глазами разного цвета, он может прихрамывать и иметь способности к оборотничеству.

Сфера деятельности дьявола весьма разнообразна. Он выступает и как помощник Бога, и как соблазнитель Евы, по его наущению Каин убивает Авеля, а созданная им мышь пытается испортить ковчег Ноя. Дьявол - создатель болезней, особенно психических недугов, его наваждение заставляет людей совершать самоубийства, пьянствовать. В его ведении находится и плотская любовь, ради которой человек может заложить душу, обречь себя на гибель. Искушая людской род, заставляя его проявлять самые нелицеприятные и дурные стороны своей натуры, сатана стремится к разрушению созданного Богом мира. Особенно усердно пытается соблазнить дьявол монахов и людей высокого духовного уровня.


В своем адском подземном царстве дьявол управляет всеми чертями, бесами, сторожит грешников, определяет им наказания. По вологодским представлениям, дорога в ад начинается от Давидова дома в Старом Иерусалиме. Отношение крестьян к дьяволу было двойственно. С одной стороны - это враг рода человеческого, идущий против Бога, но враг очень сильный, и борьба с ним едва ли возможна, поэтому разумнее было его не раздражать и даже задабривать. В некоторых губерниях ему ставили свечки, а отдельные богомазы сначала рисовали на доске изображение дьявола, после чего доску опять грунтовали и поверх писали святых. Считалось также, что с дьяволом можно заключить договор, получить от него различные блага, а потом отказаться платить по счетам, отстояв в церкви три ночи подряд. Но подобные игры с дьяволом были всегда опасны и заканчивались в большинстве случаев весьма плачевно.

Оберегами от дьявольских козней служил чертополох, а также трава прострел. Творили также крестное знамение, курили ладан, молились.

Злыдня, злыдни

Маленькие невидимые злые духи, носители горя и напастей, олицетворение беспросветный нужды и бедности. "Времена переходчивы, а злыдни общие". Живут обычно за печкой, не по одному, как домовые, а целыми сообществами. На семью, в чьем доме поселятся злыдни, обрушиваются всевозможные злоключения и несчастья. Какой бы ни был достаток, в доме все идет "на ветер", все пропадает, гниет, портится, и вместо довольства наступает скудость и разорение.

Злыдни олицетворяли собой несчастливую судьбу, злой жребий. "Деньги идут к богатому, а злыдни - к убогому". В доме они селились обычно за печкой; любили внезапно вскочить на плечи человека и ездить на нем. Но, выказав определенную находчивость, человек мог их все-таки переловить и запереть в каком-либо помещении или сосуде.

В сказках обычные спутники злыдни - это горе (журба) и лихо одноглазое. Они неразборчивы, привязываются к тому, кто первый попадется на дороге, но уж если привяжутся, то уйти от них нелегко, так и приходится мыкаться с ними человеку.

Злыдни своим постоянным преследованием людей, вмешательством в их дела, неутомимым желанием повернуть их жизнь к худшему походят на злых эльфов или кобольдов из германских преданий.

Змей, Змей Горыныч, Змей огненный, Змеичище, Полоз