Как правильно входить в церковь. Путь к Богу: как начать ходить в церковь С какой молитвой входить в храм

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕК, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ЦЕРКОВЬ?МОЛИТВА ПО ПУТИ В ХРАМ.

Диакон о.Алексий

СОБИРАЮЩЕМУСЯ В ЦЕРКОВЬ

— ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЧЕЛОВЕК, СОБИРАЮЩИЙСЯ В ЦЕРКОВЬ?
— Во-первых, если это происходит утром, каждый верующий человек, поднявшись с постели, прежде всех дел должен возблагодарить Господа Бога за то, что Он даровал ему возможность провести эту ночь в мире. Кстати, это касается и всех остальных дней: мы не только можем просить Бога о милости, но и обязаны благодарить за них постоянно, причем независимо от того, даны они нам или нет. Во-вторых, и это также касается всех христиан, нужно прочитать утренние молитвы. И наконец, что уже непосредственно относится к тем, кто решил посетить храм, нужно привести в порядок свои мысли и тело. Человек должен забыть все плохое, изгнать все худые мысли, вспомнить о смирении, о котором следует помнить постоянно, примириться со всеми его опечалившими. Нужно позаботиться загодя и о своей одежде. Женщинам ни в коем случае нельзя приходить в церковь в брюках или коротких мини-юбках, с непокрытой головой или яркой косметикой на лице. Человек должен помнить, что он идет в храм — дом Божий, а не в театр или на концерт. На груди обязательно должен быть нательный крест, освященный в православной церкви.

— А ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ ВЕРУЮЩЕГО ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА?
— Праздник. Каждое посещение храма для христианина — это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно ко Христу, дающему нам и в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением. Бог близок к человеку всегда, человек же не всегда близок к Нему в силу своих житейских проблем, невнимания, рассеянности, неисполнения заповедей Божиих. Что такое церковь? На этот вопрос лучше всего ответить словами Самого Спасителя. Христос говорит: "Где двое, трое собрались во Имя Мое, там есть среди них и Я". То есть два, три верующих человека — уже Церковь Христова. Ведь Церковь это не здание, а именно духовное состояние человека, мистическое Тело Христово, и глава Церкви — есть Христос. А все мы, люди — члены этого тела.

— МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ПЕРЕД ПОСЕЩЕНИЕМ ХРАМА?
Утром — Нет. Помимо той подготовки, о которой мы с вами уже говорили, человек, собирающийся в церковь, должен знать, что это следует делать натощак. Более того, если он идет, чтобы причаститься Святых Божественных Христовых Тайн, то до этого следует, как минимум, неделю поститься, а накануне, с двенадцати часов ночи, нельзя пить или принимать пищу вообще.

КАК ЧАСТО СЛЕДУЕТ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ?
— В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники. Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших, сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.
— Что же, вернемся к нашей теме. Человек уже готов выйти из дома, привычно берется за портфель, сумку. И тут возникает попутный вопрос:
МОЖНО ЛИ ВХОДИТЬ В ХРАМ С СУМКАМИ?
— Ну отчего же нет? Можно, конечно. Только когда верующий подходит к Причастию, следует отставлять сумку в сторону, поскольку в этот момент обе руки нужно крестообразно сложить на груди.

— А СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ОСОБАЯ МОЛИТВА ДЛЯ ИДУЩЕГО В ЦЕРКОВЬ?
— Да, и христианин должен произнести ее про себя по пути в храм. Вот она:
"Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой; да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь" .

КАК ПРАВИЛЬНО ВОЙТИ В ХРАМ?
— Перед входом в храм, естественно, нужно перекреститься. Причем, делается это не единожды, а три раза. Мужчина при этом обязательно снимает головной убор, женщина же непременно должна быть с покрытой головой. Исключение могут составлять только девушки, то есть незамужние женщины. Налагая на себя при входе в храм крестное знамение и читая надпись над входом: "Благословен грядый во имя Господне" (или по-русски: "Благословен тот, кто идет во имя Господне"), мы должны помнить, что входим в дом Божий и получаем, естественно, Его благословение. Взамен же мы должны открыть наше чистое сердце, душу и способность принять в себя Христа.

— КАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ У ВХОДА В ХРАМ?
— Следует мысленно произнести: "Боже, милостив буди мне грешному" или "Боже, очисти меня грешного" . Смысл этих слов, их главная цель заключаются в том, что все земное, суетное человек должен оставить за порогом храма. Эти слова следует произносить в тот момент, когда накладывается крестное знамение.

— КАК ПРАВИЛЬНО НАКЛАДЫВАТЬ НА СЕБЯ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ?
— Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяются первые три пальца вместе, а два остальных — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами мы, изображая на себе крест, прикасаемся ко лбу, к груди, к правому и затем левому плечам и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев (по-славянски перстов) символизирует нашу веру во Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Два же пригнутых к ладони перста — нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа, ведь Он имеет два естества: Он есть Бог и Он есть Человек, ради нашего спасения сошедший с небес на землю. При этом следует знать, что на чело крестное знамение налагается для того, чтобы освятить ум и мысли наши, на грудь — чтобы освятить сердце и чувства, на плечи — чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших.

— В КАКИХ СЛУЧАЯХ НАКЛАДЫВАЕТСЯ КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ?
— Осенение себя крестным знамением и поклоны совершаются в определенные моменты Богослужения: во время пения "Господи, помилуй" и "Подай, Господи", во время молитвословий "Приидите поклонимся..." и "Аллилуйя", при этом мысленно возносится молитва Господу. Когда священнослужитель благословляет молящихся, произносит: "Мир всем", "Главы наши Господеви приклоним", а также совершает каждение стоящих в храме, креститься не надо, нужно только наклонить голову. Основными моментами в богослужении являются чтения из Священного Писания. Во время чтения Евангелия нужно стоять с наклоненной головой, внимательно слушая, а перед началом и окончанием чтения — перекреститься. Также преклоняется голова и при Великом, входе, когда Сам Христос невидимо входит в Царские врата. Особое внимание и благоговение, исключающие всякие хождения и разговоры, требуются во время Евхаристического канона — после пения: "Верую". Во время пения "Отче наш..." делается земной поклон.

— КАК ПРАВИЛЬНО ПРИКЛАДЫВАТЬСЯ К ИКОНЕ?
— Подойдя к иконе, надо, не торопясь, благоговейно, со страхом Божиим и с верою перекреститься два раза, поцеловать икону и, перекрестившись еще раз, отойти. Причем никогда не старайтесь целовать лик.

Детальное описание из нескольких источников: «молитва перед входом в церковь» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

Молитва перед входом в церковь

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется , запрещено по уставу, , это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.

Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам - в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».

К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».

Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».

*В храме, правильно целовать иконы, следует так:

Лобызая святую икону Спасителя - следует целовать ноги,

Божией Матери и Святых - руку,

а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя - во власины.

И помните. Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу.

ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».

Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Крестное знамение совершается следующим образом.

Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний - вместе (щепотью), безымянный и мизинец - согнув вместе, прижимаем к ладони.

2. В начале «Верую».

3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.

2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».

5. При словах «Честнейшую Херувим».

6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).

10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения «Достойно и праведно есть».

4. После «Тебе поем».

5. После «Достойно есть» или Задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».

8. В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

1. При словах священника «Мир всем»

2. «Благословение Господне на вас»,

3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,

4. «И да будут милости Великаго Бога» и

5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

1. Во время псалмов.

2. Вообще во время пения.

3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы

4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до “Сподоби, Господи” на вечерне в самый день праздника.

Икона слово греческое и в переводится как – «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.

Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий “пророк и чудотворец” Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.

За этим чудотворным образом закрепилось название – *Спас Нерукотворный*.

Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».

Икона призвана, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина

Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.

Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:

«Умиление» («Елеуса») – Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;

«Путеводительница» («Одигитрия») – Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.

Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.

При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр(в иночестве Давид) и княгиня Феврония

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

– святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив – известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся “аще муж безвинно возненавидит жену свою” –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. – святой младенец- мученик Гавриил Белостокский. Кстати, семейные молитвы, молитвы на некоторые случаи жизни, молитвы о СОЗДАНИИ СЕМЬИ,-ТУТ

Каждое из правил имеет почти одинаковое начало – предначинательные молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас, ..

Господи, помилуй. (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, ..

за этими начальными молитвами, следуют остальные.

После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, – Символ веры.

Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: “Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали”. Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.

Однако, не достигнув духовного совершенства, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.

Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва , оставленная Им Своим ученикам, называется Господней . Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва – *Отче наш*.

Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,

да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.

Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

Символ Веры – краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я - грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, - и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы - я дал бы ее - и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу - дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.

Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.

Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Утренние Молитвы в МП3, в полном объеме, вы можете прослушать , на этой страничке –

Священникам довольно часто приходится слышать от людей: вот, мол, батюшка, хочу прийти в церковь, но чувствую себя неловко, потому что не знаю, как правильно креститься, как правильно поставить свечку, подать записку о здравии или за упокой, заказать молебен или панихиду и т. д.
Прежде всего, каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь - это и есть дом Господень .
Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения - и вы привыкнете к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам, Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству. Знание богослужения избавляет от вредных суеверий и заблуждений. Так, некоторые люди несправедливо полагают, что таинство елеосвящения (соборование) надо принимать только перед смертью. Но соборование совершается над больными душой и телом в любом возрасте ради их исцеления. Постигая смысл богослужения, христианин может преподавать другим духовное назидание, спасая и себя, и слушающего.
Безгрешных людей нет. Но Господь, любя созданных по Его образу и подобию людей, неустанно призывает нас в Свою духовную лечебницу - Церковь. В храме Божием душа христианина наполняется живой верой, крепкой надежной и неиссякаемой любовью к Богу, ибо Храм - место проникновения молитв и глубоких духовных переживаний. Путь человека к Богу лежит через Храм и его святыни. Все другие здания на земле строятся для людей, но Храм созидается в честь и славу Божию. Поэтому есть обычай, подходя к Храму, читать молитву: «Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страсе Твоем...». Можно читать и такие молитвы, и псалмы, как « Достойно есть», 50-й, 90-й псалмы и др.

Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклоном.

Для того, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно - в знак равенства Лиц Святой Троицы, два остальных пальца - безымянный и мизинец - пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаемся ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех пальцев означает нашу веру в Святую Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого; два пригнутых к ладони пальца означают веру в Сына Божия Иисуса Христа и что Он имеет два естества - есть Бог и человек. Крестное знамение полагаем на лоб, чтобы освятить ум и мысли наши; на живот, чтобы освятить сердце и чувства; на плечи, чтобы освятить телесные силы.
Крестное знамение обычно совершается при словах: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» или любом, другом начале и конце молитвы. Но как не подобает призывать Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует делать часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение руки.
Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех оскорбят святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.
В Храме мужчины любого возраста снимают головной убор, женщины же молятся с покрытой головой. Это мы знаем из Священного писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.
Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами «Боже, милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавай мя, Господи, прости мя!».
К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм. Надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститься, поклониться и приложиться, то есть поцеловать Святую Икону, и еще раз перекреститься. После этого подойти к иконе и поцеловать ее.
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека.
Горящие в Храме являются выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу, а также радости и духовного торжества Церкви, они напоминают своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.
Горящая перед иконой свеча - знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Вместе с тем по существующему в Русской Православной Церкви обычно во время таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажженную свечу в знак надежды получить от Господа прощение за свои грехи и как дар Ему. Эту свечу, подходя к священнику, можно положить на аналой, где лежат Евангелие и Крест.
В записках о здравии или за упокой пишутся только имена, и только крещенных людей. За некрещеных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже (например, Ольгу, а не Олю) аккуратным почерком. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и т. д.) не пишутся. В одной записке не пишется - более 5-7 имен.
Нельзя поминать за упокой святых угодников, например: Блаженную Ксению, Патриарха Тихона, Святого Николая и др. Это они молятся за нас, а не мы за них.
В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого подойдите к любой иконе, там находящейся. Иконой (образом) называется изображение Самого Бога, Божией Матери, ангелов, святых угодников. Это изображение освящено святой водой, через освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится нами как святая. Иконы бывают чудотворные, через которые пребывающая в них благодать Божия проявляется в чудесах (например, исцеление больных). Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона - это не сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому мы должны молиться не иконе, а Богу или святому, который на ней изображен.
На иконах могут быть изображения Божией Матери, святых ангелов, святых людей или угодников Божиих.
Мы молимся Божией Матери, потому что Она ближе всех к Богу и одновременно к нам. Ради Ее материнской любви и Ее молитв Господь Иисус Христос много нам помогает. Она - Великая и Милосердная Заступница за всех нас. Икон Божией Матери много, мы чтим их, но Она - одна, и мы молим спасти нас Пресвятую Богородицу, а не Ее икону.
На иконах изображаются и святые угодники Божией. Их так называют потому, что, живя на земле, они угодили Богу своей праведной жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас, помогают живущим на земле. Они как посредники между Богом и людьми. Бывает, мы обращаемся к Богу с молитвой, но Бог не слышит ее, потому что наши грехи как стена, через которую ничего не слышно. Тогда мы и обращаемся с мольбой к святым угодникам, чтобы они донесли нашу молитву к Богу, попросили за нас, умолили Его простить нас и помиловать.

Святые имеют разные названия : пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные и праведные.
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе. Они жили до рождения Христова.
Апостолы - ученики Иисуса Христа, их было 12, а потом еще 70. Они распространяли Христианскую веру. Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову, называются равноапостольными (князь Владимир, Святая Нина и др.).
Мученики - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения, и даже смерть. Если после мучений они скончались мирно, их называют исповедниками , если же умерли после особенно тяжелых(великих) страданий - великомучениками. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .
Святители - это епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью(Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий митрополит Московский и др.). Святители, претерпевшие мучения за Христа, называютсясвященномучениками . Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна
Златоуста называют Вселенскими Учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.
Преподобные - праведные люди, которые удалились от мирской жизни, пребывания в девстве (то есть не вступали в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, и угодили Богу (Сергий Радонежский, Серафим Саровский). Преподобные, претерпевшие мучения, называются преподобномучениками .
Бессребреники без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные.
Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, были семейными людьми (Иоаким и Анна и др.). Родоначальников человеческого рода: Адама, Ноя, Авраама и т. д. называют праотцами .
На иконах и картинах вокруг главы Спасителя, Божией Матери и святых угодников изображается сияние - нимб. Нимб - это изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединяющегося с Богом. Это сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.
Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Если вы знаете, что это икона, допустим, Святителя Николая, то, подойдя к ней, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угоднице Христов и отче Николае, помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим...» и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему Храму, так как это отвлекает других молящихся. Если, подойдя к иконе, вы не знаете, как она называется, присмотритесь - возможно, на ней есть надпись, или спросите окружающих, но негромко.
Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью в определенных случаях. Перед их иконами, если они есть в Храме, можно поставить свечу, можно заказать им молебен. Если таких икон нет, поставьте свечу и помолитесь перед иконой Спасителя, потому что к Нему обращены все наши молитвы и Его святые угодники молят за нас. Призывая или прославляя святых угодников Божьих, мы должны призывать или прославлять их всем сердцем, с горячностью души, чтобы таким образом приблизиться к ним и по возможности уподобиться им, потому что они с нами и за нас тогда возносят молитвы к Богу, когда мы призываем или прославляем их чистым сердцем.
Кого же нам призвать на помощь в наших бедах и скорбях? Прежде всего, Спасителя, Пресвятую Богородицу, своего Ангела-Хранителя, а также святых угодников.

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, но не мешая другим входящим, и сотворить три поклона с молитвами:

«Боже, милостив буди мне, грешному», – поклон.
«Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», – поклон.
«Создавый мя, Господи, прости мя!» – поклон.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи, помилуй! (трижды.) Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

После этого по обычаю, поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и становятся на службу с благоговением и страхом Божиим.

По отпусте (окончании) службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь, с такими же поклонами и отпустом. Приходить в храм следует за 10–15 минут до начала богослужения. Этого времени бывает обычно достаточно, чтобы подать записки, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.

Азы православия

При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и святые отцы учат и, можно сказать, просят нас, чтобы мы подавали бедным. Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого.

Азы православия

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. И как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, так нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Как подготовить себя к посещению храма. Храм, является домом Божьим, небом на земле, местом, где совершаются величайшие Таинства. Поэтому, необходимо, всегда готовится к принятию святынь, чтобы Господь не осудил нас, за небрежность в общении с Великим.* Принимать пищу, перед посещением храма, не рекомендуется, запрещено по уставу, это всегда делается натощак. Некоторые, отступления возможны при немощи, с обязательным укорением себя.
Одежда, имеет большое значение, об этом, упоминает апостол Павел, заповедуя женщинам, обязательно покрывать голову. Он отмечает, что покрытая голова женщины, является положительным знаком для ангелов, ибо, это является признаком скромности. Не хорошо, посещать храм в короткой, яркой юбке, в вызывающе открытом платье или в спортивном костюме. Дурным, считается все, что принуждает окружающих, обращать на вас внимание и отвлекает от службы и молитвы. Женщина в брюках, в храме, явление тоже, неприемлемое. В Библии, существует, еще ветхозаветное запрещение женщинам одеваться в мужскую одежду, а мужчинам - в женское. Уважайте чувства верующих, даже если это ВАШЕ первое посещение храма.

Утром, встав с постели своей, возблагодарите нашего Господа, даровавшего нам возможность, провести ночь в мире и продлившего нам, дни для покаяния. Неспешно умойтесь, встаньте перед иконой, зажгите лампадку (обязательно от свечи), для придания молитвенного духа, приведите свои мысли в тишину и порядок, всех простите и только тогда начните читать, утренние молитвы из молитвослова. Если есть время, почитайте одну главу из Евангелия, одну из деяний Апостолов, одну кафизму из Псалтири или один псалом. При этом, необходимо помнить, что всегда, лучше прочесть одну молитву, с искренним чувством, чем все молитвы, с навязчивой мыслью, поскорее завершить. Перед своим выходом, произнесите молитву — : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Затем, перекрестись и спокойно шествуйте в храм. На улице, перекрестите дорогу перед собой, с молитвой: «Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла». По пути в храм, читайте про себя молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

*Правила входа в храм.
Прежде чем войти в храм, перекреститесь, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и произнесите к первому поклону: «Боже, буди милостив мне, грешному». второму поклону: «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя».
К третьему: «Без числа согреших, Господи, прости мя».
Затем, проделав то же самое войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, произнесите про себя: «Простите меня, братья и сестры».
*В храме, правильно целовать иконы, следует так:
Лобызая святую икону Спасителя - следует целовать ноги,
Божией Матери и Святых - руку,
а нерукотворный образ Спасителя и главу святого Иоанна Крестителя - во власины.
И помните!!! Если вы пришли на службу, то Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу.
ПРИМЕЧАНИЕ:- если у Вас нет сил простоять всю службу, то можно посидеть, ибо как говорил святитель Филарет Московский: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».
Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять!!!

Как ПРАВИЛЬНО КРЕСТИТЬСЯ.
Крестное знамение совершается следующим образом.
Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний - вместе (щепотью), безымянный и мизинец - согнув вместе, прижимаем к ладони.

Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца - веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Относительно того, какие поклоны и когда следует совершать, существуют определенные обширные церковные правила. К примеру, не совершаются земные поклоны в период от праздника Пасхи до дня Святой Троицы, а также в воскресные дни и в дни великих праздников.

Креститься без поклонов: 1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
2. В начале «Верую».
3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш».
4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:
1. При входе в храм и при выходе из него - три раза.
2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
4. При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
5. При словах «Честнейшую Херувим».
6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
7. Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
9. После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении - по 3 поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном:
1. В пост при входе в храм и при выходе из него - 3 раза.
2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
3. В начале пения «Достойно и праведно есть».
4. После «Тебе поем».
5. После «Достойно есть» или Задостойника.
6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно».
8. В Великий пост, на Великом повечерии,при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
9. В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения
1. При словах священника «Мир всем»
2. «Благословение Господне на вас»,
3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
4. «И да будут милости Великаго Бога» и
5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Креститься не положено.
1. Во время псалмов.
2. Вообще во время пения.
3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов.
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ИКОНЫ В ДОМЕ
Спас Нерукотворный

Икона слово греческое и в переводится как — «образ». Священное писание гласит, что сам Иисус Христос первым дал людям Свой видимый образ.
Правивший, во время земной жизни Господа Иисуса Христа, в сирийском городе Эдесса, царь Авгарь был тяжко болен проказой. Узнав, что в Палестине, находится великий «пророк и чудотворец» Иисус, который учит о Царствии Божьем и исцеляет у людей любые болезни, Авгарь уверовал в Него, и послал своего придворного живописца Ананию, чтобы тот передал Иисусу, письмо Авгаря, с просьбой о исцелении и своем покаянии. Кроме этого, он велел живописцу, нарисовать портрет Иисуса. Но сделать портрет, художнику не удалось, «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему, пришел сам Господь. Он взял кусок ткани и приложил его, к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою благодати, запечатлелся Его божественный образ. Получив этот Святой Образ — первую, Самим Господом сотворенную икону, Авгарь с верою приложился к нему и за веру свою получил исцеление.
За этим чудотворным образом закрепилось название — *Спас Нерукотворный*.

Предназначение иконы
Главное предназначение иконы – помогать людям возноситься над мирской суетой, оказывать помощь в молитве. «Икона — это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему, как к совершенной Красоте».
Икона призвана, - пробуждать в предстоящем перед ней духовную потребность молиться, припадать к Богу в покаянии, искать утешение в скорбях и молитвах.

Какие иконы должны быть в доме православного христианина
Дома нужно обязательно иметь иконы Спасителя и Божией Матери. Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя. Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение Господа с благословляющей рукой и раскрытой или закрытой книгой. Также, часто для дома приобретают икону Спаса Нерукотворного.
Икону Богородицы чаще всего выбирают из следующих иконографических типов:
«Умиление» («Елеуса») — Владимирская, Донская, Почаевская, Феодоровская, Толгская, «Взыскание погибших» и др.;
«Путеводительница» («Одигитрия») — Казанская, Тихвинская, «Скоропослушница», Иверская, Грузинская, «Троеручница» и др.
Обычно на Руси принято в каждом домашнем иконостасе располагаеть икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников очень часто располагают иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона. Если позволяет место, желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила.
При желании можете дополнить иконами покровителей. Например:Покровители семьи.- святые благоверные князь Петр(в иночестве Давид) и княгиня Феврония
Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
— святые мученики и исповедники Гурий,Самон и Авив — известны среди православных христиан как покровители супружества, брака, счастливой семьи; им молятся «аще муж безвинно возненавидит жену свою» –они заступники женщины в трудном браке. ПОКРОВИТЕЛЬ ДЕТЕЙ. — святой младенец- мученик Гавриил Белостокский.

Как ПРАВИЛЬНО молиться. Молитвы читаются по определенным ПРАВИЛАМ. Правилом называется порядок чтения молитв, закрепленный Церковью, их состав и последовательность. Различают: утреннее, дневное и вечернее правило, правило к Святому Причащению.
Каждое из правил имеет почти одинаковое начало — предначинательные молитвы:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Царю Небесный …
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас, ..
Господи, помилуй … (трижды).
Слава Отцу, и Сыну, ..
Отче наш …»
за этими начальными молитвами, следуют остальные.

Если вы, ограниченны во времени, — то воспользуйтесь, молитвенным Правилом, Серафима Саровского:
После сна, умывшись, прежде всего, надо встать перед иконами и, благоговейно перекрестившись, прочитать трижды Господню молитву *Отче наш*. Затем трижды *Богородице Дево,радуйся* и, наконец, — Символ веры.

Можно ли, молиться своими словами? Можно,- но в пределах некоторых ограничений.
Церковь не запрещает молиться своими словами. Более того, она на это указывает и предписывает, скажем, в утреннем правиле: «Кратко принеси молитву о спасении отца твоего духовного, родителей твоих, сродников, начальников, благодетелей, знаемых тебе, болящих или находящихся в печали». Таким образом, мы можем сказать Господу своими словами о том, что касается наших знакомых или нас лично, о том, что не говорилось в помещенных в молитвослове молитвах.
Однако, не достигнув духовного совершенства, молясь пришедшими на ум словами, пусть даже они исходят из глубины души, мы можем оставаться лишь на своем уровне духовности. Приобщаясь же к молитвам святых, стараясь вникнуть в их слова, мы становимся каждый раз немного выше и лучше духовно.
Пример того, как нужно молиться, дал нам Сам Господь. Молитва, оставленная Им Своим ученикам, называется Господней. Она существует, во всех молитвословах и входит, в состав церковных служб. Это молитва — *Отче наш*.

Молитва Господня(данная нам Иисусом Христом) —
Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое,
да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не дай впасть во искушение, но избавь нас от лукавого.
**********

СИМВОЛ ВЕРЫ:
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца рожденного до начала времени; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все было сотворено.
Нас ради людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день, как предсказывали Писания. И восшедшего на небеса и царствующего с Отцом. И вновь грядущего во славе, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.

ПСАЛОМ 50.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония мои. Омой меня от всех беззаконий моих, и от греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я знаю, и грех мой всегда предо мною. Пред Тобой одним согрешил я, и злое пред Тобою сотворил я, так что Ты прав в приговоре Своем и справедлив в суде Своем. С самого рождения моего я виновен пред Тобою; я - грешник от зачатия моего во чреве матери моей. Но Ты любишь искренних сердцем и открываешь им тайны премудрости. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и белее снега я стану. Верни душе моей радость и веселие, - и возрадуются кости мои, Тобою сокрушенные. Отврати лицо Твое от грехов моих и все беззакония мои очисти. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во мне. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Верни мне радость спасения Твоего и Духом Твоим Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от преждевременной смерти, Боже, Боже спасение мое, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! Отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Тебе. Ибо не желаешь Ты жертвы - я дал бы ее - и ко всесожжениям не благоволишь. Жертва Богу - дух сокру­шенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Обнови, Боже, по милости Твоей Сион, воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы праведные; тогда возложат на алтарь Твой жертвы Тебе.

*Песнь Пресвятой Богородтце:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecи душ наших.

*Молитвы Пресвятой Богородице:
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас, раб Божиих (имена) из глубины греховныя и избави нас от смерти внезапныя и от всякого зла. Подаждь, Госпоже, нам мир и здравие и просвети нам ум и очи сердечныя, еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна со Отцем и Пресвятым Его Духом.

*Более простая молитва —
Пресвятая Мати Божия, моли Сына Своего и Бога об откровении ума моего и о благословении начинаний моих, и ниспослании свыше помощи в делах моих, и оставлении грехов моих, и о получении вечных благ.Аминь.

МОЛИТВЫ ПЕРЕД ЕДОЙ и ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ
Благословение пищи или Благодарственная молитва, произносится перед началом трапезы.
Молитву, возможно читать сидя или стоя. Но, если присутствуют люди, исповедующие другую веру, то молитву вслух, лучше не произносить!
Молитва, по содержанию, может быть краткой или пространной. Три, ниже приведенных варианта молитв перед трапезой, являются наиболее распостраненными, так как являются, наиболее краткими:

1. Господи, благослови нас и эти дары Твои, вкушаемые нами щедрот
Твоих. Во имя Христа, Господа нашего, аминь.

2. Благослови, Господи, эту пищу, чтобы она пошла нам во благо и придала
сил для служения Тебе и помощи тем, кто в ней нуждается. Аминь.

3. Возблагодарим Господа за даруемую нам трапезу. Аминь.

Представляем вам и другие варианты молитв, перед едой:

1. Отче наш… Или: Очи всех обращены к Тебе, Господи, и Ты всем даешь пищу в нужное время,
открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее.

2. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, ибо Ты насытил нас земными Твоими благами. Не лиши нас и
Небесного Твоего Царства, но как некогда пришел к ученикам Твоим, мир даруя им, приди к нам и спаси нас.

Часто, верующие люди, перед и после принятия пищи, просто читают три молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». «Господи, помилуй» (трижды). «Молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

А, если захотелось, перекусить яблочком или бутербродом, например, то священнослужители, рекомендуют, просто перекреститься или перекрестить съедаемое!

МОЛИТВЫ на СОН ГРЯДУЩИМ:
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

*Молитва святого Макария Великого, к Богу Отцу
Боже вечный и Царю всякаго создания, сподобивый мя даже в час сей доспети, прости ми грехи, яже сотворих в сей день делом, словом и помышлением, и очисти, Господи, смиренную мою душу от всякия скверны плоти и духа. И даждь ми, Господи, в нощи сей сон прейти в мире, да востав от смиреннаго ми ложа, благоугожду пресвятому имени Твоему, во вся дни живота моего, и поперу борющия мя враги плотския и безплотныя. И избави мя, Господи, от помышлений суетных, оскверняющих мя, и похотей лукавых. Яко Твое есть царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Пресвятому Духу
Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, умилосердися и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, и отпусти ми недостойному, и прости вся, елика Ти согреших днесь яко человек, паче же и не яко человек, но и горее скота, вольныя моя грехи и невольныя, ведомыя и неведомыя: яже от юности и науки злы, и яже суть от нагльства и уныния. Аще именем Твоим кляхся, или похулих е в помышлении моем; или кого укорих; или оклеветах кого гневом моим, или опечалих, или о чем прогневахся; или солгах, или безгодно спах, или нищ прииде ко мне, и презрех его; или брата моего опечалих, или свадих, или кого осудих; или развеличахся, или разгордехся, или разгневахся; или стоящу ми на молитве, ум мой о лукавствии мира сего подвижеся, или развращение помыслих; или объядохся, или опихся, или без ума смеяхся; или лукавое помыслих, или доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем; или неподобная глаголах, или греху брата моего посмеяхся, моя же суть безчисленная согрешения; или о молитве не радих, или ино что содеях лукавое, не помню, та бо вся и больша сих содеях. Помилуй мя, Творче мой Владыко, унылаго и недостойнаго раба Твоего, и остави ми, и отпусти, и прости мя, яко Благ и Человеколюбец, да с миром лягу, усну и почию, блудный, грешный и окаянный аз, и поклонюся, и воспою, и прославлю пречестное имя Твое, со Отцем, и Единородным Его Сыном, ныне и присно и во веки. Аминь.

*Молитва
Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко Благ и Человеколюбец прости ми. Мирен сон и безмятежен даруй ми. Ангела Твоего хранителя посли, покрывающа и соблюдающа мя от всякаго зла, яко Ты еси хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

*Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия Матере Твоея, и безплотных Твоих Ангел, Пророка же и Предтечи и Крестителя Твоего, богоглаголивых же апостол, светлых и добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец, и всех святых молитвами, избави мя настоящаго обстояния бесовскаго. Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива. Ей, Господи мой, утешение мое, Иже мене ради окаяннаго в тленную плоть оболкийся, исторгни мя от окаянства, и утешение подаждь души моей окаянней. Всади в сердце мое творити Твоя повеления, и оставити лукавая деяния, и получити блаженства Твоя: на Тя бо, Господи, уповах, спаси мя.

*Молитва Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.

*Молитва святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.

Молитва Честному Животворящему Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.

*Молитва
Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец.
*Молитва
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй. Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости. Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния. Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь.

*Исповедование грехов ПОВСЕДНЕВНОЕ:
Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому, Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прешедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах: о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Когда отходите ко сну, — обязательно произносите:

*В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь.*

Спаси и сохрани Вас ГОСПОДЬ!!!