Фсб на лубянке. Здания Где находится лубянка

Главной достопримечательностью и визиткой Лубянки является монументальное старое здание ФСБ. Эта могущественная организация не раз меняла свое название и обросла, как и само легендарное здание, множеством слухов и легенд. Иностранцы увлеченно слушают рассказы гида о замученных в застенках тысячах людей, а россияне по привычке с опаской поглядывают на серую громадину, называя ее за глаза “проклятый дом” или “госужас”. История “Большого дома”, вошедшего в легенду, известна немногим, а ведь она не менее колоритна, чем летопись отечественных спецслужб.

КРОВАВАЯ ПАМЯТЬ МЕСТА

Территория между Лубянской площадью и Сретенскими воротами известна с XII века под именем Кучкова поля и связана с именем непокорного боярина Кучки, который встретил великого князя Юрия Долгорукого “зело гордо и недружелюбно”, за что и был предан смерти. Так что первое упоминание о Москве последовало вслед за казнью, и отрубленная голова боярина упала на место будущей столицы. Старожилы уверяют: тень гордого боярина до сих пор бродит по улицам и переулкам Лубянки. Время от времени здесь наблюдаются странные “шаровые молнии, вылетающие прямо из-под земли”. С тех пор место это зловещее и пугающее.

О названии Лубянка историки спорят и поныне. Согласно преданию, после насильственного присоединения Новгорода, чтобы уничтожить чересчур независимый дух новгородцев, Иван III переселил более трех сотен наиболее знатных новгородских семей в Москву, на территорию нынешнего лубянского квартала. В память о своем родном городе, где была улица Лубяница, переселенцы принесли в столицу это название.

Здесь в Смутное время ополченцы князя Пожарского дали два победоносных сражения польским интервентам.

Крови пролилось много, зато те навсегда забыли к нам дорогу. Через 200 лет на месте двора князя Пожарского разместилась усадьба московского генерала-губернатора графа Ф.В.Ростопчина. В 1812 г., в день оставления Москвы, здесь был растерзан озверелою толпою неповинный юноша Верещагин. Граф испугался собравшейся перед его домом толпы и перевел стрелку, принеся в жертву невиновного. Пока толпа расправлялась с жертвой, градоначальник удрал с заднего крыльца.

В 1662 году Лубянка стала эпицентром Медного бунта. Восстание было жестоко подавлено, а 30 зачинщиков бунта были казнены на Лубянской площади - расплата настигла бунтовщиков на том же месте, где они провинились. Снова на этом месте пролилась кровь.

На Лубянке при Варсонофьевском монастыре было устроено “убогое” кладбище, где хоронили безродных, нищих и самоубийц. В подвале “мертвецкого” сарая была устроена глубокая яма со льдом, куда складывали тела безвестных покойников. Дважды в год приходил священник, служил панихиду по всем умершим, и их сообща хоронили в общей могиле.

На углу Кузнецкого моста и Большой Лубянки в XVIII в. начиналось огромное владение Салтычихи - “мучительницы и душегубицы”, замучившей до полутораста крепостных. В глубине двора стоял ее дом-застенок, охраняемый свирепыми караульными и голодными псами. Обыкновенно она начинала “наказывать” дворовых девок сама, нанося побои скалкой, палками, поленьями, раскаленным утюгом. Затем по ее приказанию конюхи били провинившуюся кнутом и плетьми. В случаях особого исступления она морила голодом, привязывала голых девок на морозе, обливала кипятком, пытала горячими щипцами. “Урод рода человеческого”, - написала Екатерина Великая на приговоре Салтычихи.

После суда и заточения Салтычихи в Ивановский монастырь это залитое кровью владение кочевало из рук в руки, пока не перешло к прославившемуся своим милосердием к беднякам доктору Гаазу. Четверть столетия “отбеливал” эту землю святой доктор, искупая чужое преступление.

Поговаривают, что именно в лубянских подвалах Салтычихи спрятаны ее несметные сокровища. Сегодня на месте легендарной усадьбы - владения ФСБ.

ГЛАЗА И УШИ РЕЖИМА

На углу Мясницкой и Лубянки располагалось страшное детище Петра I - Тайная канцелярия. В 1762 году воцарившаяся Екатерина II учредила Тайную экспедицию, которая помещалась здесь же в начале Мясницкой.

Обер-секретарем Тайной экспедиции был назначен сыскных дел мастер Степан Иванович Шешковский. Его боялись и люто ненавидели, называя за глаза “вездесущим”. Он создал такую агентурную сеть, что мог в любой час доложить Екатерине о поступках и замыслах ее подданных. Темными потайными переходами обер-секретаря провожали в личные апартаменты императрицы, где она выслушивала его доклад. Екатерина при всей ее терпимости иногда выходила из себя, слыша от Шешковского сплетни о своей особе. Ею был даже издан особый “Указ о неболтании лишнего”, в котором категорически запрещалось распространять слухи, “порочащие честь и достоинство” государыни. Но порой и это не помогало обуздать языки. И тогда Екатерина посылала за Шешковским.

Он создал целую систему допроса с пристрастием, про которую рассказывали ужасы. “Вежливого” голоса Степана Ивановича боялись все: болтуны и светские дамы, либералы и картежники, масоны и должники. Все имели грехи и все верили, что Шешковский об этих грехах знает. Говорили, что даже великосветские дамы за сплетни пробовали кнут из его рук. Допрос обер-секретарь производил в комнате, уставленной иконами, и во время стонов и раздирающих душу криков читал молитвы. Злые языки шептали, будто за взятки он освобождал от наказаний и нажил таким путем несколько домов в обеих столицах. В этих зданиях он приказал оборудовать подвалы и пыточные.

Молва гласила, что в кабинете “вездесущего” находилось кресло особого устройства. Как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку Шешковского кресло опускалось под пол. Только голова и плечи виновного оставались наверху, а все прочее тело висело под полом. Там слуги отнимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не видели, кого наказывали. Все заканчивалось тихо и без огласки. Ни один вельможа не посмел пожаловаться императрице, ведь для этого пришлось бы сознаться, что он был выпорот как последний мужик. После такой унизительной экзекуции гость выкладывал все, что требовалось обер-секретарю.

Но нашелся человек, сумевший отомстить за свою поруганную честь. Он силой усадил Шешковского в страшное кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось. Слуги привыкли к душераздирающим крикам, и с “честью” выполнили свою работу. Слух о конфузе “вездесущего” облетел всю Россию. Суеверные москвичи уверяли, что это отомстили ему за невинно пролитую кровь подземные духи Москвы, раздосадованные зверствами грозного вельможи.

ЛУБЯНСКИЕ ДУХИ

Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви Гребневской Божией Матери, что стояла на Лубянской площади, и обнаружил там подземную галерею и белокаменные тайные ходы. Под каменными полами были найдены замурованные кирпичные склепы, гробы, женские парики, шелковый саван, туфли и золотой крест. Под верхним рядом погребений XVIII в. обнаружили еще два уровня могил (XVII и XVI вв.).

Король репортажа Гиляровский рассказывал, что при сносе “дома ужасов” в начале XX в. открылись мрачные подвалы со скелетами на цепях, в стенах - каменные мешки с останками узников. Забитый землей подземный ход привел его в одну из тюрем Тайного приказа, где были обнаружены темницы и пыточные. Своды, кольца, крючья. Когда в этих застенках пытали с пристрастием, то крики несчастных доносились до Кремля. По ночам москвичи видели на стенах здания какие-то светящиеся блики. Знатоки объясняли, что это духи темницы, не выдержав страданий людей, выходят наружу. Поговаривали, что по ночам здесь можно было увидеть привидения замученных и тайно погребенных арестантов.

Храм снесли спешно, ночью, приурочив его гибель к 1 мая 1935 г., аккурат в Вальпургиеву ночь. Шахта №14 Мосметростроя прошла через подземелье церкви. Были обнаружены подземные ходы к подвалам на Лубянку (в том числе к легендарному зданию чекистов). При строительстве подземного гаража КГБ неподалеку от места, где стояла церковь, нашли сразу два тайных хода, выложенных из белого камня, каменные мешки и пыточные застенки. В 1980-х годах на месте храма выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ. Охранники центра не раз жаловались на непонятные полночные звуки, раздающиеся словно из-под земли, и необъяснимые светящиеся блики в лабиринте лубянских подвалов.

Согласно народным преданиям, при каждом новом переезде грозного учреждения следом перебирались старые привидения и духи. Поговаривали, что вывелся особый вид нечисти, которая не просто откликается на стоны и крики мучеников, но и набирается от их звуков силы. После того как сломали старое здание, духи “на крик и стон” переселились в соседнее здание ВЧК-ГПУ. Хоть и заявляли громогласно чекисты, что не верят во всякую чертовщину, а по ночам иногда вздрагивали от доносившихся из подвалов стонов. Рассказывают, как “крошка нарком” Николай Ежов, заслышав по ночам подозрительные шорохи, палил из нагана в темные углы своего кабинета. Когда Ежова арестовали, то обнаружили пулевые отверстия в полу и на стенах кабинета.

Известный чекист Генрих Ягода был яростным врагом суеверий и “мистического дурмана”, однако, по слухам, и он боролся с “лубянскими духами”, тайком от подчиненных плескал на пол и на стены кабинетов изготовленную самолично отраву. Еще в 1933-1934 годах Ягода, в прошлом фармацевт, организовал в недрах ОГПУ-НКВД секретную лабораторию по производству ядов для устранения “врагов народа” сначала за границей, а затем и внутри страны. На Лубянке создавались специальные яды, приводящие к моментальной или быстрой смерти с имитацией симптомов других болезней. Поговаривали, что за несколько часов до ареста ему вдруг послышался таинственный тихий голос: “Бей свои склянки, они тебе уже не понадобятся”. После его ареста в кабинете обнаружилось множество стеклянных осколков.

Лаврентий Берия проявил себя несгибаемым атеистом. Таинственные стоны, вздохи и шорохи не смущали нового наркома. В таких случаях он начинал читать стихи или громко петь. А с генералом Виктором Авакумовым у лубянской нечистой силы установились панибратские отношения. Тот любил по ночам в одиночку выпивать у себя в кабинете и всегда оставлял на шкафу недопитую бутылку водки или коньяка. Утром это бутылка, разумеется, была пуста.

В знаменитом доме на Лубянке и сегодня отмечаются необъяснимые странные явления: то непонятные тени ползают по стенам, то не своим голосом звонит телефон или деловые бумаги неожиданно оказываются не в той папке. Ушедшие в запас сотрудники по секрету рассказывают, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали свой кабинет “на четыре угла” спиртными напитками или святой водой: так, на всякий случай.

ГОССТРАХ ИЛИ ГОСУЖАС?

В марте 1918-го ВЧК вместе с правительством перебралась из революционного Питера в Москву. Вскоре слово “Лубянка” приобрело зловещее звучание. Верные стражи революции - чекисты вселились в здание бывшего страхового общества (СО) “Якорь” на Большой Лубянке, 11. Здесь же на 2-м этаже находился кабинет ее первого председателя - Ф.Э.Дзержинского, в котором стоял огромный неподъемный стальной сейф. Он и поныне стоит на прежнем месте. Однажды напряженную работу первого чекиста прервала внезапно влетевшая в окно ручная граната. Дзержинский резво выскочил из-за стола и моментально скрылся в металлическом сейфе. Прогремевший вслед за этим взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены. Но сейфу не причинил никакого вреда. Согласно легенде, именно после этого чудесного спасения соратники стали называть своего шефа “железным”. А уже потом биографы обосновали этот псевдоним железной стойкостью рыцаря революции.

С легкой руки чекиста-мистика Глеба Бокия в 1920 г. ВЧК и позднее КГБ обосновались в Москве на Лубянской площади в здании бывшего страхового общества “Россия”. Здесь в бывшей гостинице, спрятанной в глубине двора, расположилась знаменитая “Нутрянка” - Внутренняя тюрьма ВЧК-ОГПУ-НКВД. Москвичи стали неосторожно шутить: “Был Госстрах, а стал Госужас”. Здание, прежде принадлежавшее СО “Россия”, держало в страхе всю Россию.

К концу 20-х г. в стенах легендарного дома чекистам становится тесно, и здание реконструируется. Прямо за ним, со стороны Фуркасовского переулка, было построено новое здание, имеющее в плане форму буквы Ш, как бы говорящее “Ша!” всем сюда попавшим. Была реконструирована и Внутренняя тюрьма - к ней надстроили еще 4 этажа. Проблему прогулки заключенных архитектор решил оригинальным способом, устроив шесть прогулочных дворов с высокими стенами прямо на крыше здания. Узников поднимали сюда на специальных лифтах.

В Москве в 30-е годы, как ни странно, продолжали шутить. Например, так: “Какое здание выше всех в Москве? Ответ: Лубянская пл., 2. С его крыши видно Колыму”.

В соседних флигелях располагались трактир Гусенкова и магазин Генералова, известный своими свежайшими продуктами. Рассказывают, что впоследствии следователи поглощали на глазах голодных допрашиваемых бутерброды с черной икрой и ветчиной, клятвенно заверяя их, что стоит только все подписать - и им принесут все то же самое.

В 1940-1947 годах чекистам снова стало тесно, и началась очередная реконструкция по проекту маститого архитектора, создателя ленинского Мавзолея А.В.Щусева.

В 1961 году прекратила свое существование Внутренняя тюрьма. Последним арестантом, которого видели ее стены, стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы была переоборудована под столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ. На закате эры Андропова окончательно оформляется Лубянская площадь. Слева, на месте кровавой усадьбы Салтычихи, было построено новое монументальное здание КГБ СССР, куда переехало руководство ведомства. А справа - вырос ВЦ КГБ.

В 1926 году, сразу же после смерти Ф.Э.Дзержинского, площадь и улица Большая Лубянка были переименованы в его честь. В 1958 г., в самый разгар “оттепели”, в центре площади, носившей имя первого чекиста, был установлен памятник Дзержинскому. Памятник простоял ровно 30 лет и 3 года - в августе 1991 г. он был низвергнут под ликование толпы. Стоит теперь себе на Крымском Валу в окружении поверженных соратников. Площади было возвращено старое название - Лубянская.

В следующем выпуске “Зазеркалья” мы расскажем о страшных тайнах Лубянки, лабиринте “ужаса и крови” и тайне смерти “железного Феликса”.


Улица Большая Лубянка на панораме Яндекса

Улица Большая Лубянка – улица в Красносельском и Мещанском районах Центрального административного округа Москвы. Находится между Лубянской площадью и площадью Сретенские ворота . Длина улицы – 750 м.

Улица Большая Лубянка в Москве – история, название

В XII-XIV вв. здесь проходила дорога во Владимиро-Суздальскую Русь. Образовавшаяся улица называлась Сретенка и составляла с нынешней Сретенкой одну улицу. В середине XIX в. часть улицы от центра до Бульварного кольца стала именоваться Большой Лубянкой. Тогда же появилась и Малая Лубянка .

Полагают, что в XV в. сюда переселили из Новгорода "лубяных дел мастеров", изготовлявших из луба – коры липы и берёзы – посуду для хранения продуктов, коробы, кошели и др. Но, судя по документам, в московские земли из Новгорода "выводились" не рядовые ремесленники, а знатные роды, которые и принесли с собой новгородское название Лубяница, получившее впоследствии московскую "окраску" – окончание "-ка".

В 1926-1991 гг. – улица Дзержинского.

Дома на Большой Лубянке

Большая Лубянка, 2/1/2 . Мясницкая, 1 / Большая Лубянка, 2 . Дом "Россия" .

Большая Лубянка, 11. Дом страхового общества "Якорь" . В середине XIX в. стоявший здесь дом купца Лухманова купило страховое общество "Якорь". В 1879 г. его перестроили под сдачу квартир внаём. После 1917 здание заняла ВЧК. В 1918 г. в кабинет Дзержинского, доставили Н.Д. Стахеева . Из него он вышел с пожизненной пенсией и дожил до 81 года.

Большая Лубянка, 12/1. Дом "Динамо" . Здесь была усадьба князя Дмитрия Пожарского. Угловой дом до 1917 г. занимала 3-я Мужская гимназия. В 1928-1931 гг. на её месте по проекту И.А. Фомина построили жилой дом спортивного общества "Динамо". Руководил строительством Лангман . В 1940 г. верхние этажи здания перешли в ведомство НКВД, а на первом этаже открылся ставший известным жителям столицы гастроном № 40.

Среди выпускников гимназии – поэт Ходасевич, писатель Ремизов, историк Богоявленский .

Большая Лубянка, 13/16. Дома Трындиных . По адресу Б. Лубянка 13 расположены два дома. Один – расположен на углу с Большим Кисельным переулком , второй – выходит на Большую Лубянку. Дома построены по проектам А.Е. Вебера в 1877 и 1902-1904 гг. по заказу братьев Трындиных .

Угловое трёхэтажное здание занимали магазины и квартиры для сдачи в аренду. В начале 1900-х дом надстроили на один этаж.

Здание, выходящее на Лубянку, внешне было трёхэтажным. На самом деле в нём можно насчитать шесть этажей или уровней. Огромные пролёты нижних окон покрывают два этажа. Первый – занимал магазин Трындиных, продававший оптические, физические, геодезические приборы, учебно-наглядные пособия и медицинские инструменты. Второй, оформленный в виде бельэтажа магазина, – аудитория для проведения опытов с новейшими физическими приборами. Третий этаж – конторы. Четвёртый – квартиры для сдачи внаём. Пятый этаж – астрономическая аудитория. Из неё витая лесенка вела в обсерваторию.

В 1918 г. дом забрали для нужд ВЧК: в нём разместились клуб, столовая и прочее. В 1919 обсерваторию национализировали, и открыли для посещений. В 1998 г. помещение обсерватории передали Министерству внутренних дел, которому принадлежала остальная часть здания. Оборудование демонтировали, обсерватория прекратила существование.

Большая Лубянка, 14. Дом "Московского страхового от огня общества" . Барочная усадьба перестроена в середине XVIII в. по проекту Ф.И. Кампорези. В 1811 г. её приобрел граф Ф.В. Ростопчин . Усадьба пережила пожар 1812 г. В 1826-1842 гг. она принадлежала его сыну – А.Ф. Ростопчину .

Сменив ряд владельцев, усадьба в 1883 г. перешла к "Московскому страховому от огня обществу", учрежденному в 1858 г. Л.Г. Кнопом, А.И. Хлудовым и К.Т. Солдатёнковым . В советское время она принадлежала органам государственной безопасности, в 1990-2000-х гг. – различным коммерческим организациям. В 2009 г. усадьба стала собственностью государства.

Большая Лубянка, 15/17. Многоквартирный дом И.С. Романова . Дом для сдачи квартир внаём построен Каминским в 1887 г. по заказу И.С. Романова. Современный вид приобрел в 1914-1915 гг., когда был надстроен тремя этажами и перелицован Остроградским .

Большая Лубянка, 22/1 . В первом этаже построенного в 1900 г. двухэтажного кирпичного дома располагались магазины. Одним из них был популярный магазин "Рыба". Второй этаж занимали квартиры, которые сдавались в аренду. После 1917 квартиры стали коммунальными. В середине 1920-х здесь в небольшой комнате жил Ильф . В 2002 г. дом снесли, на его месте появилось здание Всероссийской федерации волейбола.

  • Другие названия: КГБ / НКВД / ВЧК
  • Дата постройки: 1898 г.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: А. В. Иванов, Н. М. Проскурнин, В. А. Величкин, реконструкция А.В. Щусев
  • Адрес: Большая Лубянка ул., 2
  • Метро: Лубянка
  • Координаты: 37°37′42.03″E; 55°45′38.56″N

Одно из самых красивых и зловещих зданий на Большой Лубянке было построено в 1898 г. для крупнейшего страхового общества "Россия".

Участок под строительство страховое общество приобрело в 1894 году у помещика Н.С. Мосолова. Тогда же с позволения властей были снесены все старые постройки, а их месте архитектором А.В. Ивановым (автор гостиниц "Националь" и "Балчуг") в сотрудничестве с Н. М. Проскурниным и В. А. Величкиным было построено новое пятиэтажное здание, предназначенное для сдачи внаем. На крыше дома находились башенки, а центральную башенку с часами украшали две женские фигуры, символизировавшие Справедливость и Утешение. Через улицу Малая Лубянка в 1900-1902 годах в общем стиле с первым зданием был построен второй дом. Автором проекта вновь выступил А. В. Иванов. Помещения обоих зданий сдавались в аренду. Первые два этажа занимали различные магазины и лавки, а на остальных располагались квартиры, арендная плата которых была в 2-3 раза выше обычных по Москве.

В 1918 году, когда были ликвидированы все страховые общества, а их имущество и недвижимость национализированы, здание на Большой Лубянке было передано Московскому совету профсоюзов, но буквально через несколько дней сюда вселилась ВЧК. До 1991 года бывший доходный дом страхового общества "Россия" оставался основным зданием органов государственной безопасности РСФСР и СССР.

К концу 20-х годов ведомство расширилось, что потребовало увеличения площадей. Новый корпус в стиле конструктивизма появился в 1932-1933 годах. Здание, сооруженное по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Безрукова, было пристроено к дому ОГПУ. Вместе с этим главное здание было надстроено двумя этажами. Следующая реконструкция по проекту архитектора А.А. Щусева прошла в 2 этапа. Перестройка и реконструкция правой части здания с застройкой Малой Лубянки длилась с 1944-го по 1947-й год. Современный облик здание приобрело лишь в 1983-й году, после проведения очередной реконструкции, проведенной по задумке Щусева.

Из-за расположения здания КГБ на Лубянской площади ее название стало ассоциироваться с чекистскими структурами и службами безопасности.

Долгое время на площади стоял памятник основателю ВЧК/ГПУ Феликсу Дзержинскому. Но после падения советской власти скульптуру перенесли в Парк Искусств рядом с Крымским мостом. Ближе к зданию Политехнического музея был установлен другой памятник - жертвам политических репрессий. Это камень привезен с Соловецких островов, мест ссылки и заключений.

Федеральной службе безопасности в настоящее время принадлежит не только этот наиболее значимый дом на площади, но ряд других зданий в соседних кварталах, где среди прочих находится и общественная приемная ФСБ.

Слово "Лубянка" в Советском Союзе стало нарицательным и долгое время имело зловещее значение. Со зданием на Лубянке связано огромное количество слухов, небылиц и тайн. В советское время шутили, что самое высокое здание Москвы - КГБ на Лубянке. Мол, из его окон Сибирь видно.

При Екатерине II на смену ей пришла Тайная экспедиция Розыскных тайных дел. Там разбирали дела по оскорблению царствующих особ, чеканке фальшивой монеты и преступления против государства.

В 1870-х годах дом на Лубянке выкупил богатый тамбовский помещик и гравер-офортист Николай Мосолов.Будучи одиноким человеком, он жил в огромной квартире главного корпуса, а флигеля и дворовые строения сдавал в аренду Варшавскому страховому обществу, трактирам и магазинам. На верхних этажах находились меблированные комнаты. Их занимали бывшие тамбовские помещики, проживавшие остатки «выкупных» от освобожденных ими крестьян. А совсем обедневших помещиков владелец содержал за свой счет. В 1894 Мосолов продал все свои владения страховому обществу «Россия».

Желая окупить затраты, общество обратилось к властям за разрешением построить новый каменный четырех- или пятиэтажный доходный дом со множеством квартир.

В удовлетворение этого ходатайства управа намерена перенести водоразбор Лубянской площади на Шиповский проезд. От этой переноски водоразбора улучшится вид площади и не будет на ней никогда не пересыхающей грязи.

Городские власти дали добро. В конкурсе на строительство нового здания победил проект Н.М. Проскурнина, но его пришлось исправить, так как страховое общество «Россия» купило еще один участок земли. Тогда появилась идея построить на этих участках, разделенных Малой Лубянкой, сразу 2 зданий в одном стиле. Работы поручили опытному архитектору А.В. Иванову (автору проекта гостиницы »).

В 1898 году первое здание было готово. Крышу его украсили башенки, а центральную (с часами) венчали две стилизованные женские фигуры - символы Справедливости и Утешения. Второе здание в четыре этажа построили вдоль Малой в 1897-1900 годах.

В декабре 1918 года частные страховые общества ликвидировали, а их имущество национализировали. Дом страхового общества «Россия» на Лубянке хотели отдать Московскому совету профсоюзов, но в него въехали представители НКВД РСФСР.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

В сентябре 1919 часть этого дома заняли работники новой службы - Особого отдела Московской ЧК. Затем и весь дом вместе с расположенными внутри квартала меблированными комнатами «Империал» отдали Центральному аппарату ВЧК. Комнаты доходных домов заняли сотни сотрудников, а бывшие нумера «Империал» превратились в печально знаменитую внутреннюю тюрьму. С этого времени дом на Лубянской площади постоянно занимали спецслужбы - ОГПУ, НКВД и МВД, НКГБ, МГБ и КГБ СССР. С 1996 года здесь работает ФСБ.

К концу 1920-х ведомству стало тесно на Лубянке, поэтому за зданием общества «Россия» по проекту А.Я. Лангмана и И.Г. Безрукова возвели здание в конструктивистском стиле. Новая постройка слилась воедино со старым зданием, которое надстроили на 2 этажа.

В 1939 году Лаврентий Берия поручил А.В. Щусеву разработать проект реконструкции дома на Лубянке. Архитектор предложил объединить здания, разделенные Малой Лубянкой, и устроить в них внутренний двор. Строительству помешала война, поэтому реконструкция правой части здания завершилась лишь в 1947 году. Левая часть сохраняла вид XIX века до 1983 года.

В 1961 закрыли внутреннюю тюрьму Лубянки. Последним ее арестантом стал американский летчик-шпион Гарри Фрэнсис Пауэрс. Затем часть тюрьмы перестроили в столовую, а из остальных камер сделали кабинеты для сотрудников КГБ.

В годы массовых политических репрессий слово » вызывало страх: именно сюда привозили подозреваемых в преступлениях против советской власти. Их судьбы вершили в подвалах Лубянки, а на крышах, по легенде, в ожидании своей участи прогуливались заключенные. Из-за этого в Москве в 1930-е шутили, что самое высокое здание - дом 2 на Лубянской площади, так как с его крыши видно Сибирь и Колыму.

В этой тюрьме подозреваемые находились только во время суда. При этом номера камерам были присвоены вразнобой, и заключенные не понимали, где они находятся. В стенах были пустоты, поэтому возможности перестукиваться «на азбуке Морзе» у подозреваемых не было. А за глаза это здание называли «проклятый дом», и даже шутили, что «был Госстрах, а стал Госужас».

Говорят, что... ...когда в Москве 16 октября 1941 года ввели осадное положение, в Куйбышев (запасную столицу), отправились эшелоны Наркомата внутренних дел СССР. Вывозили не только имущество и сотрудников, но и важных политических заключенных.
...обер-секретарем Тайной экспедиции был Степан Шешковский. Его боялись и ненавидели, называли «вездесущим». Он создал такую агентурную сеть и систему допроса, что мог в любое время доложить Екатерине I о поступках и замыслах ее подданных. Допрос проходил в комнате с иконами, и во время стонов подсудимых Шешковский читал молитвы. В кабинете стояло особое кресло: как только гость усаживался в него, тайный механизм защелкивался, и пленник не мог освободиться. По знаку Шешковского кресло опускали под пол, только голова и плечи оставались наверху. Слуги снимали кресло, обнажали наказываемые части и усердно секли. Исполнители не видели, кого наказывали. После унизительной экзекуции гость выкладывал все, что требовалось. Но нашелся человек, сумевший отомстить. Он силой усадил Шешковского в кресло, захлопнул его, и кресло с хозяином провалилось. Слуги выполнили свою работу на славу, а слух о конфузе обер-секретаря облетел всю Россию.
...при сносе «дома ужасов» в начале XX века нашли мрачные подвалы Лубянки со скелетами на цепях и каменными мешками с останками узников.
...Николай Ежов, услышав подозрительные шорохи, стрелял из нагана в темные углы кабинета. Когда его арестовали, то обнаружили пулевые отверстия в полу и на стенах.
...Генрих Ягода был врагом суеверий, но и он, тайком от подчиненных, разбрызгивал на пол и на стены кабинетов изготовленную им лично отраву. Еще в 1933-1934 годах Ягода, в прошлом фармацевт, организовал в ОГПУ-НКВД секретную лабораторию по производству ядов для устранения «врагов народа». На Лубянке создавали яды, приводящие к быстрой смерти с имитацией симптомов других болезней. Говорили, что за несколько часов до ареста Ягоде послышался тихий голос: «Бей свои склянки, они тебе уже не понадобятся». После ареста в кабинете обнаружили много стеклянных осколков.
...Лаврентий Берия показывал себя несгибаемым атеистом. Таинственные стоны, вздохи и шорохи не смущали наркома. В таких случаях он читал стихи или громко пел.
...с генералом Виктором Авакумовым у нечистой силы установились панибратские отношения. Он любил по ночам выпивать у себя в кабинете и всегда оставлял в шкафу недопитую бутылку водки или коньяка. Утром бутылка, разумеется, была пуста.
...Феликса Дзержинского называли «железным» не из-за стойкости. В его кабинете стоял большой стальной сейф. Однажды работу первого чекиста прервала влетевшая в окно граната. Дзержинский выскочил из-за стола и скрылся в сейфе. Взрыв выбил стекла, повредил мебель и стены, а сейфу вреда не причинил.
...странные явления происходят и сегодня: то непонятные тени ползают по стенам, то не своим голосом звонит телефон, то бумаги оказываются не в той папке. А иногда здесь можно увидеть призраки замученных и тайно погребенных арестантов. Ушедшие в запас сотрудники рассказывают, как некоторые их бывшие коллеги тайком обрызгивали кабинет спиртом или святой водой.

G Я O L Страна Россия Россия Город Москва , Б. Лубянка , 2 Архитектурный стиль необарокко
сталинская архитектура
Архитектор Н. М. Проскурин, А. В.Иванов
А. В Щусев
Строительство XIX в. - XX в. Основные даты 1897-1898 годы - арх. Н. М. Проскурин, А. В. Иванов
1940-1947 годы - арх. А. В. Щусев
Статус Охраняется государством Состояние удовлетворительное Здание органов госбезопасности на Лубянке на Викискладе

История

Дом общества «Россия»

После кончины хозяина в 1840 году имение на Лубянке перешло по наследству к его вдове, а в 1857-м - к племяннику Семёну Николаевичу Мосолову. Он устроил в стенах дома частную галерею, где расположил собрание гравюр и картин. После смерти Мосолова в 1880-м коллекцию и усадьбу получил в собственность его сын Николай Семёнович . В этот период на участке располагалось несколько строений, занятых меблированными комнатами, гастрономом, Варшавским страховым обществом, фотоателье Фридриха Мебиуса и трактиром . Публицист Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи » так описывает доходный дом:

Номера все были месячные, занятые постоянными жильцами. <…> Узенькие, вроде тоннеля, коридорчики, со специфическим «нумерным» запахом. Коридорные беспрерывно неслышными шагами бегали с плохо луженными и нечищеными самоварами в облаках пара, с угаром, в номера и обратно. <…> Понемногу на место вымиравших помещиков номера заселялись новыми жильцами, и всегда на долгие годы. Здесь много лет жили писатель С. Н. Филиппов и доктор Добров, жили актеры-москвичи, словом, спокойные, небогатые люди, любившие уют и тишину .

В апреле 1894 года имение Николая Мосолова общей площадью более тысячи квадратных саженей выкупило страховое общество «Россия» за 475 тысяч рублей . По сообщениям журнала «Зодчий », правление конторы совместно с французским Международным обществом спальных вагонов и больших европейских гостиниц намеревалось возвести на этом месте отель. Предполагалось, что комплекс станет конкурентом премиального отеля «Националь », располагающегося неподалёку. Работами должен был руководить архитектор Ж. Шедан. Тем не менее параллельно с этим страховое общество устроило открытый архитектурный конкурс в Москве для создания проекта гостиницы, на который среди прочих свои работы представили А. В. Иванов, П. К. Бергштрессер, А. А. Гимпель, Н. М. Проскурнин и другие. Правление страховой компании отдало предпочтение совместной идее Бергштрессера, Гимпеля и Проскурнина. Но в этот же период в ходе переговоров с французской стороной приняли окончательное решение поручить разработку чертежей Шедану. В Москве руководить работами должен был Александр Иванов при участии Николая Проскурнина .

Вскоре после возведения фундамента нового дома отношения между русскими и французскими партнёрами разладились, поэтому руководство общества «Россия» перепоручило работы русским архитекторам Проскурнину, Иванову и Величкину. При этом часть построенных стен пришлось демонтировать, остальную - приспособить под новый проект: вместо гостиницы решили возвести пятиэтажный доходный дом в стиле эклектика . Строительные работы завершили в 1898 году (по другим данным - в 1900-м ). Со стороны площади фасад украсили надписью: «Страховое общество Россия». Аттик декорировали башенками, на одной из которых установили массивные часы. По бокам от них располагались лепные женские фигуры «Справедливость » и «Утешение » .

Первые этажи заняли книжная лавка Наумова, магазин швейных машин Попова и другие торговые лавки, верхние предназначались для съёмных апартаментов. Всего была 51 меблированная квартира, рассчитаная на состоятельных постояльцев, стоимость аренды могла достигать четырёх тысяч рублей в год. Общий ежегодный доход компании от аренды превышал 160 тысяч рублей. В разное время в стенах дома жили пианист Константин Игумнов и генетик Владимир Эфроимсон , помещалась женская гимназия Н. Е. Шписс .

В 1902 году справа от здания через улицу Малая Лубянка по проекту архитектора Александра Иванова построили четырёхэтажный корпус в пару к первому. В нём разместили контору грузовой компании «Кавказ и Меркурий ». Во внутреннем дворе находилось отдельно стоящее здание, которое занимал отель «Империалъ» .

Здание органов госбезопасности

В дальнейшем органы госбезопасности неоднократно преобразовывали и переименовывали: с 1921 года - ОГПУ , который в 1934-м вошёл в состав НКВД . Также в здании размещались НКГБ и МГБ в период существования отдельных ведомств госбезопасности. В 1946-м НКВД преобразовали в МВД , на базе которого с 1954-го функционировало КГБ СССР . После распада СССР в здании на Лубянской площади располагались главные российские спецслужбы , также неоднократно менявшие официальные названия. С 1996 года комплекс занимает ФСБ .

Аппарат органов госбезопасности постоянно расширялся. Если в 1928 году в конторе работало около 2,5 тысяч человек, то к январю 1940-го штат насчитывал уже 32 тысячи . По мере роста числа служащих требовалось расширение помещений. В 1932-1933 годах позади бывшего дома страхового общества архитекторы Аркадий Лангман и Иван Безруков возвели дополнительный корпус в стиле конструктивизм . Он имел форму буквы «Ш», его скруглённые углы дома выходили на улицы Большая и Малая Лубянки. Со стороны Фуркасовского переулка главный фасад оформили рустом и облицевали чёрным лабрадором , над входом поместили герб СССР . Современники указывали на архитектурные недостатки корпуса: нарушение целостности ансамбля и отсутствие единой стилистики . Первый этаж новопостроенного дома соединили с бывшим комплексом страхового общества «Россия» . Помещения заняли иностранный, транспортный, учётно-статистический отделы, главное управление пограничной охраной , архив, библиотека и другие службы . По новой нумерации новопостроенное здание получило номер 4, снесённые постройки ранее имели номера 6 и 10, поэтому они больше не числятся на улице Большая Лубянка . В этот же период здание внутренней тюрьмы надстроили четырьмя этажами .

В 1939 году архитектору Алексею Щусеву поручили реконструировать старые постройки. Изначально предполагали проект шестиэтажного здания, богато декорированного в верхней части. Однако позднее оформление сделали скромнее. Эскиз утвердил народный комиссар Лаврентий Берия ещё в 1940-м, но из-за Великой Отечественной войны строительные работы отложили. В этот период большую часть аппарата эвакуировали в Куйбышев , но в городе оставались чекисты, проводившие зачистки во время обороны столицы . Согласно «Московскому плану» НКВД, комплекс на Лубянке был заминирован и подлежал сносу в случае захвата города. Мины извлекли только в 1942-м .

К реконструкции комплекса под руководством Щусева смогли приступить в 1944 году . Архитектор предложил прервать Малую Лубянку, чтобы объединить два здания в одно и соорудить второй внутренний двор. Нижний этаж строения оформили серым гранитом , верхние ярусы простой ордерной структуры покрыли бежево-розовой штукатуркой . Она сочеталась с цветом пилястр , выполненных из болнисского туфа . Архитектурная композиция получила положительные отзывы современников. Некоторые исследователи указывают на сходство проекта с Палаццо делла Канчеллерия в Риме . Самому Щусеву приписывают следующее высказывание относительно оформления дома: «Попросили меня построить застеночек, ну я и построил им тюрьму повеселее» .

К 1948-му была реконструирована только правая часть комплекса, сохранившая оформление заднего фасада. Также возвели центральный сектор дома, декорированный лоджией над парадным входом. Главный фасад украсили часами, демонтированными с лютеранской церкви Петра и Павла в Старосадском переулке . Слева вплотную к строению примыкал старый корпус страхового общества, который был надстроен двумя этажами, но сохранил бо́льшую часть оформления. Здания объединили единым фасадом только в 1983-1985 годах по указу генерального секретаря Юрия Андропова . При этом бывший дом страхового общества полностью реконструировали под руководством архитектора Глеба Макаревича .

Параллельно с реконструкцией старого комплекса в 1979-1982 годах на противоположной стороне Большой Лубянки группа архитекторов под началом Макаревича возвела новое здание, куда переехало руководство КГБ СССР. Однако старый комплекс продолжали использовать для размещения административных служб органов госбезопасности. По состоянию на 2018-й дом относится к ведению Федеральной службы безопасности России .

Внутренняя тюрьма

Устройство и воспоминания

С 1920 года на территории комплекса действовала внутренняя тюрьма, значительно расширенная архитектором Аркадием Лангманом десятилетием позднее. В камерах содержали «наиболее важных контрреволюционеров и шпионов на то время, пока ведётся по их делам следствие, или тогда, когда в силу известных причин необходимо арестованного совершенно отрезать от внешнего мира, скрыть его местопребывание». Предположительно, первыми узниками стали дети землевладельца Николая Егоровича Ленина Сергей и Ольга. В 1923 году в здании на Лубянке содержали патриарха Тихона . В разное время здесь сидели революционер Николай Бухарин , Лев Каменев , актёр Всеволод Мейерхольд , военачальники Михаил Тухачевский , Василий Блюхер , Александр Кутепов , авиаконструктор Андрей Туполев , политический деятель Бела Кун , писатели и поэты Осип Мандельштам , Александр Солженицын , Сергей Есенин , а также многие другие общественные и культурные деятели .

По состоянию на 1936 год в тюрьме насчитывалось 118 камер, 94 из которых были одиночными. Всего комплекс единовременно вмещал до 350 заключённых. Также в здании действовали кухня, душевая, дезкамера , вещевой и продуктовый склады, библиотека. При этом нумерация помещений была специально перепутана, чтобы задержанные не могли определить местоположение своей камеры. Большинство комнат имело «семь шагов в длину и три шага в ширину». Согласно некоторым данным, внутренние стены сделали полыми для исключения возможности перестукивания . Однако ряд исследователей считает, что во время одной из реконструкций строители приняли за пустоты специальные гипсовые решётки вентиляции, которые установил архитектор Лангман, пытаясь решить проблему уязвимости вентиляционных каналов. Закрытый прогулочный двор оборудовали на крыше, куда поднимались грузовые лифты и вели отдельные лестницы. В коридорах действовала особая система конвоирования , исключавшая случайную встречу допрашиваемых . Порядки и атмосфера тюрьмы на Лубянке описана во множестве книг. Так, упоминания о ней встречаются в художественно-исторических романах «Жизнь и судьба », «Архипелаг ГУЛАГ » «В круге первом » и других . Кроме того, сохранилось много воспоминаний бывших арестованных о заключении в стенах Лубянки:

Камеры во Внутренней тюрьме были очень разные: тюрьма эта была устроена из какой-то третьеклассной гостиницы, но размеры камер были далеко не одинаковы. В нормальные, не тюремные, окна были изнутри вделаны решетки, а стекла густо замазаны серовато-белой краской. Поэтому в камерах было темновато. Еще гораздо темнее сделалось в них потом, когда на окна были наставлены снаружи жестяные щиты-ящики, окрашенные в серый цвет. Свет и воздух могли проникать в камеры только через небольшой продух вверху между щитом и окном; внизу и по бокам просвета не было. Кроме того, сами окна, из-за нелепо вставленных решеток, почти не открывались: можно было лишь чуть чуть приоткрывать их. Из-за этого, особенно после устройства щитов, в камерах бывало очень душно, а летом в переполненных камерах заключенные подчас просто задыхались. Мне говорили, что людей иногда вытаскивали из камер в полубессознательном состоянии. Сам я этого не видел, но, зная положение, охотно верю. Сергей Евгеньевич Трубецкой

По указаниям ряда историков и воспоминаниям заключённых, руководство внутренней тюрьмы активно применяло систему угнетения психики во время допросов. Так, были распространены беспрерывные дознания в течение нескольких суток. Однако к отдельным узникам применяли разные подходы. Николаю Бухарину позволили продолжить работу, и после заключения во внутреннюю тюрьму он написал четыре рукописи. Авиаконструктор Николай Поликарпов , пребывая на Лубянке, разрабатывал чертежи истребителя-моноплана И-16 . Закрытый режим объекта стал причиной появления предположений о существовании десятиэтажных подвалов под домом, где расстреливали заключённых и действовал крематорий . Информация о подземных этажах и крематории не подтверждалась. Тюрьма изначально была основана как следственный изолятор , откуда узников переправляли в соответствии с приговором. Однако некоторые заключённые подтверждали, что в подвалах действительно казнили . За всю историю из здания на Лубянке не сбежал ни один арестованный .

Эвакуация и расстрел заключённых

16 октября 1941 года в Москве ввели