Роль плавания в реабилитации детей с овз в условиях центра содействия семейному воспитанию «берег надежды. Польза плавания для детей с ограниченными возможностями Занятия в бассейне для инвалидов

Каждый год государство выделяет деньги для разработки индивидуальных программ для реабилитации детей-инвалидов. По официальной статистике в 2015 году было разработано 329 837 программ.

Положительные результаты индивидуальных программ зафиксированы в 145 685 случаях. Это значит, что кому-то помогло медицинская реабилитация, кому-то — санаторно-курортное лечение. Занятия в воде также рекомендуются в курсах реабилитации.

Кто такие особые дети

Особые дети — это обычные дети. Они смеются, любят играть и чутко реагируют на ласку. Физические ограничения или патологии развития не делают их особенными. Такими их делают потребности — в пандусе, процедурах или аппаратах, а также отношение общества. Самое лучшее для ребенка-инвалида — отношение к нему как к равному.

В Москве существует Федерация водных видов спорта для лиц с ментальными нарушениями http://mos-mdws.ru

В юридических терминах особые дети — это дети-инвалиды с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна, ДЦП и пр.

Слово« инвалид» изначально называло римских воинов, негодных к военной службе. В Европе не говорят« инвалид» об особых детях. О них говорят, что это дети с особыми нуждами. Российское общество еще только идет к такому отношению. Потому что в СССР как стране, победившей фашизм, не было инвалидов. Их изолировали, ссылали в специальные лагеря, «чтобы они не портили своим видом „жизнерадостную картину“ общества победителей»(Вестник Дайнсайд ап. Сделай шаг. Апрель 2015. № 1(51))

Зачем особым детям раннее плавание

Ходить в бассейн с ребенком — хлопотное дело. Ходить в бассейн с ребенком с особыми потребностями — маленький подвиг. Мама продумывает тысячу мелочей — от дороги и питания до того, куда маленького или физически ограниченного ребенка пристроить в душе.

Это тяжелый тру д. Но ненапрасный. Плавание дает результаты, поэтому родители преодолевают болезни, пробки, неудобства и вновь и вновь приходят в бассейны.

Видео предоставлено клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz

Плюсы плавания

С водой ребенок приобретает уверенность и независимость



Ребенок боится воды, если не приучен к ней с рождения. Он боится попадания воды в глаза или плачет в воде. Он не умеет держаться на воде, поэтому вода вызывает у него панику и стресс. Когда родители вместе с ребенком преодолевают страх воды, появляется уверенность. Вода дает детям с физическими ограничениями больший диапазон движений и гибкость.

Вода развивает координацию и помогает освоить новые двигательные навыки. Дети, плохо владеющие телом, боятся падений. В воде страх пропадает и ребенок начинает работать руками и ногами попеременно. Развиваются шаговые и ребенок плывет. Хотя на суше он плохо ходит и управляет конечностями.

Ходьба в воде требует усилий в 10 раз больше, чем на суше. Она учит владеть телом в пространстве и перемещать центр тяжести. Сила сопротивления воды заставляет ребенка координировать движения и двигать руками и ногами с разной скоростью и частотой. При этом ребенок не чувствует тяжести собственного тела.

Акватерапия, гидротерапия, водолечение — разновидности реабилитации особых детей при помощи воды. Сюда входит подводный массаж, лечебные ванны, плавание и пр.

Развивает мышцы и учит владеть телом

Занятия по плаванию в центре« Водород» посещала девочка с ДЦП. До бассейна девочка занималась пассивной гимнастикой 2 года у инструктора. Разрабатывали вялые мышцы, сгибали/разгибали руки и ноги. Прогресс шел, но медленно. В сентябре пошли в бассейн. Вода провоцирует активность. Она заставляет работать мышцы, скрадывает неловкость движений и отсутствие координации. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствует себя комфортнее, чем на суше.

Инструктор параллельно мотивировала девочку игрой в мяч. Небольшой мяч заманчиво качался перед девочкой на волнах. Заставить тянуться до него — конечная цель такой игры. Для этого нужно сообраться, скоординировать движение и выбросить руку. Полезность такого действия выше, чем обычное согни/разогни с инструктором на суше. Через 6 месяцев девочка развилась физически и стала лучше владеть своим телом. Чем раньше ребенок учится координировать свои движения, тем лучше.

Укрепляет суставы

Дети с синдромом Дауна страдают от гипермобильности суставов. Сустав ограничивают мягкие ткани, мышцы и связки. Если они атрофированы или слабы, сустав подвижен и разболтан. Когда ребенок находится в воде, его мышцы укрепляются. Натренированные мышцы и связки фиксируют сустав.

на 90%
уменьшается
вес тела в воде

У ребенка в воде снижается риск травм. Он способен мощно плыть — то есть делать сильные движения с полной амплитудой, которые на воздухе ему недоступны. Кроме этого в воде ребенок учится делать попеременные движения. Они необходимы, чтобы держаться на поверхности. Попеременные движения нужны, например, чтобы освоить шаг.

Для этого используют специальные упражнения. Например, детей просят залезать на бортик или плотик. Когда ребенок подтягивается на руках(особенно на высокий бортик), он переносит на руки вес своего тела и этим тренирует мышцы.

Стимулирует кровообращение и мозговую активность

Погружения в воду тренируют врожденный рефлекс задержки дыхания. У особых детей небольшой объем легких. Когда ребенка учат проныривать(не путать с наныриванием!), он учится управлять дыханием и тренирует диафрагму. В задержке дыхания участвует речевая кора больших полушарий. Она отвечает за речевое развитие, поэтому проныривания тренируют речь.

В воде дети, которые на суше часто дышат ртом(дети с синдромом Дауна, астматики и пр.) вынуждены закрывать рот и тренировать носовое дыхание. Это укрепляет носовой аппарат, а мощные вдохи носом расширяют носовые проходы и увеличивают поступление кислорода.

Есть мнение, что проныривания вызывают кислородное голодание мозга. Почему это не так, читайте здесь .

Корректирует нарушения осанки и заболевания опорно-двигательного аппарата

Бассейн стимулирует физическую активность. В воде вес тела не чувствуется. Чтобы выйти из бассейна, ребенок хватается за поручни. Благодаря этому укрепляются мышцы рук и вытягивается позвоночник.

Определенные упражнения в воде тренируют мышцы спины. А захват мячика ногой корректирует плоскостопие.


На форумах есть отдельные темы по плаванию особых детей в бассейнах. Форум littleone.ru

Учит общаться в обществе и дружить

Особых детей по возможности встраивают в обычные группы. Средняя численность группы — 8 пар. Если ребенок может посещать занятия без помощи родителей, его берут в группы адаптивного плавания.

Бассейн — источник удовольствия для детей. Одновременно это источник психологического комфорта. Потому что в воде получаются упражнения и движения, которые тяжело освоить на суше. Самооценка ребенка повышается, потому что он чувствует результат. Особенно если этот результат осязаем, например, надо .

Группы
адаптивного плавания
в бассейнах Газпром

Особые дети застенчивы. На занятиях они легче включаются в игры и проявляют эмоции. Групповые и особенно индивидуальные уроки учат самостоятельному общению со взрослыми. Это прививает ценные социальные навыки и способствует укреплению доверия.


Фотография предоставлена клубом AQUABABY. KZ, Алматы http://www.aquababy.kz

Почему плавание приносит не меньшую пользу, чем массаж

Массаж — это стороннее стимулирование. За ребенка делают определенные движения и тем самым накачивают ему мышечный аппарат. Например, сгибают за ребенка ногу и тем самым разрабатывают ножные мышцы. В массаже не задействована воля ребенка. Он не прикладывает усилий, чтобы согнуть ногу. Он не ощущает, тяжело это или легко. За него работает посторонняя сила

В Институте развития человеческого потенциала https://iahp.org/ большое внимание уделяют плаванию, ползанию и развитию определенных навыков у особых детей

В воде ребенок совершает движения через волевое усилие. Сначала это происходит непроизвольно, а затем контролируется самим ребенком. Его мозг отдает команду и нога сгибается. Поскольку ребенок чувствует сопротивление воды и собственного тела, он инстинктивно прикладывает больше усилий. Это дает больший результат.

Как экономить на бассейне

Для особых детей в коммерческих бассейнах предусмотрены льготные условия. Поскольку особые дети часто болеют, им переносят или возвращают стоимость занятий. В поликлиниках по направлениям от врачей такие дети занимаются бесплатно.


Центр« Водород» дает скидку 50% особым детям

Общество становится человечнее и .

Какие справки нужны, чтобы посещать бассейн

К занятиям допускают 2 врача — педиатр и невропатолог. В бассейне не спрашивают направления от специалистов(если это не государственный реабилитационный центр). Стандартный анализ на энтеробиоз для ребенка и осмотр терапевта для мамы.

Зачем в бассейне нужны дневники

Упражнения подбирают в зависимости от того, как ребенок отстает от возрастной нормы. Инструктор смотрит на развитие двигательных навыков и состояние рефлексов. Подбирают упражнения, воздействующие на отдельные мышечные группы и на организм в целом.

Занятие состоит из разминки и основной части.



Что взять в бассейн
О том, как собрать сумку в бассейн, . Особые дети плавают в свимпамперсах независимо от возраста.


Кто обучает плаванию особых детей

1 раз
в неделю посещать
бассейн мало.
Только регулярные и частые занятия дают нужный эффект

С особыми детьми занимаются в воде инструкторы. Для этого они проходят подготовку, на которой акцент делается на физиологические особенности, эмоциональное и психологическое восприятие мира, определенные комплексы упражнений.


Cертификаты системы birthlight официально не признаны в Российской Федерации, но признаны на территории Европы, Израиля и ряда других стран. Инструкторы не учат плавать в общепринятом смысле. Они прививают навыки безопасного нахождения в воде, любовь к плаванию и постижение возможностей своего тела через воду

Такими инструкторами могут быть

Выпускники Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Кафедра« Теории и методики гидрореабилитации».

Выпускники курсов повышения квалификации для врачей реабилитологов при Санкт-Петербургском Государственном Педиатрическом Университете

Инструкторы раннего плавания по системе birthlight

Плавание для особых детей развивается во всех странах. Посмотрите документальные фильмы наших коллег об этом

Спасибо за помощь в подготовке текста Алле Кравцовой, Юлии Васильевой, Елене Ермаковой-Куклиной

Плавание по праву считается одним из эффективных коррекционно-оздоровительных средств в процессе адаптивного физического воспитания детей-инвалидов, а также является великолепным средством для закаливания организма. Благодаря специфике водной среды появляются благоприятные условия для правильного формирования осанки, снимается нагрузка с позвоночника и уменьшаются мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений. Кроме того, улучшается деятельность сердечнососудистой и дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких, повышается интенсивность обменных процессов и значительно улучшается познавательная деятельность.

В процессе плавания у детей и подростков развиваются социально значимые личностные качества: дисциплинированность, смелость, самостоятельность, решительность, настойчивость и готовность в преодолении трудностей. Коррекционно-оздоровительная направленность плавания в «Центре коррекции здоровья» обусловлена необходимостью его использования при рекреативной и реабилитационной работе с детьми-инвалидами.

Плавание - занятие, доступные каждому!

«Центр коррекции здоровья » работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предлагает следующие виды плавания.

Для детей с нарушением слуха

Обучение плаванию детей с болезнями слуха позволяет решить задачу повышения социального статуса, уровня физического и психического развития, а также выступает в качестве профилактической меры при устранении несчастных случаев на воде.

Для детей с нарушением зрения

Занятия плаванием для детей с нарушенным зрением являются хорошим средством укрепления здоровья, повышают двигательную активность и являются мощным фактором социальной адаптации среди здоровых сверстников.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Гидрокинезотерапия для детей с ДЦП предоставляет оптимальные условия для рациональной тренировки мышц со сниженной функцией мышц. В процессе этого вида оздоровительного плавания используются:

  • физические упражнения в воде;
  • подводный ручной массаж;
  • элементы плавания;
  • коррекция положения в воде;
  • тренировка ходьбы в воде с применением дополнительной опоры.

Для детей с нарушением интеллекта

Если наблюдается нарушение интеллекта у ребенка, то родителям в первую очередь следует позаботиться о его физическом воспитании. Поскольку именно движение активизирует большинство функций организма, усиливает процесс дыхания, улучшает кровообращение и аппетит, нормализует здоровый сон, а также, что очень важно, нормализует психоэмоциональную сферу. При выполнении движений такому ребенку следует не только помогать, но и следить за тем, чтобы он выполнял их правильно

Работа провод ится по следующим направлениям

  • Нарушения органов слуха
  • Нарушение зрения (вплоть до полной утраты)
  • Нарушения интеллекта (синдром Дауна, аутизм, олигофрения)
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, нарушения осанки, врожденные и приобретенные патологии в развитии)

Наши преимущества

  • Данная работа подразумевает индивидуальное занятие с тренером в воде
  • Проводится участие в ежегодных спортивных мероприятиях и праздниках для детей с ограниченными возможностями

Кейсы

  1. Из истории мамы . Ребенок с нарушением интеллекта боялся воды. Возможность посещения открытого водоема, бассейна, аквапарка или путешествие на море всегда оставались под вопросом, так как он остро реагировал на воду. У него были истерические припадки, сопровождаемые криками и плачем. Но после года занятий в центре плавания ребенок не только перестал бояться воды, но и научился плавать, стал с удовольствием посещать все места, где можно искупаться.
  2. Из истории мамы . Ребенок, страдающий ДЦП, посещал массовую общеобразовательную школу, отметки по основным предметам никогда не расстраивали родителей - он прекрасно успевал и учился. Но занятия спортом или хотя бы посещения уроков физкультуры не представлялись возможным в связи с диагнозом. Обращались во всевозможные секции города, прежде всего, в бассейны, поскольку ребенок сильно хотел научиться плавать и в последующем заниматься этим видом спорта. Обучение продолжалось на протяжении полутора лет, девочка начала принимать участие, а побеждать немного и позже, на соревнованиях для лиц с поражением ОДА (опорно-двигательного аппарата). На сегодняшний день ребенок имеет спортивный разряд кандидата в мастера спорта (КМС) и стал седьмым на Кубке России, который проходил в Дзержинске в декабре 2013 года. Стоит отметить, что в этом заслуга не только ее инструктора, но и личное стремление сыграло большую роль.
Роль плавания для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Завьялова Т.А.

МБДОУ НГО «Детский сад

15 «Берёзка»,

инструктор по физической

культуре (плавание)

Для детей с ограниченными возможностями здоровья бассейн не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и существенный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций.

Проблема для детей с ОВЗ заключается в том, что в течение дня ими не выполняется физиологически необходимое количество движений.

Детям с подобными диагнозами необходимы систематические физкультурно-оздоровительные мероприятия, направленные на коррекцию и улучшение общего физического состояния ребенка. Дети в течение дня должны выполнять физиологически необходимое количество движений. Оптимальным видом физвоспитания для этих целей являются занятия по плаванию. Плавание, как никакой другой вид спорта, оказывает благотворное влияние на детей с проблемами со здоровьем. Занятия в бассейне помогают снять мышечный тонус у гиперактивных детей и детей с диагнозом ДЦП, способствуют развитию внимания, реакции и координации движений у ребенка с ЗПР и ОВЗ .

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плаванья чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В тоже время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка и предупреждает развитие плоскостопие. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. . Во время занятий плаванием учитывается специфика воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Организация занятий плаванием способствует установлению единого, оптимального физкультурно- оздоровительного режима детского сада.. В основу занятий для детей с ОВЗ в бассейне включены:

упражнения для освоения с водой (для начинающих),

обучение комплексу общеразвивающих физических упражнений на суше

овладение плавательными движениями различными способами,

определённые (индивидуальные) требования к выполнению стандартов.

Обучение плаванию детей с ОВЗ в дошкольном учреждении осуществляется на основе программ «Первые шаги» развивающее обучение на занятиях по плаванию в детском саду и Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду». Эта одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей 2-7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

Ведущая цель программы – создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, чтобы ребенок почувствовал себя в воде как можно более самостоятельным.

Основное содержание программы составляют физические упражнения и игры, освоение которых помогают детям научиться плавать. Программа ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей с ОВЗ к занятиям на всех этапах обучения, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.

При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребёнку. Во время занятий плаванием учитываю специфику воздействия водной среды на организм ребёнка. Она играет существенную роль в значительном уменьшении тяжести тела в воде под действием выталкивающей силы. Это очень важно при физической тренировке для детей с заболеваниями нервной системы и нарушениями развития опорно-двигательного аппарата.

Чтобы занятия на воде проходили более четко, каждое новое упражнение усваивалось быстрее, на спортивных площадках и в спортзале начинается:

I этап - «сухопутное плавание».

В процессе этих занятий проводится контрольное тестирование по основным физическим качествам: силе рук (подтягивание, отжимание), ног (приседание, выпрыгивание), гибкости (наклоны стоя и сидя), выносливости (бег на длинные дистанции без учета или с учетом времени) и даже ловкости (прохождение полосы препятствий). Если перечисленных качества находятся ниже среднего уровня, то в занятия дополнительно включаем комплекс общеразвивающих и специальных физических упражнений.

II этап - освоение воды и обучение движению в ней (глубина по пояс или по грудь, держась за поручни). Он включает в себя ряд последовательных упражнений:

Погружение в воду (с закрытыми и открытыми глазами, в очках и без них, «спасение тонущих игрушек»), задержка глубокого вдоха с медленным выдохом в воду.

Подвижные игры «Крокодильчики» и «Медуза» способствуют ускорению освоения воды.

III этап – обучение плаванию. Успешно освоив воду, ребенок готов плавать. Приступаем к обучению движениям ногами и руками при плавании вольным стилем (кроль на груди и на спине). Подготовительные упражнения подбираются в зависимости от степени поражения конечностей и индивидуальных особенностей воспитанника. В зависимости от сложности, степени заболевания, возраста ребёнка этот сложный этап занимает более или менее длительное время. Выбирая способ обучения плаванию, учитываем и характер ОВЗ. Так, детей с лёгкой степенью заболевания сначала начинаем обучать плаванию на спине.

Регулярное плавание с помощью подручных материалов - доски (на груди и спине) дают возможность более уверенно чувствовать себя на воде.

Пенопластовые доски могут использоваться в различных целях, включая:

увеличение интенсивности упражнений для туловища;

увеличение плавучести тела при выполнении упражнений в глубокой воде;

увеличение плавучести тела при выполнении упражнений на развитие мышечной силы и выносливости;

увеличение плавучести при выполнении упражнений на расслабление.

Мониторинг.

В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком - инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Вторая младшая группа (3-4 года).

- плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;

Средняя группа (4-5 лет).

- плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.

Старшая группа (5-6 лет).

- плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.

Подготовительная группа (6-7 лет).

- плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.

Выполнение упражнений детьми оценивается по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая .

2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя .

3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая . Ребенок активен.

Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно - гигиенические правила в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.

Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объем легких, способствует увеличению их жизненной емкости, улучшению обогащения крови кислородом. Все это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.

Литература:

1. Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина “Обучение плаванию в детском саду”, М. “Просвещение”, 1991

2. Е. К. Воронина “Программа обучения плаванию в детском саду”, Санкт-Петербург “Детство- Пресс”, 2003.

3. Устинова Е. В. Детский Церебральный Паралич, коррекционная работа с дошкольниками -М.: “Книголюб”, 2008 г.

4. Погребной А.И. КГУФК, «Плавание в системе физической и психической реабилитации детей с дефектом в развитии»,1997.